Решение б/н б/а от 27 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-12685/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
25.09.2023                                                                                                                            г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<..............>,

членов Комиссии:

<..............>,

<..............>,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя ФГБУ ФНКЦ ФМБА России,

в отсутствие представителей ООО «Фрейм», извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 19.09.2023 № НП/39606/23,

рассмотрев жалобу ООО «Фрейм» (далее — Заявитель) на действия ФГБУ ФНКЦ ФМБА России (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по организации нового сегмента СКС с подключением, интеграцией и вводом в эксплуатацию (реестровый № 32312671652) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, перенаправленная письмом ФАС России от 18.09.2023 №28/75758/23.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу в назначенное время, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от Заявителя, которому направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению, в Управление не поступало.

Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие представителей Заявителя.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы заявка Заявителя неправомерно отклонена от дальнейшего участия в процедуре, поскольку его заявка полностью соответствовала требованиям документации.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Комиссией установлено, что 14.08.2023 Заказчик на сайте Единой электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по организации нового сегмента СКС с подключением, интеграцией и вводом в эксплуатацию (реестровый № 32312671652) (далее — аукцион, процедура).

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 01.09.2023 заявка Заявителя (порядковый номер 3) отклонена на основании пункта 10 Информационной карты, в связи с несоответствием заявки требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки, указанным в документации о закупке.

На основании пункта 10 Информационной карты комиссия не допускает участника закупки к участию в аукционе в электронной форме в следующих случаях:

1) непредоставления информации, предусмотренной документацией о закупке, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия заявки требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки, указанным в документации о закупке

Так, согласно пункту 16 Информационной карты заполнять заявку необходимо в соответствии с требованиями к ее содержанию. Заявка не должна содержать двусмысленных толкований и предложений, заявка должна содержать только достоверные сведения.

Предложение Участника в отношении объекта закупки (первая часть заявки) должно содержать конкретные значения показателей.

При описании участником закупки предлагаемых к поставке товара/выполнению работ/оказании услуг в первой части заявки (по форме № 1), включается весь перечень функциональных, эксплуатационных, технических, качественных и других характеристик товара/работ/услуг, установленных Заказчиком в Техническом задании, с соблюдением при описании, требований настоящей Документации. Описание предлагаемых к поставке товара/выполнению работ/оказанию услуг должно соответствовать структуре описания предмета закупки-технического задания (раздел 2 Документации), включая все рубрики, пункты (статьи), приложения и их последовательность.

Участник описывает товар, указывая: наименование товара, чёткое указание товарного знака (его словесного обозначения (при наличии), наименование производителя, страны происхождения товара, фирменного наименования, модели (при её наличии), варианта исполнения в полном соответствии с регистрационным удостоверением (если товар подлежит регистрации), сертификатом/декларацией соответствия; каталожный номер, артикул (при наличии) и т.п., формы выпуска, фасовки (количества в единице упаковки) в соответствии с каталогом (прайсом) производителя/продавца. Указания товарного знака и (или названия) не требуется, если предлагаемый товар выпускается производителем и реализуется без применения товарного знака (его словесного обозначения) и (или) названия. В этом случае участник размещения заказа вместо товарного знака (его словесного обозначения) и (или) названия должен указать в своей заявке применительно к такому товару соответственно: «товарного знака не имеется» и (или) «товарного названия (наименования) не имеется».

При описании предлагаемого к поставке товара участник должен дать исчерпывающее описание всех величин, параметров, характеристик (потребительских свойств) и пр. товара, по которым заказчиком установлены те или иные требования. Описание товара с указанием неконкретных характеристик, в том числе при одновременном указании нескольких товарных знаков (названий) в отношении одного и того же товара, либо употребление слова «аналог», словосочетания «или эквивалент», указание интервала (диапазона) значений вместо конкретного и т.п. может быть расценено комиссией заказчика как несоответствие заявки требованиям Документации с отказом в допуске к участию в закупке. Участник должен указывать значения характеристик товара в тех же единицах измерения, что были использованы заказчиком в техническом задании. Дополнительно участник размещения заказа вправе указать в заявке значение этих характеристик также и в других единицах измерения. Конкретные характеристики/показатели должны быть сформулированы по каждому значению (условию), с указанием каждой позиции, в соответствии с Техническим заданием.

Таким образом, исходя из вышеизложенных положений Закупочной документации участнику необходимо представить описание предлагаемых к поставке товаров не нарушая, в том числе, структуру и последовательность описания предмета закупки, установленную в Техническом задании (Раздел 2 Закупочной документации).

В разделе 2 Закупочной документации представлено Техническое задание.

Приложением № 2 к Техническому заданию установлена ведомость объемов работ на выполнение работ по организации нового сегмента СКС с подключением, интеграцией и вводом в эксплуатацию в количестве 80 позиций.

Разделом 4 Закупочной документации установлена форма первой части заявки, в которой участнику необходимо представить описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги в соответствии с требованиями Документации о закупке.

В соответствии с Формой 1 требования к описанию участником поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) установлены статьей 16 Информационной карты (раздел 1 Документации).

Комиссией установлено, что Заявителем в составе первой части заявки представлено предложение в отношении предмета, в котором отсутствовало предложение по позиции 8 «Вентилятор 21 шт.», указанному в пункте 8 Ведомости объемов работ, являющейся приложением № 2 к Техническому заданию.

Таким образом, в данном случае заявка Заявителя не соответствовала требованиям пункта 16 Информационной карты, согласно которому описание поставляемого товара должно соответствовать структуре и последовательности, установленной Разделом 2 Закупочной документации (Техническое задание).

Заявитель в жалобе ссылается на то, что данная позиция указана в таблице Наименование работ « Монтаж-Вентилятор шт.21» (строка 60).

Вместе с тем Комиссия отмечает, что Заявителем не была соблюдена структура и последовательность, установленная Техническим заданием.

Таким образом, представленное Заявителем описание предлагаемых к поставке товаров не соответствовало требованиям Закупочной документации.

Комиссия считает необходимым отметить, что в силу статьи 8 ГК РФ Заявитель, подавая заявку на участие в Закупке, конклюдентно согласился с условиями проведения конкурентной процедуры, в том числе в части требований о порядке представления конкретных значений показателей, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких требований.

В этой связи у Комиссии также отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в строгом соответствии с требованиями собственной Закупочной документации, которая не была оспорена Заявителем в административном порядке и с условиями которой Заявитель согласился при подаче заявки на участие в процедуре.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При этом, как было установлено Комиссией Управления, Заявителем не были соблюдены требования к заявке, установленные Закупочной документацией, в связи с чем у Заказчика имелись правовые основания для отклонения такой заявки от дальнейшего участия в Закупке.

Комиссия также обращает внимание на то, что в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 3 Закона о закупках, конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с обязательным соблюдением условия обеспечения конкуренции между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки.

Таким образом, учитывая требования Закона о закупках, по результатам проведения конкурентной закупки Заказчик обязан заключить договор с участником конкурса на условиях, изложенных в заявке победителя, а равно, предложение участника закупки, предоставленное им в составе заявки, должно быть продублировано в проект договора, и его отсутствие или отсутствие какой-либо части сведений/требований/условий исполнения договора в описании, будет являться основанием для не включения их в состав договора и основанием для отказа от их исполнения, или не учета при исполнении со стороны лица, выигравшего аукцион.

Комиссия также считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Указанное, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

В настоящем случае установлено, что на участие в Закупке подано 6 заявок, 3 из которых допущены к дальнейшему участию, по данному основанию отклонен только Заявитель, поскольку два других отклоненных участника не представили в составе заявки описание предмета закупки. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что документация участникам ясна, не содержала в себе двоякого толкования и не вводила в заблуждение. Напротив, допуск заявки такого участника, при наличии 3 заявок, оформленных в полном соответствии с требованиями документации являлось бы предоставлением преимущества такому лицу перед другими участниками, что недопустимо в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании изложенного, Комиссия считает решение Закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями Закупочной документации и требований Закона о закупках.

Вместе с тем Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Фрейм» <..............> на действия ФГБУ ФНКЦ ФМБА России <..............> при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 19.09.2023 № НП/39606/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны