Решение б/н б/а от 10 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-15714/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
07.09.2021 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «ТехноОйл», ГУП «Мосводосток»;

рассмотрев жалобу ООО «ТехноОйл» (далее также — Заявитель, Общество) на действия ГУП «Мосводосток» (далее также — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов для нужд ГУП «Мосводосток» (реестровый № 32110573791) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Заявителем оспариваются положения Закупочной документации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Извещение о проведении Закупки с начальной (максимальной) ценой договора в размере 5 000 000,00 руб. размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее — Официальный сайт) 20.08.2021.

Дата и время окончания подачи заявок - 30.08.2021 в 11:00 .

Дата рассмотрения первых частей заявок - 31.08.2021.

Дата рассмотрения вторых частей заявок - 02.09.2021.

Дата подведения итогов 03.09.2021.

В Приложении №4 к Техническому заданию «Перечень материалов и технических жидкостей» в требованиях к товару по каждой позиции все показатели товаров являются конкретными, без указания на возможный диапазон значений для подбора подходящего товара по всем характеристикам, а именно: индекс вязкости, вязкость кинематическая, температура вспышки, температура застывания, температура кипения, щелочное число, плотность, динамическая вязкость, сульфатная зольность, коксуемость, водородный показатель.

Согласно позиции Заявителя, характеристики указаны в конкретных значениях, в связи с чем становится невозможным подобрать к поставке более одного продукта по каждой позиции, что в свою очередь ограничивает конкуренцию. Так же Заявитель отметил, что законодательство РФ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требование заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты, и (или) показатели, значения, которых становиться известными только при испытании определенной партии товара после его производства, что в свою очередь имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке.

При этом одним из потенциальных участников электронного аукциона на электронной площадке Заказчику был направлен запрос на разъяснения, в котором Участник оглашает вышеизложенный вопрос. В ответ Заказчик пишет: «Требования к материалам и техническим жидкостям, указанные в Приложении №4 к Техническому заданию, являются наиболее важными для Заказчика, так как они используются в парке автомобильной техники, оборудовании и применяются в том числе на долив». В свою очередь, в Документации не указано, что товары требуются на долив и конкретные показатели товаров не объясняются этим.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что основной парк автомобилей Заказчика состоит из новой техники производства ПАО Камаз. Завод-изготовитель с января 2018 года производит конвейерную заправку двигателей автомашин маслом определенной марки, ввиду чего, во избежание снятия техники с гарантийного обслуживания, Заказчиком было принято решение об использовании смазочных материалов рекомендованных производителем техники к использованию на всех СТО официальных дилеров ПАО «КАМАЗ».

Исходя из представленого в материалы дела письма ПАО «КАМАЗ» для первой заливки и обкатки двигателей «КАМАЗ» используется моторное масло Gazpromneft Diesel Premium 10W-40. Указанное масло введено в конструкторскую, технологическую и эксплуатационную документацию автомобилей «КАМАЗ».

При этом в письме от 19.05.2021 ООО «ГАЗПРОМНЕФТЬ — Смазочные материалы» сообщило, что смешивание моторных масел, в том числе Gazpromneft Diesel Premium 10W-40 с продуктами других производителей без предварительного анализа сырьевых компонентов и технологий производства не рекомендуется и может повлечь потерю эксплуатационных свойств.

Относительно влияния того обстоятельства, что масло используется на долив, Заказчик сообщил, что в процессе долива масла сохраняется несливаемый остаток, который смешивается с вновь залитым маслом. Смешение масел разных производителей в штатных режимах эксплуатации недопустимо, так как это приведет к изменению рабочих свойств масел, их преждевременному окислению (старению). Кроме того, ни один из производителей масла не гарантирует, что содержащиеся в его масле присадки не вступят в нежелательное физико-химическое взаимодействие с присадками другого производителя. Возможные последствия — засорение маслоподводящих каналов ДВС (КПП, моста), увеличение трения, образование лаковых отложений на рабочих поверхностях деталей.

Комиссия оценивает доводы Заказчика критически ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Перечень закупаемых товаров заданы Заказчиком в Приложении № 1 к Техническому заданию, подробные характеристики - в Приложении № 4 к Техническому заданию.

Частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Таким образом, подпунктом «а» пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках Заказчику предоставлена возможность закупать товар конкретного производителя в случаях необходимости обеспечения совместимости уже используемых масел с закупаемыми в качестве долива.

При этом в силу пункта 1 части 2 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки, в том числе в отношении условий проведения закупочной процедуры.

Вместе с тем в Закупочной документации отсутствует указание на то, что закупаемые моторные масла используются для долива, что, по своей сути, исходя из писем ПАО «КАМАЗ» и ООО «ГАЗПРОМНЕФТЬ — Смазочные материалы», влечет невозможность предложение эквивалентного товара.

Комиссия также отмечает, что целями Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (пункт 1 статьи 1 Закона о закупках).

Для достижения целей удовлетворения потребностей в конкретном товаре Заказчику надлежит однозначно формулировать требования к таким товарам, в том числе относительно возможности (отсутствия возможности) предложения участниками эквивалентного товара.

Таким образом, Заказчику надлежит привести положения Закупочной документации в соответствии с собственной потребностью, определив её надлежащим образом.

Относительно установленных характеристик (плотность, вязкость и т.д.) Комиссия считает необходимым отметить, что положения Закона о закупках не обязывают участника закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявки. В связи с чем требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Названный правовой подход, изложенный в пункте 3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16, подержан Верховным Судом Российской Федерации в решении от 09.02.2017 по делу № АКПИ16-1287, в котором Суд указал, что желание заказчика требовать от участника закупки подробного описания в заявке различных показателей значения товара, в том числе и те, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства фактически направлены на создание неравных условий для участников закупки, что не соответствует принципу обеспечения конкуренции.

При этом Заказчиком в материалы дела не представлено доказательств наличия в открытом доступе всех запрошенных характеристик моторных масел.

Так, Заказчику по пункту 1 Технического задания требуется поставка моторного масла с классом вязкости по SAE: 10W;40 с кинематической вязкостью при 100°C - 14,3 мм2/c.

В соответствии с ГОСТ 17479.1-2015 «Масла моторные. Классификация и обозначения» (таблица А1) кинематическая вязкость при 100°C для SAE 10W составляет не менее 4,1; для SAE 40 - Св.12,5 до 16,3 включ.

В свою очередь, вязкость определяют в соответствии с ГОСТ 33111-2014 «Масла моторные. Метод определения кажущейся вязкости в интервале температур от минус 5°C до минус 35°C с использованием имитатора холодной прокрутки» в соответствии с разделом 3.2 которого для испытаний используется контрольное масло (check oil) - партия испытуемого масла, используемого для мониторинга выполнения измерения.

Из совокупности вышеизложенных положений Государственных стандартов следует, что такая характеристика как вязкость определяется в рамках конкретной партии моторного масла.

Таким образом, установление требований об указании характеристик, которые не могут быть известны только после проведения испытаний не соответствует принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

В пользу выводов антимонопольного органа свидетельствует тот факт, что согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок из 4 участников отклонены 3 в связи с несоответствием характеристик товара.

Резюмируя вышеизложенное, Комиссия, изучив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу о ненадлежащем формировании Закупочной документации, что не соответствует пункта 2 части 1 статьи 3, части 6.1 статьи 3, пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Таким образом, жалоба Заявителя признана обоснованной.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ТехноОйл» (ИНН: 6901022427, ОГРН: 1036900002370) на действия ГУП «Мосводосток» (ИНН: 7705013033 , ОГРН: 1027739015567) при проведении Закупки обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 6.1 статьи 3, пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны