Решение б/н б/а от 14 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-2971/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


09.03.2023 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «Широта», ООО «Центр реализации», а также конкурсного управляющего «...»;

в отсутствие представителей ООО «Ассет Менеджмент», Управление Росреестра по Новосибирской области, извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 03.03.2023 № ЕИ/9600/23;

рассмотрев жалобу ООО «Широта» (далее — Заявитель) на действия ООО «Центр реализации» (далее - Оператор ЭТП) при проведении ООО «Ассет Менеджмент» (далее — Организатор торгов) торгов по продаже имущества должника (сообщение № 10553744, далее — Торги) (далее — Жалоба);

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:


 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Оператора ЭТП при проведении Организатором торгов Торгов, перенаправленная письмом ФАС России от 01.03.2023 № 04/14688/23.

Комиссия отмечает, что, согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется Комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от Организатора торгов в Управление не поступало.

Таким образом, учитывая, что указанные лица надлежащим образом извещены о способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы без представителей Организатора торгов.

Согласно доводам жалобы Оператором ЭТП неправомерно отклонена заявка Заявителя на регистрацию на ЭТП.

Оператор ЭТП с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения.

Представитель конкурсного управляющего «...» также представил позицию.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Закона о банкротстве реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

В соответствии с письмом ФАС России от 15.07.2022 № ГМ/67432/22 антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта «а» пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о банкротстве торгов.

По смыслу положений Закона о банкротстве задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры — получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами.

Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов — определение победителя на конкурентной основе.

Аналогичный подход определения сути проведения торгов приведен в пункте 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 № 3 (2018).

Следовательно, нарушение установленного порядка организации и проведения торгов не может не свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку торги являются конкурентной формой определения наилучших условий реализации товара и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота). В противном случае при проведении торгов утрачивается признак конкуренции среди участников, в результате чего проведенная процедура выявления покупателя может противоречить ее сущности.

Кроме того, поскольку торги являются способом заключения договора по реализации товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка может сказаться на обеспечении конкуренции и формировании конкурентного товарного рынка путем лишения возможности потенциальных участников торгов принять участие в торгах либо необоснованного сокращения числа участников торгов. В случае проведения торгов в отсутствие конкурентной борьбы победитель таких торгов получает дополнительные преимущества на товарном рынке, на котором он осуществляет деятельность, поскольку увеличит количество своих основных производственных средств, при этом иные участники или потенциальные участники таких торгов будут неправомерно лишены возможности получения данного ресурса.

В связи с этим, и принимая во внимание позицию, изложенную в письме ФАС России от 15.07.2022 № ГМ/67432/22, рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Оператора ЭТП проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.

Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 утвержден Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее — Приказ № 495).

Комиссией Управления установлено, что сообщение о проведении торгов № 10553744 опубликовано в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве — 20.01.2023.

Вид торгов - открытый аукцион.

Дата и время начала подачи заявок - 23.01.2023 00:00.

Дата и время окончания подачи заявок - 01.03.2023 00:00.

Дата и время торгов - 06.03.2023 12:00.

Форма подачи предложения о цене — открытая.

17.02.2023 в 09:15 Заявитель подал заявку № 93384 на регистрацию на электронной торговой площадке (ЭТП) «Торги по банкротству», размещенной в сети Интернет по адресу: http://bankrupt.CenterR.ru/.

22.02.2023 в 14:24 заявка была Оператором ЭТП отклонена по следующим основаниям: «Заявление на регистрацию и (или) являющиеся приложением к нему документы и (или) сведения не соответствуют требованиям, установленным пунктом 2.2 Приказа Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495. Не представлены документы и (или) сведения, указанные в пункте 2.2, либо не соблюдены условия, предусмотренные пунктом 2.3 Приказа Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495. Представленные документы или сведения недостоверны»:

1. Не представлен устав организации. Документ должен быть представлен в одном файле формата pdf, jpg и содержать все страницы, включая страницу с отметкой из налогового органа. В случае если размер файла превышает 8,2 Мб, рекомендуется разделить его на части.

2. Паспорт руководителя представлен не в полном объеме (не все страницы). Документ должен быть представлен в одном файле в формате pdf/jpg/doc/doсх: отсканировать в одном файле весь документ или создать изображение (фото) каждого разворота паспорта в формате jpg и поочередно скопировать и вставить в новый Word файл в соответствии с нумерацией страниц. 3. Файл, содержащий весь паспорт, сохранить, подгрузить на площадке и повторно направить на проверку весь пакет документов.

Заявитель в своей жалобе отмечает, что сотрудниками технической поддержки ЭТП была представлена информация, что приложенный Устав не был принят вследствие технической ошибки, но, тем не менее, копия паспорта руководителя не соответствовала установленным требованиям, поскольку была представлена не в полном объеме.

Комиссия также установила, что 27.02.2023 в 05:35 Заявитель повторно подал заявку № 93489 на регистрацию на ЭТП.

02.03.2023 в 13:27 заявка № 93489 была принята Оператором ЭТП.

По мнению Заявителя, требование копии паспорта в полном объеме является излишним.

Комиссия отмечает следующее.

Регламент Оператора ЭТП (далее — Регламент ЭТП) разработан в соответствии с Федеральным Законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 № 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России».

В соответствии с пунктом 1.2 Регламента ЭТП настоящий Регламент является договором присоединения в соответствии со статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 7.1 Регламента ЭТП для обеспечения доступа к участию в торгах оператор электронной площадки проводит регистрацию на электронной площадке. Регистрация на электронной площадке осуществляется без взимания платы.

Пунктом 7.2 Регламента ЭТП установлено, что для регистрации на электронной площадке заинтересованное лицо (далее - заявитель на регистрацию на электронной площадке) с помощью программно-аппаратных средств сайта представляет оператору электронной площадки заявление на регистрацию с приложением следующих документов и сведений:

а) выписки или копии выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц), из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), выданной не ранее чем за тридцать дней до даты представления заявления на регистрацию;

б) копии учредительных документов (для юридических лиц), копий документов, удостоверяющих личность (для физических лиц, являющихся заявителями на регистрацию на электронной площадке или представителями заявителей, в том числе руководителями юридических лиц, являющихся заявителями на регистрацию на электронной площадке);

в) сведения об идентификационном номере налогоплательщика (для юридических и физических лиц);

г) сведения об основном государственном регистрационном номере (для юридических лиц и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями), сведений о страховом номере индивидуального лицевого счета (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

д) копии надлежащим образом заверенного перевода на русский язык документов, выданных в соответствии с законодательством соответствующего государства, о государственной регистрации юридического лица (для иностранных юридических лиц), государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и (или) документов, удостоверяющих личность физического лица (для иностранных физических лиц);

е) копий документов, подтверждающих полномочия руководителя заявителя на регистрацию на электронной площадке (для юридических лиц) или полномочия иного лица на осуществление действий от имени такого заявителя (для юридических и физических лиц);

ж) адрес электронной почты, номер телефона в Российской Федерации и почтовый адрес в Российской Федерации заявителя на регистрацию на электронной площадке.

Данное требование также установлено в пункте 2.2 Приказа № 495.

Относительно отклонения в части непредоставления Устава Комиссия отмечает, что Оператор ЭТП подтверждает неправомерное непринятие данного документа при рассмотрении заявки Заявителя от 17.02.2023 № 93384.

Вместе с тем Оператором ЭТП уже в дальнейшем при рассмотрении заявки от 27.02.2023 № 93489 указанный документ был принят.

В этой связи Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Оператора ЭТП нарушения требований пункта подпункта «б» пункта 7.2 Регламента ЭТП и подпункта «б» пункта 2.2 Приказа № 495.

Таким образом, Комиссия признает довод жалобы в данной части обоснованным.

Относительно отклонения за непредоставление копии паспорта в полном объеме Комиссия отмечает следующее, что вышеуказанным положением Регламента ЭТП не установлено, какие именно страницы документа, удостоверяющего личность, необходимо представить для регистрации, а так же не указано, что необходимо представлять все страницы такого документа.

Более того, Оператором ЭТП не приведено объективных доводов, свидетельствующих о необходимости представления всех страниц документа.

Вместе с тем отклонение заявления на регистрацию по мотиву некомплектности того или иного документа, при наличие в составе заявления достоверных сведений для идентификации лица является не иначе как формальным поводом для отказа в регистрации, не отвечающим целям Закона о банкротстве.

Согласно пункту 7.7 Регламента ЭТП Оператор электронной площадки отказывает в регистрации на электронной площадке в следующих случаях:

а) заявление на регистрацию и (или) являющиеся приложением к нему документы и (или) сведения не соответствуют требованиям, установленным пунктом 7.2 настоящего Регламента;

б) не представлены документы и (или) сведения, указанные в пункте 7.2 настоящего Регламента, либо не соблюдены условия, предусмотренные пунктом 7.4 настоящего Регламента;

в) представленные документы или сведения недостоверны. Отказ в регистрации на электронной площадке по иным основаниям, кроме указанных в настоящем пункте, не допускается. В случае принятия решения об отказе в регистрации на электронной площадке оператор электронной площадки направляет 9 заявителю на регистрацию на электронной площадке уведомление, содержащее указание на основания принятия данного решения, предусмотренные подпунктами «а» - «в» настоящего пункта.

После устранения указанных оснований для отказа в регистрации заявитель вправе повторно подать заявление на регистрацию и представить документы и сведения, предусмотренные в пункте 7.2 настоящего Регламента.

В срок не более трех рабочих дней со дня повторного и последующего поступления документов и сведений, оператор электронной площадки регистрирует заявителя на электронной площадке и направляет ему уведомление о регистрации.

То есть, Комиссия отмечает, что согласно подпункту «б» пункта 7.7 Регламента ЭТП Оператор электронной площадки отказывает в регистрации на электронной площадке, если не представлены документы и (или) сведения, указанные в пункте 7.2 настоящего Регламента, либо не соблюдены условия, предусмотренные пунктом 7.4 настоящего Регламента.

Таким образом, Комиссия считает необходимым отметить, что ввиду представления соответствующих документов в составе заявления на регистрацию, у Оператора ЭТП не имелось оснований для отказа в регистрации Заявителя на ЭТП.

При этом Комиссия также обращает внимание, что безосновательный отказ в регистрации на ЭТП лишил Заявителя возможности быть потенциальным участником Торгов.

В рассматриваемом случае Комиссия установила, что представленных страниц документа, удостоверяющего личность, достаточно для идентификации лица, поскольку из представленных файлов возможно установить личность и место регистрации руководителя юридического лица.

Данная позиция также подтверждается следующей судебной практикой: определения Верховного Суда Российской Федерации от 28.09.2015 № 304-ЭС 15-11247 по делу № А03-12653/2012, от 03.12.2015 № 304-3C15-16757 по делу № А03- 1798/2013, от 07.11.2018 по делу № А09-5310/20218, № 309-КП 8-17854 по делу № А50-34585/2017, постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 по делу № А21-6453/2015 и постановлению Арбитражного суда Центрального округа от 16.12.2021 по делу № А83-17293/2020.

Соответственно, Комиссия также приходит к выводу о наличии в действиях Организатора торгов нарушения требований подпункта «б» пункта 7.2 Регламента ЭТП и подпункта «б» пункта 2.2 Приказа № 495.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия также приходит к выводу об обоснованности довода жалобы в указанной части.

Резюмируя изложенное, с учетом имеющихся в настоящее время документов и сведений, на основании конкретных фактических обстоятельств дела, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя обоснованной.

Вместе с тем, поскольку срок на подачу заявок в оспариваемых Торгах истек, Комиссия приняла решение не выдавать Оператору ЭТП обязательное для исполнения предписания для устранения выявленных нарушений.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Оператора ЭТП при проведении Организатором торгов Торгов обоснованной.

2. Установить в действиях Оператора ЭТП нарушения подпункта «б» пункта 7.2 Регламента ЭТП и подпункта «б» пункта 2.2 Приказа № 495.

3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.


 


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны