Решение б/н б/а от 5 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-12822/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
02.08.2021 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО ЧОО «Оберег-Кубань», ФГБУК «Агенство по управлению и использованию памятников истории и культуры»;

рассмотрев жалобу ООО ЧОО «Оберег-Кубань» (далее также — Заявитель, Общество) на действия ФГБУК «Агенство по управлению и использованию памятников истории и культуры» (далее также — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов (реестровый № 32110418698) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Заявитель не согласен с оценкой его заявки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Извещение о проведении Закупки с начальной (максимальной) ценой договора в размере 5 855 999,76 руб. размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее — Официальный сайт) 25.06.2021.

Согласно итоговому протоколу от 14.07.2021 Заявителю(заявка 8827) присвоено суммарно 96,33 баллов, что соответствует 2 месту в Закупке.

Заявитель считает, что Заказчиком нарушен установленный порядок оценки заявок по критерию «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема».

Так, Заявитель не согласен с непринятием к оценке договора на оказание охранных услуг No259 от 30.09.2014 года, заключенный с ООО «Краснодар Водоканал» в соответствии с Федеральным законом №223-ФЗ от 18.07.2011 года (открытый запрос предложений №31401436642). Срок договора: с 01.10.2014 по 30.09.2015. Кроме того, были предоставлены дополнительные соглашения: №1 от 29.08.2015 (договор продлен по 30.06.2016), №2 от 29.09.2016 (договор продлен по 30.09.2017), №4 от 01.09.2017 (договор продлен по 30.09.2018), №5 от 14.09.2018 (договор продлен по 30.09.2019), №6 от 26.09.2019 (договор продлен по 30.09.2020), №7 от 01.09.2020 (договор продлен по 30.11.2020), №8 от 02.12.2020 (договор продлен по 31.12.2020).

Участник предоставил акты, подтверждающих надлежащее оказание услуг по охране. Стоимость договора за 2014 год - 2 373 808,32 рубля, за 2015 - 9 423 154,08, за 2016 - 9 285 302,61, за 2017 - 8 972 859,30, за 2018 - 9 022 914,30, за 2019 - 9 081 979,20, за 2020 - 9 290 208 рублей.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Соответствующий порядок был установлен Заказчиком в Приложении № 1 к Информационной карте, в том числе по критерию «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема»:

Значимость показателя критерия = 30коэффициент значимости показателя (НЦБExКоэф) = 0,3.

Оценка по данному показателю производится в соответствии с Приложением №1 к Положению о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГБУК АУИПИК.

Лучшим условием исполнения договора по показателю для заказчика является наибольшее значение показателя.

При оценке по данному показателю анализируется предложенная участником в заявке информация.

Оценке подлежит предложение участника открытого конкурса об опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, а именно: оценивается количество исполненных контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» по охране объектов с ценой, составляющей не менее 20% от начальной (максимальной) цены договора, за период с 2018 до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном конкурсе (период считается по актам оказанных услуг).

Под исполнением договора, контракта в целях настоящей конкурсной документации понимается добросовестное исполнение условия договора, контракта с подтверждением актами об оказании услуг на весь период оказания услуг по каждому договору, контракту. Под успешным оказанием услуг понимается исполнение исполнителем (участником закупки) договора, контракта без применения к такому исполнителю (участнику закупки) неустоек (штрафов, пени).

Подтверждением опыта участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема служит:

Копии исполненных договоров, включая все листы и приложения к ним, копии актов приемки оказанных услуг, и/ или иных документов, подтверждающих их исполнение.

Документы предоставляются в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.

Под успешным оказанием услуг понимается исполнение исполнителем (участником закупки) договора без применения к такому исполнителю (участнику закупки) неустоек (штрафов, пени).

Данный показатель рассчитывается следующим образом:

Количество баллов, присуждаемых по данному показателю, определяется:

НЦБiEx= НЦБExКоэф * 100 (Ki/Kпред)

где:

НЦБExКоэф – коэффициент  значимости показателя;

Ki – предложение участника открытого конкурса, которое оценивается;

Кпред – предельное предложение из всех предложений участников открытого конкурса по данному показателю;

Кпред -5;

При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе информации об опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема за указанный период, подтвержденной копиями исполненных договоров, включая все листы и приложения к ним, копии актов приемки оказанных услуг/выполненных работ и иных документов, подтверждающих их исполнение, участник открытого конкурса получает 0 баллов по данному показателю.

Непредставление таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.

Заказчик пояснил, что Обществом в составе заявки представлено 7 договоров; приняты к оценке как соответствующие требованиям документации – 4. 3 договора не были использованы для оценки, т.к. 2-ва из них не были заключены в рамках ФЗ от 05.04.2013 №44 -ФЗ, либо ФЗ от 18.07.2011 №223-ФЗ.

В отношении договора от 30.09.2014 года, заключенный с ООО «Краснодар Водоканал» Заказчик пояснил, что такой договор не соответствует требованиям Документации, изложенным в п.2.1. Приложения к Информационной карте Документации о закупке, т.к. данный договор заключен в 2014 году и не попадает во временные рамки, указанные Заказчиком в аукционной документации.

Представленные дополнительные соглашения № 1 от 29.08.2015, № 2 от 29.09.2016, № 4 от 01.09.2017, № 5 от 14.09.2018, №6 от 26.09.2019, № 7 от 01.09.2020, № 8 от 02.12.2020 к указанному договору в нарушение требований п.5 ст. 4 ФЗ от 18.07.2011 №223-ФЗ и п.5.2.11. Положения о закупках ГК «Росводоканал» не были размещены в ЕИС, в связи с чем комиссия Заказчика не могла установить подлинность и достоверность указанных дополнительных соглашений, и, соответственно, указанные дополнительные соглашения не были приняты комиссией для оценки.

На сайте ЕИС (номер закупки 31401436642) опубликовано дополнительное соглашение №1 от 16.09.2015, которое фактически дублирует содержание дополнительного соглашения №1 от 29.08.2015, но отличается датой подписания и лицом, подписавшим Приложение №2 к дополнительному соглашению №1 от 16.09.2015, что ставит под сомнение достоверность и подлинность представленных Заявителем документов.

Комиссия оценивает доводы Заказчика критически, поскольку доводы о несоответствии временного периода не соответствуют установленному в Документации порядку оценки, согласно которому период считается по актам оказанных услуг, а не по дате заключения договора. При этом акты к спорному договору представлены, в том числе, за период с 2018 по 2020 годы, что соответствует заданному Заказчиком временному периоду для подтверждения опыта участника.

В силу статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

Вместе с тем Заказчиком не представлено доказательств, что им предпринимались действия по установлению действительности спорных дополнительных соглашений (осуществление запросов участнику или заказчику по договору).

При этом лишь факт отсутствия размещения отдельных документов в ЕИС и смена подписанта не могут являться безусловным доказательством недостоверности представленных документов в отсутствие надлежащих доказательств таких обстоятельств.

При этом под недостоверными сведениями следует понимать сведения, не соответствующие действительности. В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

Для принятия решения о непринятии отдельных документов заявки по причине наличия в ней недостоверных сведений Заказчик должен располагать неопровержимым и документальным подтверждением данного обстоятельства.

В настоящем случае, как следует из материалов дела, поданная Заявителем заявка требованиям Документации соответствовала. Каких-либо оснований сомневаться в достоверности представленных в ней сведений у Заказчика не имелось, неопровержимыми доказательствами недостоверности таких сведений последний не располагал. Доказательств обратного Заказчиком не представлено, а Комиссией не установлено.

Комиссия также оценивает доводы Заказчика критически в связи с тем, что фактически своими действиями Заказчик ставит участника в зависимое положение от факта исполнения заказчиками, с которыми заключены договоры, обязанности по размещению такой информации в ЕИС. Кроме того, установленный порядок оценки не содержит положений, свидетельствующих о возможности проведения дополнительной оценки Заказчиком.

Также Комиссия считает необходимым отметить, что в силу части 1 статьи 4.1 Закона о закупках федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивает ведение в единой информационной системе реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (далее - реестр договоров). Порядок ведения указанного реестра, в том числе включаемые в него информация и документы о закупках, сроки размещения таких информации и документов в указанном реестре, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Указанный порядок ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 (далее — Правила).

Пунктом 2 Правил установлено, что В реестр включаются следующие информация и документы:

а) наименование заказчика;

б) сведения о способе закупки, сведения об осуществлении закупки в электронной форме;

в) дата подведения итогов закупки (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения договора (при наличии);

г) дата заключения договора и номер договора (при наличии);

д) предмет договора, цена договора, информация о цене единицы товара, работы или услуги, срок (период) его исполнения, наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором (в том числе в случае, если поставка товара предусмотрена условиями договора на выполнение работ, оказание услуг). В случае если предметом договора являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, информация о цене единицы товара, о стране происхождения товара включается в реестр в отношении товара, который в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете подлежит принятию заказчиком к бухгалтерскому учету в качестве отдельного объекта основных средств;

е) сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе):

в отношении юридического лица - наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, информация о его отнесении к субъекту малого и (или) среднего предпринимательства и идентификационный номер налогоплательщика;

в отношении физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства и идентификационный номер налогоплательщика;

ж) информация об изменении предусмотренных частью 5 статьи 4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" условий договора с указанием условий, которые были изменены, а также документы, подтверждающие такие изменения;

з) информация и документы, касающиеся результатов исполнения договора, в том числе оплаты договора, а также наименование страны происхождения поставленного товара в соответствии с общероссийским классификатором (в том числе в случае, если поставка товара предусмотрена условиями договора на выполнение работ, оказание услуг). В случае если предметом договора являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, информация о поставленном товаре включается в реестр в отношении товара, который в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете подлежит принятию заказчиком к бухгалтерскому учету в качестве отдельного объекта основных средств;

и) информация об установлении в договоре требования о привлечении к его исполнению субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе об общей стоимости заключаемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с указанными субъектами договоров (далее - договоры с субподрядчиками);

к) информация о договорах с субподрядчиками, в том числе наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения субподрядчика, его идентификационный номер налогоплательщика, а также предмет и цена договора с субподрядчиками;

л) информация о расторжении договора с указанием оснований его расторжения, а также документы, подтверждающие такое расторжение;

м) копия заключенного договора, подписанная с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи лица, имеющего право действовать от имени заказчика;

н) номер извещения о закупке (при наличии);

о) сведения об осуществлении заказчиком, определяемым Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8.2 статьи 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", закупки у субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе сведения об осуществлении закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства;

п) информация об объеме финансового обеспечения закупки за счет субсидии, предоставляемой в целях реализации национальных и федеральных проектов, а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, по каждому коду целевой статьи расходов, коду вида расходов. Указанная информация включается в реестр в отношении закупки, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет субсидии, предоставляемой в целях реализации национальных и федеральных проектов, а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Вместе с тем подпунктом «а» пункта 19 Правил указано, что информация и документы, включенные в реестр, являются общедоступными, за исключением информации и документов, указанных в подпунктах "ж", "з", "л" и "м" пункта 2 настоящих Правил, доступ к которым предоставляется Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службе (ее территориальным подразделениям) и контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации, контрольно-счетным органам муниципальных образований, Федеральному казначейству в соответствии с полномочиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации, при осуществлении ими мероприятий по контролю в отношении закупок, осуществляемых бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями.

Поскольку Заказчик не относится к субъектам, перечисленным в подпункте «а» пункта 19 Правил, а также не является заказчиком по оспариваемому договору, то сведения о дополнительных соглашениях не являются для него доступными в силу установленного порядка ведения реестра. Таким образом, необнаружение при рассмотрении заявок Заказчиком документов Общества в ЕИС может быть обусловлено не фактическим отсутствием документа, а отсутствием доступа ФГБУК «Агенство по управлению и использованию памятников истории и культуры» к указанным сведениям.

При этом согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Изучив представленные документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не соответствуют установленному в Документации порядку оценки и не отвечают части 6, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, жалоба Заявителя признана обоснованной.

Сведения о заключении договора по результатам Закупки отсутствуют, в связи с чем у антимонопольного отсутствуют препятствия к выдаче Заказчику обязательного для исполнения предписания.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО ЧОО «Оберег-Кубань» (ИНН: 2312190569, ОГРН: 1122312003461) на действия ФГБУК «Агенство по управлению и использованию памятников истории и культуры» (ИНН: 7705395248, ОГРН: 1027739550156) при проведении Закупки обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение части 6, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны