Решение б/н б/а от 2 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «СтройАктив»

 

Тихоокеанская ул., д. 73, лит. С,

оф. 38, г. Хабаровск, 680026

 

 

АО «ММЗ «АВАНГАРД»

 

ул. Клары Цеткин, д. 33,

Москва, 125130

 

 

ООО «ЭТП ГПБ»

 

Миклухо-Маклая ул., д. 40, эт. 1,

пом IV, ком 20, г. Москва, 117342

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-10573/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

30.06.2020 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

 

при участии представителя АО «ММЗ «АВАНГАРД» посредством видеоконференцсвязи –

в отсутствие представителя ООО «СтройАктив», извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по существу письмом Московского УФАС России от 25.06.2020 № ПО/36275/20;

рассмотрев жалобу ООО «СтройАктив» (далее также — Заявитель) на действия АО «ММЗ «АВАНГАРД» (далее также — Заказчик) при проведении открытого запроса котировок на поставку масок одноразовых трехслойных (реестровый
№ 32009211128)
(далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Заказчика при проведении закупочной процедуры выразилось в неправомерном отклонении заявки Заявителя от участия в Закупке. При этом фактически доводы жалобы сводятся к оспариванию положений Извещения о проведении Закупки (далее – Извещение), послуживших основанием отклонения заявки Заявителя от участия в Закупке.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно протоколу № 32009211128-01-128/20 от 16.06.2020 (далее - Протокол) участник ООО «СтройАктив» (номер заявки 6) отклонен от дальнейшего участия в Закупке со следующим обоснованием:

«На основании пункта 19 Извещения в связи с несоответствием предлагаемых товаров (работ, услуг) требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок (участник в составе заявки указывает, что поставляемый товар соответствует ТУ 13.95.10-001-33615024-2020, требуется ГОСТ Р 58396-2019)».

На заседании Комиссии представитель Заказчика отметил, что при формировании Протокола была допущена техническая ошибка в части указания основания отклонения заявки Заявителя от участия в Закупке. Так, согласно пояснениям Заказчика, в Техническом задании не предъявлялось требования о необходимости соответствия поставляемого товара требованиям ГОСТ Р 58396-2019 (ссылка на указанный ГОСТ содержится в Спецификации Приложение № 1 к Проекту договора), однако заявка Заявителя фактически не соответствует требованиям Технического задания по параметрам «Количество складок», «Длинна резинки в нерастянутом состоянии», «Количество поставляемого товара», в связи с чем допущенная Заказчиком в Протоколе техническая ошибка не является основанием для изменения принятого решения об отклонении заявки ООО «СтройАктив».

Комиссия считает необходимым отметить следующее.

В силу пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

Применительно к составлению протоколов рассмотрения поданных участниками заявок, их оценки и сопоставления соблюдение указанного принципа означает необходимость обязательного доведения до сведения участников закупки всей информации, касающейся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в названной закупке, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников. Кроме того, такая информация должна детально раскрывать причины отклонения соответствующей заявки с тем, чтобы исключить возможность организаторов закупок в последующем субъективно трактовать причины такого отклонения и предоставить участникам закупки возможность в случае несогласия с таким решением заказчика оспорить его в установленном законом порядке.

Названный правовой подход наиболее полно отвечает целям обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона о закупках), а также законодательно закрепленным принципам равенства участников гражданских правоотношений (часть 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) и презумпции добросовестности участников таких правоотношений (часть 5 статьи 10 ГК РФ).

В то же самое время, оценивая содержание Протокола в части раскрытия действительных сведений о причинах отклонения заявки Заявителя, Комиссия отмечает, что содержание этого протокола таких сведений не содержит, напротив Протокол содержит иное не соответствующее действительности основание отклонения заявки ООО «СтройАктив».

В настоящем случае, как усматривается из материалов дела, действия
АО «ММЗ «АВАНГАРД» по формированию Протокола привели к нарушению права Общества на получение объективной и достоверной информации о причинах его отклонения в спорной закупочной процедуре.

Оценивая в настоящем случае действия Заказчика по выбору формулировок, использованных в Протоколе, и перечня отраженных в таком протоколе сведений, Комиссия признает, что указанные сведения явно несоответствуют принципу информационной открытости закупки.

На основании изложенного, учитывая наличие в Протоколе указания на не действительное основание отклонения заявки ООО «СтройАктив», Комиссия усматривает в действиях АО «ММЗ «АВАНГАРД» нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

При таких обстоятельствах, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя обоснованной в части неправомерности отклонения его заявки по основанию указанному в Протоколе.

Вместе с тем в части фактического несоответствия заявки Заявителя требованиям к характеристикам необходимого к поставке товара, изложенным в Техническом задании, Комиссией установлено следующее.

Согласно Техническому заданию к поставке необходимы маски одноразовые, трехслойные, в том числе со следующими характеристиками:

Количество слоев маски – 3;

Длина резинки в нерастянутом состоянии, мм – 140 (±20);

Кол-во (ориентировочное) – 440 000 шт.

Комиссией установлено, что заявка участника содержала предложение о поставке масок одноразовых, трехслойных, в том числе со следующими характеристиками:

Количество слоев маски – е.

При этом характеристик по параметрам «Длина резинки в нерастянутом состоянии», «Кол-во (ориентировочное)» Заявителем в заявке не указано.

Комиссия отмечает, что участник, раскрыв показатели предлагаемого товара, не указал при этом некоторые характеристики такого товара, фактически изменяет требования к поставляемому товару и предлагает Заказчику иной, не соответствующий его потребности товар.

Кроме того, Комиссия считает необходимым принять во внимание тот факт, что в Техническом задании установлено минимальное количество требований к характеристикам товара, то есть ошибиться или пропустить какой-либо из параметров по причине необходимости заполнения большого объема характеристик невозможно.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что фактически заявка Заявителя не соответствует требованиям Извещения, а равно подлежала отклонению.

В этой связи Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи Заказчику обязательного для исполнения предписания, поскольку выявленное в действиях Заказчика нарушение не повлияло на результаты рассмотрения заявки Заявителя, так как его заявка фактически не соответствовала требованиям Извещения.

В части оспаривания Заявителем положений Извещения Комиссия отмечает следующее.

Обжалование в антимонопольном органе осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и происходит с учетом особенностей, установленных названной статьей, а также в соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках. Согласно указанной норме, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, из буквального толкования приведенной нормы права следует, что законодателем разделены возможные к оспариванию действия организаторов закупки на совершенные до окончания срока подачи заявок и совершенные после этого срока. При этом, действия, совершенные организатором закупки до окончания такого срока, могут быть оспорены в антимонопольном органе абсолютно любыми лицами вне зависимости от факта подачи ими заявок на участие в закупке.

В свою очередь, действия, совершенные уже на стадии рассмотрения заявок, допустимы к обжалованию исключительно лицами, подавшими заявки на участие в закупке.

Кроме того, из положений части 10 статьи 3 Закона о закупках следует, что для обжалования подобных действий лицо, обращающееся в антимонопольный орган с жалобой, должно доказать нарушение оспариваемыми действиями своих законных прав и интересов либо прав и законных интересов неопределенного круга лиц – потенциальных участников закупки.

При этом, границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения Извещения до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

Также следует отметить, что нарушения при составлении закупочной документации могут быть подразделены на явные и скрытые, проявляющиеся только при злоупотреблении организаторами закупок своими правами при совершении тех или иных действий в рамках их проведения и не выявляемые при общей проверке закупочной документации на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о закупках. Скрытые нарушения в составе закупочной документации могут быть выявлены и устранены контрольным органом при рассмотрении им жалобы участника закупки на последствия таких нарушений, что не будет являться злоупотреблением правом со стороны последних и не будет свидетельствовать о выходе административного органа за пределы предоставленных ему полномочий и доводов поданной жалобы (часть 13 статьи 3 Закона о закупках).

В то же самое время, оценивая содержание нарушения, на которое ссылается в настоящем случае Заявитель, следует признать, что подобное нарушение (в случае его действительного наличия в действиях организатора закупки) являлось явным и не могло не быть обнаружено Заявителем при изучении им Извещения.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что оспариваемые Заявителем положения Извещения подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями Извещения.

Согласно статье 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, «действия в обход закона» с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Кроме того, Заявитель конклюдентно согласился (пункт 1 статьи 8 ГК РФ) на все условия Извещения в момент подачи им заявки на участие в Закупке.

В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в строгом соответствии с требованиями собственного Извещения, которое не было оспорено Заявителем в административном порядке.

Резюмируя изложенное, Комиссия приняла решение оставить без рассмотрения доводы жалобы Заявителя по оспариванию требований Извещения.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СтройАктив» (ИНН: 2723124227,
ОГРН 1092723016671) на действия АО «ММЗ «АВАНГАРД» (ИНН: 7743065177, ОГРН: 1027743012890) при проведении Закупки частично обоснованной.

2. Установить в действиях АО «ММЗ «АВАНГАРД» нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Обязательное к исполнению предписание АО «ММЗ «АВАНГАРД» не выдавать, поскольку имелись основания для отклонения заявки ООО «СтройАктив».

4. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 25.06.2020 № ПО/36275/20.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны