Решение (комиссия) б/н б/а от 19 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-4611/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

13.04.2023                                                                                             г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев жалобу ООО «ТА «КОНЦЕПТ» (далее — Заявитель) на действия АО «Корпорация «МСП» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг на выполнение отдельных функций заказчика (реестровый № 32312225888, далее — Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы, Заявитель выражает несогласие с положениями закупочной документации.

Заказчик с доводами жалобы не согласился и на заседание Комиссии представил письменные возражения, а также иные истребованные антимонопольным органом документы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссий установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Заказчик осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с требованиями Положения о закупках акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», утвержденного решением Совета директоров АО «Корпорация «МСП» «30» сентября 2022 г. и размещенным в Единой информационной системе в сфере закупок 17.03.2023 г. (далее — Положение).

В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчик неправомерно определил стоимость единичной расценки сопутствующих услуг.

Пунктом 4.6.16. Технического задания установлены понятие и порядок предоставления сопутствующих услуг.

В силу пункта 4.6.16.1. Технического задания под сопутствующими услугами следует понимать устные консультации в области закупок, в т.ч. в области применения (исполнения) норм Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и подзаконных актов к нему, а также норм в области Бюджетного законодательства РФ осуществляется по телефону, указанному в реквизитах договора, а также в силу пункта 4.6.16.4. Технического задания письменные консультации в области закупок, в т.ч. в области применения (исполнения) норм Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и подзаконных актов к нему, а также норм в области Бюджетного законодательства РФ осуществляется путем направления на электронную почту Заказчика письменного заключения. Запрос, на разъяснение применения (исполнения) норм Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и подзаконных актов к нему, а также норм в области Бюджетного законодательства РФ направляется Заказчиком на электронную почту исполнителя.

В соответствии с пунктом 4.6.16.2. Технического задания количество устных консультаций, оказываемых Исполнителем, не должно превышать 150 шт. в месяц.

Согласно пункту 4.6.16.5. Технического задания количество письменных консультаций, оказываемых Исполнителем, не должно превышать 150 шт. в месяц.

В соответствии с пунктом 4.6.16.7. Технического задания сопутствующие услуги оплачиваются Заказчиком ежемесячно, в размере, определенном Сторонами в Спецификации (Приложение № 2 к Договору). В случае, если в течение отчетного месяца в адрес Исполнителя поступило менее 5 запросов на письменные и/или устные консультации, такие услуги не подлежат оплате в отчетном месяце, включаются в реестр запросов в следующем отчетном месяце и подлежат оплате в рамках стоимости, согласованной Сторонами в Спецификации (Приложение № 2 к Договору).

Главой 6 Закупочной документации установлено обоснование начальной (максимальной) цены договора.

Наименование товара (работы, услуги)

Технические характеристики товара (работы, услуги)

Ед. изм.

Средняя цена за ед., руб.

Сопутствующие услуги

В соответствии с Техническим заданием

условная единица

128 333

В своей жалобе Заявитель указывает, что исходя из требований Технического задания, «Сопутствующие услуги» неправомерно признаны единичной расценкой, поскольку в соответствии с Техническим заданием их оплата будет равной, как в случае если Заказчику будут оказаны услуги по 5 (пяти) устным консультациям, так и в случае оказания услуг по 150 (сто пятьдесят) устных консультаций и 150 (сто пятьдесят) письменных консультаций.

В свою очередь Заказчик пояснил, что в связи со спецификой закупаемых услуг, а также формированием потребностей Заказчика в услугах при осуществлении финансово хозяйственной деятельности в реальном времени, конкретизировать объем услуг на этапе подготовки и проведения закупочной процедуры не представляется возможным

В связи с невозможностью заранее определить круг вопросов и сложность анализируемой информации, требования к содержанию консультаций, а также определить и указать иную информацию, которая в достаточной мере обеспечила бы возможность оценить стоимость одной консультации, их фактическое количество и общую стоимость, Заказчик, в целях соблюдения баланса интересов сторон, определил объем сопутствующих услуг, как 1 условная единица, равная консультированию Заказчика в течении одного месяца.

В целях достаточной детализации описания объекта закупки (характеристик услуг) в том числе, для обеспечения возможности оценки участниками целесообразности участия в закупке, возможности провести расчеты в части трудозатрат и сделать предложения о цене, Заказчиком установлено предельное количество консультаций, которые могут быть необходимы в отчетном периоде.

Относительно данного довода жалобы, Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Согласно пункту 4.7. Положения в случае если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, объем подлежащих оказанию услуг невозможно определить, заказчик определяет цену (сумму цен) единицы товара, работы, услуги с использованием указанных выше методов и указывает в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке максимальное значение цены договора. Максимальное значение цены договора определяется как произведение предполагаемого объема товаров, работ, услуг и среднее арифметическое значение цены единицы товара, работы, услуги. При этом для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения договора, применяется значение максимальной цены договора.

Частью 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Статьей 429.4. ГК РФ предусмотрена возможность заключения договора по требованию (абонентского договора), под которым понимается договор, предусматривающий внесение одной из сторон (абонентом) определенных, в том числе периодических, платежей или иного предоставления за право требовать от другой стороны (исполнителя) предоставления предусмотренного договором исполнения в затребованных количестве или объеме либо на иных условиях, определяемых абонентом.

В силу части 2 статьи 429.4. ГК РФ абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.

Закон о закупках не устанавливает требований к порядку, способу и форме расчета начальной (максимальной) цены договора, начальной (максимальной) цены (суммы цен) единицы товара, работы, услуг, в связи с чем, Заказчик наделен правом самостоятельно определять такой порядок.

В свою очередь, Заявителем не представлено доказательств, что указанные требования влекут ограничения прав участников в возможности сформировать свое предложение с учетом имеющегося в документации описания объекта Закупки, а также не представлено доказательств, что указанное требование не позволяет Заявителю принять участие в Закупке.

При этом, Комиссия отмечает, что на участие в Закупке было подано 3 заявки, что свидетельствует о том, что обжалуемое требование документации не повлекло ограничение конкуренции.

На основании изложенного, Комиссия признает жалобу Заявителя в указанной части необоснованной.

Также в своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии высшего юридического образования – бакалавриат, и/или специалитет, и/или магистратура по направлениям Юриспруденция, и/или Государственное и муниципальное управление, и/или Экономика, и требование о наличие дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации (не менее 72 академических часов) и/или по программе профессиональной переподготовки (не менее 250 академических часов) в сфере закупок, регулируемых Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» к специалистам исполнителя.

Согласно позиции Заявителя, указанные требования к специалистам влекут ограничение круга участников.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что установленные требования к специалистам обусловлены спецификой закупаемых услуг, которая заключается в подготовке и сопровождению закупок, проводимых Заказчиком в рамках Закона о закупках. Относительно данного довода жалобы, Комиссия отмечает следующее.

Пунктом 4.7. Технического задания установлены обязательные требования к специалисту (-ам) Исполнителя, закрепленному (-ым) за Заказчиком в целях оказания услуг, предусмотренных настоящим техническим заданием:

  • Наличие высшего юридического образования – бакалавриат, и/или специалитет, и/или магистратура по направлениям Юриспруденция, и/или Государственное и муниципальное управление, и/или Экономика;
  • Наличие дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации (не менее 72 академических часов) и/или по программе профессиональной переподготовки (не менее 250 академических часов) в сфере закупок, регулируемых Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В силу части 1 статьи 1 Закона о закупках одной из целей Закона о закупках является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить Положение о закупках документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров.

Из смысла требований части 1 статьи 2 Закона о закупках следует, что при установлении требований в документации заказчики руководствуются собственным Положением о закупках и самостоятельно устанавливают требования к участникам, которые не должны противоречить требованиям Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закону о закупках, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 32 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 3, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 10.11.2021 Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Приведенные правовые позиции, позволяя определить круг правомерных действий заказчика при установлении в документации о закупке, проводимой по правилам Закона о закупках, требований к участникам, отличающихся достаточной степенью строгости, указывают также на обстоятельства, наличие которых является индикатором нарушения принципов, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, и которые подлежат выяснению антимонопольным органом, а впоследствии судом в целях выявления в действиях заказчика данного нарушения. Такие обстоятельства подразумевают фактическое, а не мнимое предоставление преимущественных условий участия в закупке для отдельных хозяйствующих субъектов, ограничение возможности участия наибольшего числа конкурентов в целях обеспечения победы в закупке данных хозяйствующих субъектов.

Направленные на обеспечение потребностей отдельных видов юридических лиц в товарах, работах и услугах отношения, регулируемые Законом о закупках, имеют целью повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг.

Целесообразность введения повышенных требований к участникам, включая требования к опыту и квалификации, не может выступать в качестве самостоятельного предмета оценки в отрыве от названных выше обстоятельств, если только антимонопольным органом не будет доказано, что в конкретном случае цели обеспечения неравноправного участия хозяйствующих субъектов в закупке превалировали над целями эффективной хозяйственной деятельности заказчика.

Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, что оспариваемые требования к специалистам исполнителя влекут предоставление преимущества конкретному участнику.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, поскольку требования, установленные заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

Заказчик формирует Закупочную документацию в соответствии с собственными потребностями, устанавливая наиболее подходящие для него требования к порядку выполнения работ, при условии, что такие требования не приводят к ограничению конкуренции.

В этой связи Комиссия отмечает, что спорные требования предъявлены на основании специфики оказываемых услуг, в свою очередь, Заказчик проводит закупочную процедуру в целях получения конечного результата в том виде, качестве, порядке и объеме, на который он обоснованно рассчитывал.

При этом отсутствие у хозяйствующего субъекта необходимых условий для участия в Закупке не является доказательством, подтверждающим, что требования Заказчика привели к ограничению конкуренции. Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в закупочной процедуре, действия каждого из них влияют на результаты закупки, победителем которого определяется лучший из участников, то есть наиболее конкурентоспособный.

При этом, Комиссия отмечает, что на участие в Закупке было подано 3 заявки, что свидетельствует, что установленные требования к специалистам не повлекли ограничение круга участников, в свою очередь, Заявителем доказательств обратного не представлено.

На основании изложенного, Комиссия признает жалобу Заявителя в указанной части необоснованной.

Также в своей жалобе Заявитель выражает несогласие с порядком оценки заявок участников по критерию «Квалификация участников закупки».

Критерии оценки и сопоставления заявок участников установлены главой 2 Закупочной документации.

t

Обозначение критерия оценки заявки

Наименование критерия оценки

Значимость критерия оценки, Wi

А

1

2

3

1

ЦБ

Цена (сумма цен) единицы товара, работы, услуги

35 %

2

Rd

Квалификация участника закупки

65 %

Расчет рейтинга заявки по критерию «Квалификация участника закупки»:

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Квалификация участника закупки»

(Rdi), определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов закупочной комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию. В случае применения показателей рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию «квалификация участника закупки», определяется в соответствии с показателями, указанными в Таблице № 2 по формуле:

Rdi  = Di1 + Di2 + … + Dik

где:

Rdi  – рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

Dik – значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов закупочной комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в закупке по k-му показателю, где k – количество установленных показателей в соответствии с Таблицей № 2.

Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию «квалификация участника закупки», умножается на соответствующую указанному критерию значимость.

При оценке заявок по критерию «Квалификация участника закупки» наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением.

Показатель k

Описание показателей для оценки квалификации участника закупки

Кол-во баллов (максимум 100)

А

1

2

1.

Показатель № 1: «Опыт участника закупки, относящийся к предмету закупки»

1.1. Описание показателя оценки.

В соответствии с настоящим показателем оценивается наличие подтвержденных сведений об опыте участника закупки по успешному оказанию аналогичных услуг / выполнению аналогичных работ в период с 01.01.2019 до даты окончания подачи заявок на участие в настоящей закупке (включительно), выраженный в общей стоимости оказанных аналогичных услуг.

Наличие у участника закупки опыта по успешному оказанию аналогичных услуг / выполнению аналогичных работ, подтверждается договорами (контрактами), соответствующими следующим условиям в совокупности:

1)Дата заключения Договора – не ранее 01.01.2019.

2)Предметом Договора является оказание (выполнение) аналогичных услуг (работ).

Под аналогичными услугами (работами) понимается оказание услуг (выполнение работ) по юридическому сопровождению в сфере закупок, подготовке документации о закупке, и/или оказание услуг специализированной организации в сфере закупок, и/или юридические услуги по документальному и правовому сопровождению осуществления закупок товаров, работ, услуг, и/или юридическое сопровождение закупок товаров, работ, услуг, и/или консультационные услуги в сфере организации закупок товаров, работ, услуг.

100

 

 

  1. Цена Договора составляет не менее 20 % от максимального значения цены договора.
  2. Договор заключен в порядке, установленном Федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и/или от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Участник закупки является Исполнителем (Подрядчиком) по Договору.

6)Договор исполнен в полном объеме.

7)Информация о Договоре содержится в одном из следующих реестров:

а) в реестре контрактов, предусмотренном статьей 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и размещенном в ЕИС;

б) в реестре договоров, заключенных заказчиками, предусмотренном статьей 4.1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и размещенном в ЕИС.

Для целей оценки договор считается исполненным в полном объеме в случае предоставления участником закупки в составе заявки всех копий документов, подтверждающих исполнение обязательств в полном объеме, либо при наличии наличие статуса «Исполнение завершено» для договоров, включенных в реестр контрактов, либо при наличии статуса «Исполнение завершено» для договоров, включенных в реестр договоров.

1.2. Документы и информация, предоставляемые участником закупки в целях оценки по показателю.

Подтверждение соответствия данному Показателю осуществляется участником закупки путем предоставления:

  1. Копий договоров, включая все листы, приложения к ним и дополнительные соглашения;
  2. Копий документов, подтверждающих исполнение обязательств в полном объеме (актов сдачи-приемки или иных документов, которые, согласно условиям договоров, являются подтверждением оказания услуг), подписанных сторонами.

либо

наличие статуса «Исполнение завершено» для договоров,

включенных в реестр контрактов; либо

наличие статуса «Исполнение завершено» для договоров,

включенных в реестр договоров.

В случае несоответствия представленных документов хотя бы одному из условий, установленных выше, такие документы не будут рассматриваться закупочной комиссией как подтверждающие опыт

 

 

участника закупки, относящийся к предмету закупки, и учитываться при оценке заявки участника закупки по данному Показателю.

Участник закупки заносит информацию, представленную по настоящему критерию в Таблицу № 1 Формы 3 Главы 3 настоящей документации о закупке («Информация о квалификации участника закупки»).

В случае противоречия между содержанием заполненной участником закупки формы 3 «Информация о квалификации участника закупки» Главы 3 документации о закупке и представленными копиями договоров и копиями документов, подтверждающих надлежащее исполнение участником закупки обязательств по таким договорам, квалификация участника закупки определяется на основании  представленных в составе заявки на участие в закупке копий договоров и копий документов, подтверждающих надлежащее исполнение участником закупки обязательств по таким договорам.

1.3. Порядок оценки.

Количество баллов, присуждаемых по показателю (D1), определяется по формуле:

 

Di1 = (Кi / Кmax) х 100;

где:

Кi – общая стоимость (сумма) договоров, подтверждающих опыт участника закупки по успешному оказанию аналогичных услуг / выполнению аналогичных работ в отношении которых в целях оценки по показателю предоставлены документы и информация, соответствующие требованиям пунктов 1.1 и 1.2 настоящей таблицы, содержащихся в i-й заявке;

Кmax – максимальная общая стоимость (сумма) договоров, подтверждающих опыт участника закупки по успешному оказанию аналогичных услуг / выполнению аналогичных работ в отношении которых в целях оценки по показателю предоставлены документы и информация, соответствующие требованиям пунктов 1.1 и 1.2 настоящей таблицы, из предложенных участниками закупки;

Di1 - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участнику закупки, предложение которого оценивается.

В случае отсутствия в составе заявки на участие в закупке документов и информации, соответствующих требованиям пунктов 1.1 и 1.2 настоящей таблицы, либо в случае представления документов и информации, не соответствующих требованиям пунктов 1.1 и 1.2 настоящей таблицы, присваивается 0 баллов».

 

Согласно позиции Заявителя, Заказчик неправомерно установил ограничение в размере не менее 20% от максимальной цены договора для договоров на оказания аналогичных видов услуг.

Также Заявитель указывает на неправомерность установления ограничения в виде даты заключения договоров на оказания аналогичных видов услуг — не ранее 01.01.2019 г.

Относительно данного довода жалобы, Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 32 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 3, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 10.11.2021, Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно пункту 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), указано, что использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

В свою очередь Комиссия отмечает, что установление в документации о проведении закупки критериев оценки не ограничивает право хозяйствующих субъектов на участие в процедуре закупки, а преследует цель определения лучшего предложения в рамках проводимой Заказчиком процедуры закупки.

Положения действующего законодательства Российской Федерации не закрепляют перечень критериев оценки, которые могут быть применены при проведении конкурса, и не устанавливают обязательного для применения всеми заказчиками порядка проведения оценки заявок.

При таких обстоятельствах, действующее законодательство Российской Федерации предоставляет Заказчику право на формирование такого порядка оценки и сопоставления заявок, которое он счел необходимым для выявления лучших условий исполнения договора, заключаемого по результатам проведения конкурентной процедуры, в связи с чем, Заказчик на свое усмотрение определяет критерии оценки заявок и порядок проведения такой оценки.

Следовательно, Заказчик при осуществлении конкурентной процедуры наделен правом самостоятельного формирования порядка оценки заявок по критериям, определения их содержания, значимости, при условии, что такой порядок не повлечет за собой ограничение конкуренции.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

В настоящем случае, установленный Заказчиком критерий оценки в равной мере применяется ко всем участникам закупки, и, следовательно, не приводит к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Заявителем действительных доказательств, подтверждающих нарушение своих прав, а также доказательств, свидетельствующих о невозможности подачи заявки Комиссии не представлено.

При этом, на участие в Закупке было подано 3 заявки, что свидетельствует о том, что установленный порядок оценки заявок участников по критерию «Квалификация участников закупки» не повлекло сужение круга участников и ограничение конкуренции.

На основании изложенного, Комиссия признает жалобу Заявителя в указанной части необоснованной.

Также Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчиком не указано полное описание объекта Закупки.

Согласно позиции Заявителя, при оказании услуг по предмету Закупки, исполнителю необходимо будет работать в личном кабинете Заказчика на сайте Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), однако в проекте договора отсутствует требование, что Заказчик предоставляет доступ к своему аккаунту в ЕИС исполнителю.

В соответствии с пунктом 4.2. Технического задания оказание услуг в сфере закупок включает в себя:

№ п/п

Наименование услуги:

1.

Экспертиза проекта технического задания или иного документа, содержащего описание объекта закупки (с последующей корректировкой в случае необходимости)

Подготовка информации для формирования извещения о закупке:

2.

Разработка проекта договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг

3.

Формирование запросов и их направление потенциальным контрагентам для получения предложений с целью формирования начальной (максимальной) цены закупки.

4.

Формирование начальной (максимальной) цены закупки и представление рассчитанной начальной (максимальной) цены закупки на утверждение Заказчику.

5.

Формирование требований, предъявляемых к участнику закупки и/или требований к закупаемым Заказчиком отдельным видам товаров, работ, услуг

6.

Формирование порядка оценки заявок (при необходимости)

7.

Подготовка закупочной документации

8.

Внесение сведений о закупке, подлежащих обязательному размещению в единой информационной системе документации о закупке и/или извещения об осуществлении закупки средствами электронной площадки

9.

Подготовка и направление приглашений к определению поставщиков (подрядчиков,

 

исполнителей) различными способами (не менее 5 приглашений).

10.

Мониторинг запросов на разъяснение положений закупочной документации средствами электронной площадки

11.

Подготовка и размещение в единой информационной системе разъяснений положений закупочной документации средствами электронной площадки

Организационно-техническое и юридическое сопровождение закупки:

12.

Анализ поступивших заявок на соответствие законодательству в сфере закупок, требованиям и условиям документации о закупке и/или извещения об осуществлении закупки

13.

Обработка заявок, проверка независимых гарантий, оценка результатов и подведение итогов закупочных процедур.

14.

Техническая поддержка деятельности закупочной комиссии заказчика, консультация лиц средствами электронной почты, входящих в состав комиссии по юридическим вопросам, возникающим в ходе их деятельности.

15.

Осуществление подготовки протоколов заседаний закупочной комиссии Заказчика на основании решений, принятых членами комиссии по осуществлению закупок.

16.

Размещение протоколов заседаний закупочной комиссии в единой информационной системе посредством электронной площадки

17.

Осуществление проверки необходимой документации для заключения договоров.

18.

Формирование договора по результатам проведения закупки, путем объединения проекта договора (условий договора), входящего в состав документации о конкурентной закупке (а в случае проведения запроса котировок – в извещение о закупке), и заявки лица, признанного победителем конкурентной закупки

19.

Контроль сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, путем направления Заказчику соответствующего уведомления в электронной форме, в случае, если извещением предусмотрено обеспечение заявок

Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что указанные в пункте 4.2. Технического задания услуги по размещению информации и документов в ЕИС будут оказываться посредством функционала электронной торговой площадки.

При этом, в соответствии с пунктами 4.6.7., 4.6.12.4. Технического задания Заказчик самостоятельно размещает документы в ЕИС.

Комиссия отмечает, что на участие в Закупке было подано 3 заявки, что свидетельствует о том, что установленные положения проекта договора не привели к сужению круга участников и ограничения конкуренции. Заявителем доказательств обратного не представлено.

Кроме того, в силу пункта 27 Информационной карты Закупки любой участник закупки вправе направить Заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и/или документации о закупке, однако, Заявитель указанным правом не воспользовался.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «ТА «КОНЦЕПТ» (ИНН: 7729770875, ОГРН: 1147746462280) на действия АО «Корпорация «МСП» (ИНН: 7750005919, ОГРН: 1147711000040) при проведении Закупки необоснованной.
  2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 06.04.2023 № НП/15030/23.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны