Решение б/н б/а от 18 июля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-10505/2022 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
13.07.2022 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего:
<........>,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «Центр гидравлических систем»; <........>,
рассмотрев жалобы ООО «Центр гидравлических систем» (далее - Заявитель) на действия <........> (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 817/ОКЭ-ЦДИ ЦП/22 на право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию компрессоров Северной дирекции инфраструктуры и открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 772/ОКЭ-ЦДИ ЦВ/22 на право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию компрессорного оборудования (далее – Закупки),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалобы Заявителя отвечают требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
Заявитель в своих жалобах выражает несогласие с решением закупочной комиссии об отклонении заявки, поскольку его заявка полностью соответствовала требованиям Закупочной документации. Также Заявитель в жалобе указывает на нарушение Заказчиком сроков опубликования итогового протокола по результатам проведения закупки № 817/ОКЭ-ЦДИ ЦП/22.
Представитель Заказчика с доводами жалоб не согласился, представил письменные возражения и материалы.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобах, в возражениях на них и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Комиссией установлено, что 26.05.2022 Заказчик в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры» на официальном сайте Оператора ЭТП (https://www.rts-tender.ru/) на сайте https://www.rts-tender.ru/ разместил информацию о проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 772/ОКЭ-ЦДИ ЦВ/22 на право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию компрессорного оборудования и 30.05.2022 о проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 817/ОКЭ-ЦДИ ЦП/22 на право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию компрессоров Северной дирекции инфраструктуры (далее - конкурсы, процедуры).
Согласно протоколу заочного заседания конкурсной комиссии от 04.07.2022 № 772/ОКЭ-ЦДИ ЦВ/22/2 Заявителю отказано в допуске для дальнейшего участия на основании пункта 3.9.4.2. документации о закупке в связи с несоответствие участника конкурса предусмотренным конкурсной документацией обязательным требованиям в соответствии с пунктом 3.3.2.6. документации о закупке, а именно сведения об участнике находятся в реестре недобросовестных поставщиков.
Согласно протоколу заочного заседания конкурсной комиссии <........> от 28.06.2022 № 635 Заявителю отказано в допуске для дальнейшего участия на основании пункта 3.9.4.2 документации о закупке в связи с несоответствием обязательному требованию, установленному пунктом 3.3.2.6 документации о закупке, а именно: сведения об участнике включены в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный частью 7 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Заявитель в жалобах подтвердил факт включения в реестр недобросовестных поставщиков, ссылаясь на то, что на момент подачи заявки сведения о включении Заявителя в РНП отсутствовали. Основанием для включения в РНП стало уклонение от заключения договора на 1 сутки. В связи с чем, по мнению Заявителя, отклонение заявки по данному основанию неправомерно и не влечет за со собой для Заказчика рисков неисполнения обязательств по договору.
Вместе с тем Комиссия считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с частью 7 статьи 3 Закона о закупках при закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Так, пунктом 3.3.2.6 Закупочных документаций установлено требование к участнику об отсутствии сведений об участнике в реестрах недобросовестных поставщиков, предусмотренных частью 7 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Таким образом, учитывая, что Законом о закупках предусмотрено право Заказчика установить требования об отсутствии сведений об участнике в реестрах недобросовестных поставщиков, предусмотренных Законом о закупках и Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), а также тот факт, что в пункте 3.3.2.6 закупочной документации прямо указано об отсутствии сведений об участнике в «реестрах», соответственно, сведения об участниках закупки по условиям закупочной документации должны отсутствовать в реестрах недобросовестных поставщиков, предусмотренных Законом о закупках и Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 3.9.1 Закупочных документаций конкурсные заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям, изложенным в конкурсной документации, на основании представленных в составе конкурсных заявок документов, а также иных источников информации, предусмотренных конкурсной документацией, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет.
На основании пункта 3.9.4.2 Закупочных документаций участник конкурса не допускается к участию в конкурсе в случаях, установленных конкурсной документацией, в том числе в связи с несоответствием участника конкурса предусмотренным конкурсной документацией требованиям.
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что согласно сведениям, указанным в реестре недобросовестных поставщиков, размещенным на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (запись № 22002272), сведения о Заявителе включены в реестр недобросовестных поставщиков 13.06.2022.
Вместе с тем, согласно пункту 12 извещения о проведении закупки № 817/ОКЭ-ЦДИ ЦП/22, датой рассмотрения вторых частей заявок является 28.06.2022. Согласно пункту 12 извещения о проведении закупки № 772/ОКЭЦДИ ЦВ/22, датой рассмотрения вторых частей заявок является 27.06.2022.
Таким образом, на момент рассмотрения заявок Заявителя и подведения итогов закупок, сведения о Заявителе были включены в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом Заявитель в жалобах подтвердил факт включения его в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, Заявитель на момент подачи заявки положения Закупочной документации не оспаривал, с запросом разъяснений в адрес Заказчика не обращался, тем самым, согласился с установленными требованиями.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что заявка Заявителя не соответствовала требованиям документации, а равно у Заказчика имелись основания для отклонения заявки Заявителя.
На основании изложенного, Комиссия считает решение Закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями Закупочной документации и требований Закона о закупках.
В части довода Заявителя о нарушении Заказчиком сроков публикации итогового протокола по результатам проведения закупки № 817/ОКЭ-ЦДИ ЦП/22 Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 12 Извещения подведение итогов закупки осуществляется «28» июня 2022 г.
Заявитель в жалобе ссылается на пункт 139 Положения о закупке, согласно которому документы, составляемые при проведении конкурентных закупок в электронной форме (в том числе протоколы, итоговый протокол), при наличии технических возможностей оформляются и подписываются программно-аппаратными средствами ЭТЗП. При этом согласно пункту 258 Положения итоговый протокол должен содержать сведения о дате подписания договора.
Таким образом, по мнению Заявителя протокол подведения итогов должен быть опубликован 28.06.2022.
Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Аналогичное требование содержится в пункте 3.8.7 Закупочной документации.
В соответствии с пунктом 237 Положения о закупке <........> срок подписания протоколов, итоговых протоколов не может превышать 30 календарных дней, если иное не предусмотрено в документации о конкурентной закупке.
Комиссией установлено, что итоговый протокол по результатам проведения открытого конкурса № 817/ОКЭ-ЦДИ ЦП/22 подписан 28.06.2022 и опубликован на сайте электронной площадки 04.07.2022, то есть с соблюдением трехдневного срока, предусмотренного Законом о закупках и Закупочной документацией.
Таким образом, со стороны Заказчика не нарушены требования Закона о закупках и Закупочной документации.
В свою очередь, Заявителем не представлено доказательств, каким образом сроки опубликования итогового протокола нарушают его права.
В связи с чем, довод Заявителя о нарушении Заказчиком срока публикации итогового протокола не находит своего подтверждения и признается Комиссией необоснованным.
Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании жалоб необоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО «Центр гидравлических систем» (ИНН: 7604267955; ОГРН: 1147604016383) на действия <........>при проведении Закупок необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенное письмом Московского УФАС России от 11.07.2022 № ЕИ/36377/22.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.