Решение б/н б/а от 30 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-20453/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


25.11.2021 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «СВМ-Строй», АО «ОДК»;

в отсутствие представителей АО «АГЗРТ», извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 18.11.2021 № ЕО/70074/21,

рассмотрев жалобу ООО «СВМ-Строй» (далее — Заявитель) на действия АО «ОДК» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение комплекса проектно-изыскательских, строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по устройству системы очистки хозбытовых сточных вод для водовыпуска № 13 (16434) производственного комплекса «Салют» АО «ОДК» с учетом изготовления блочно-модульной очистной установки (некапитальное строение) серии УОП-М или эквивалент, разработки и прохождения экспертизы проектно-сметной документации, поставки оборудования с расходными материалами и инструктажа Заказчика (реестровый № 32110683972, далее - Закупка) (далее - Жалоба),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает оценку по итогам закупочной процедуры.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

29.09.2021 на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 32110683972 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение комплекса проектно-изыскательских, строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по устройству системы очистки хозбытовых сточных вод для водовыпуска № 13 (16434) производственного комплекса «Салют» АО «ОДК» с учетом изготовления блочно-модульной очистной установки (некапитальное строение) серии УОП-М или эквивалент, разработки и прохождения экспертизы проектно-сметной документации, поставки оборудования с расходными материалами и инструктажа Заказчика.

В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком в ходе проведения Закупки нарушены порядок оценки и сопоставления заявок и форма проведения Закупки.

Согласно итоговому протоколу от 11.11.2021 № 265-1, оценка и сопоставление заявок осуществлена закупочной комиссией в соответствии с критериями оценки (включая подкритерии оценки) и в порядке, установленными приложением №2 к информационной карте документации о закупке, а именно: в соответствии с пунктом 3.10.6 приложения № 6 к Единому Положению о закупке Государственной корпорации «Ростех» - «Методические рекомендации по оценке и сопоставлению заявок на участие в закупке», если будет установлено, что в документации о закупке критерий оценки «Квалификация участника закупки» установлен с нарушением требований Положения, оценка заявок по критерию «Квалификация участника закупки» не производится, а его значимость суммируется со значимостью критерия «Цена договора или цена за единицу продукции». Оценка заявок производится по критерию «Цена договора или цена за единицу продукции» с новой значимостью этого критерия.

Комиссия в свою очередь отмечает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Единого Положения о закупке Государственной корпорации «Ростех» (далее – Положение).

Согласно пункту 3.2.1 закупочной документации, настоящая процедура проводится в форме торгов, регулируется нормами применимого законодательства и Положением о закупке (в редакции, действующей на дату официального размещения извещения). Особенности проведения настоящей закупки могут быть предусмотрены регламентом ЭТП.

В соответствии с пунктом 4.19.3 закупочной документации оценка и сопоставление заявок осуществляются в соответствии с критериями оценки и в порядке, установленными приложением № 2 к информационной карте.

Согласно приложению 2 к информационной карте закупочной документации, оценка и сопоставление заявок осуществляются на основании критериев оценки и в следующем порядке.

1. Цена договора или цена за единицу продукции (значимость 80%).

2. Квалификация участника закупки (значимость 20%):

- подкритерий № 1 – наличие опыта успешного выполнения работ сопоставимого характера и объема;

- подкритерий № 2 – обеспеченность кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору.

В рамках подкритерия № 2 оценивается обеспеченность кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору, по четырем показателям в совокупности, а именно:

Показатель 1:

Наличие специалистов и/или инженеров, привлекаемых для исполнения обязательств по договору, каждый из которых должен соответствовать совокупности следующих требований:

- надлежащим образом заверенные копии трудовых книжек и/или трудовых договоров и/или договоров (соглашений) гражданско-правового характера с лицами, привлекаемыми (планируемыми к привлечению) участником закупки к исполнению обязательств по договору;

-наличие высшего образования по специальности «инженер/инженер-строитель»;

-наличие аттестации на знание общих требований промышленной безопасности специалистов и/или инженеров организации в органах Ростехнадзора России;

- стаж работы по специальности не менее 5 лет.

Показатель 2:

Наличие специалистов электромонтеров и/или инженеров электриков и/или энергетиков, привлекаемых для исполнения обязательств по договору (раздел сметы – 10 электромонтажные работы пункты 213-243), каждый из которых должен соответствовать совокупности следующих требований:

- надлежащим образом заверенные копии трудовых книжек и/или трудовых договоров и/или договоров (соглашений) гражданско-правового характера с лицами, привлекаемыми (планируемыми к привлечению) участником закупки к исполнению обязательств по договору;

- наличие профильного образования, связанного с электробезопасностью;

- наличие удостоверений о проверке знаний правил работы в электроустановках не ниже третьей группы;

Показатель 3:

Наличие специалистов монолитчиков и/или плотников-бетонщиков, привлекаемых для исполнения обязательств по договору (пункты сметы 36,40,43,45,77,79,81), каждый из которых должен соответствовать совокупности следующих требований:

- надлежащим образом заверенные копии трудовых книжек и/или трудовых договоров и/или договоров (соглашений) гражданско-правового характера с лицами, привлекаемыми (планируемыми к привлечению) участником закупки к исполнению обязательств по договору;

- наличие профильного образования, связанного с проведением бетонных работ, а именно: наличие удостоверения плотника-бетонщика не менее 4 разряда.

Показатель 4:

Наличие специалистов проходчиков, привлекаемых для исполнения обязательств по договору (пункты сметы 5,6,10,11,12,15,17), каждый из которых должен соответствовать совокупности следующих требований:

- надлежащим образом заверенные копии трудовых книжек и/или трудовых договоров и/или договоров (соглашений) гражданско-правового характера с лицами, привлекаемыми (планируемыми к привлечению) участником закупки к исполнению обязательств по договору;

- наличие профильного образования, по профессии проходчик, а именно: наличие удостоверения проходчика не менее 4 разряда.

На заседании Комиссии установлено, что Заказчик на этапе проведения оценки и сопоставления заявок участников закупочной комиссией выявил, что условия подкритерия № 2 определены в закупочной документацией с нарушением требований Положения, а именно: условие о предоставлении сведении о трудовых или гражданско-правовых отношениях с четырьмя специалистами монолитчиками и/или плотниками-бетонщиками, установленное содержанием подкритерия, не может быть выполнено участниками Закупки в связи с отсутствием указанных специальностей в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367.

Комиссия также подчеркивает, что на указанное обстоятельство ссылается Заявитель в информационном письме от 15.10.2021 № 15/10/21-З, представленном в составе его заявки на участие в Закупке.

Таким образом, Комиссия обращает внимание, что в рассматриваемом случае подтверждение участником Закупки соответствия критерию оценки «Квалификация участника закупки» в части подкритерия «Обеспеченность кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору» не представляется возможным, тем самым, порядок оценки заявок участников по указанному подкритерию не обеспечивает участникам Закупки возможность повышения предпочтительности своей заявки путем предоставления сведений о квалификации.

Соответственно, комиссия приходит к выводу, что в условиях невозможности оценки заявок участников по данному подкритерию значимость всех подкритериев критерия «Квалификация участника закупки», по которым производится оценка, составляет менее 100%, что является нарушением пункта 10.13.11 Положения.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3.10.6 методических рекомендаций по оценке и сопоставлению заявок, являющихся приложением № 6 к Положению, в случае, если будет установлено, что в документации о закупке критерий оценки «Квалификация участника закупки» установлен с нарушением требований Положения о закупке, оценка заявок по критерию «Квалификация участника закупки» не производится, а его значимость суммируется со значимостью критерия «Цена договора или цена за единицу продукции» или «Стоимость жизненного цикла продукции». Оценка заявок производится по критерию «Цена договора или цена за единицу продукции» или «Стоимость жизненного цикла продукции» с новой значимостью этого критерия. Информация о новой значимости критерия «Цена договора или цена за единицу продукции» или «Стоимость жизненного цикла продукции» и причинах ее применения указывается в протоколе оценки и сопоставления заявок или в протоколе рассмотрения вторых частей заявок / итоговом протоколе при проведении закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, на заседании Комиссии Заказчик подтвердил наличие нарушения Положения в установленном закупочной документацией порядке оценки и сопоставлении заявок по критерию «Квалификация участника закупки».

Тем не менее, закупочной комиссией Заказчика принято решение о суммировании значимости указанного критерия со значимостью критерия «Цена договора или цена за единицу продукции», основываясь на Положении о Закупках.

Заявитель также указывает, что у него отсутствовала информация о возможности непроведения оценки по одному из критериев оценки в случае выявления закупочной комиссией в его содержании нарушений Положения.

Между тем, Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 4.11.1 закупочной документации при подаче заявки участник декларирует, что им изучено Положение о закупке, закупочная документация (включая все приложения), а также изменения и разъяснения к ней, и выражает безоговорочное согласие с условиями участия в Закупке.

Таким образом, Заказчик действовал в соответствии с положениями своей собственной документации, которая не была оспорена Заявителем.

В связи с чем Комиссия Управления не усматривает оснований для признания нарушений в действиях Заказчика.

Исходя из вышеизложенного, с учетом фактических обстоятельств дела, Комиссия признает довод жалобы Заявителя необоснованным, поскольку в рассматриваемом случае Заказчик руководствовался положениями закупочной документации, которые, в свою очередь, Заявителем не оспаривались.

В свою очередь Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

Кроме того, Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия Закупочной документации в момент подачи им заявок на участие в Закупке. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации о закупках, поскольку последний действовал в строгом соответствии с требованиями собственной Документации, которая не была оспорена Заявителями ни в административном, ни в судебном порядке.

Резюмируя изложенное, с учетом имеющихся в настоящее время документов и сведений, на основании конкретных фактических обстоятельств дела, Комиссия приняла решение о признании необоснованной жалобы Заявителя на действия Заказчика.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СВМ-Строй» (ОГРН: 1127154038110, ИНН: 7106524790) на действия АО «ОДК» (ОГРН: 1107746081717, ИНН: 7731644035) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 18.11.2021 № ЕО/70074/21.


 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.


 


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны