Решение б/н б/а от 18 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 РЕШЕНИЕ  

 по делу № 077/07/00-4735/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
16.04.2024                                                                                                г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<........>

членов Комиссии:

<........>

<........>

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей <........>,

рассмотрев жалобу <........> (далее — Заявитель) на действия <........> (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку запасных частей к выключателям/разъединителям для нужд <........> (филиала Орелэнерго) (реестровый № 32313126791) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

В соответствии с частью 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Согласно доводам жалобы заявка Заявителя неправомерно отклонена от дальнейшего участия в процедуре, поскольку его заявка полностью соответствовала требованиям документации.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Комиссией установлено, что при проведении закупки Заказчик руководствовался Единым стандартом закупок <........> (Положение о закупке)», утвержденному решением Совета директоров <........>29.12.2022 (Протокол от 30.12.2022 № 604) (далее – Положение о закупках).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Как следует из материалов дела, 25.12.2023 Заказчик на сайте электронной торговой площадки АО «РАД» (https://lot-online.ru), а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку запасных частей к выключателям/разъединителям для нужд <........> (филиала Орелэнерго) (реестровый № 32313126791) (далее – запрос предложений, процедура).

Начальная (максимальная) цена договора: 7 453 278,00 рублей.

Дата начала срока подачи заявок: 25.12.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 10.01.2024 в 12:00.

Дата подведения итогов: 16.04.2024.

Согласно протоколу очного заседания Закупочной комиссии по рассмотрению первых частей заявок участников от 01.04.2024 (размещен в ЕИС 03.04.2024) № 0319-OP-23-1 заявка Заявителя (порядковый № 229568) отклонена на основании подпункта (б) пункта 5.2.4 части I документации в части несоответствия требования пункта 8.1.1 части II документации о закупке:

 

Технические задания

Предложение в отношении предмета закупки

Блок-контакт КСА-12 исп. 1.2.Р2-90

Изолятор проходной 6ВУ.280.003

Камера дугогасительная 5ВУ.740.000

Катушка включения 5БП.522.301

Катушка включения 5БП.522.301-10

Катушка включения ВИЕЮ.685.421.003

Катушка включения привода ПП-67

Катушка отключения 5СЯ 520.302-12

Катушка отключения привода ПП-67

Катушка отключения ШПОМ 220В пост. ток

Кольцо уплотнительное 8БП.370.047

Кольцо уплотнительное 8СЯ.370.448

Контакт 5БП.551.726

Маслоуказатель 8КА.441.032

Покрышка ПВМо-110Б-50

Привод ПРК-1 ХЛ

Привод ПРНЗ-10 УХЛ1

Тягоуловитель разъединителя РЛНД

Привод ПРО-1 У1

Привод пружинный ВК 10кВ

Прокладка 5ФБ.760.000

Прокладка 8БП.155.022

Прокладка 8КА.371.092

Прокладка 8КА.370.424

Рычаг изоляционный ВЕЮИ.743125.006

Трос 5СЯ.470.004

Трубка 8БП.724.124

Тяга 5СЯ.743.051

Цилиндр изоляционный 8ВУ.770.035

Штанга 5СЯ.075.000

Требования к надежности и живучести продукции

не менее 30 лет

Срок службы: 25 лет.

 

- в части несоответствия пункту 3.5.6 части I документации о закупке и пункту 1.1.2.2 инструкции по заполнению Формы 1 (в «Предложении в отношении предмета закупки» не указаны характеристики и комплектация продукции, изложенные в Технических заданиях).

В соответствии с пунктом 5.3.1 Закупочной документации первые части заявок участников рассматриваются на соответствие требованиям, установленным настоящей документацией к поставляемому товару, выполняемым работам, оказываемым услугам, которые являются предметом закупки.

На основании подпункта «б» пункта 5.2.4 Закупочной документации закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если заявка участника не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к продукции, работам, услугам, форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено документацией о закупке).

Так, пунктом 3.1.2 Закупочной документации установлено, что участник закупки готовит заявку на участие в закупке в соответствии с требованиями раздела 3 «ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ» части I «ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКУПКИ» и в соответствии с формами документов, установленными частью III «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ».

Согласно пункту 3.1.3 Закупочной документации участник должен принять во внимание, что согласно ч. 19.5 и ч. 21 ст. 3.4 223-ФЗ заявка участника состоит из двух частей и предложения участника закупки о цене договора (единицы товара, работы, услуги) (ценового предложения), при этом:

первая часть заявки содержит предложение участника в отношении предмета закупки, о предложении участника функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора, а также информацию и документы для осуществления оценки заявки в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, применяемых к предлагаемым участниками закупки товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (в случае установления в документации о закупке таких критериев) (ЦЕНОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЗАЯВКИ И СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАСТНИКЕ, А ТАКЖЕ О СООТВЕТСТВИИ ЕГО ТРЕБОВАНИЯМ ДОКУМЕНТАЦИИ О ЗАКУПКЕ В СОСТАВЕ ПЕРВОЙ ЧАСТИ НЕ УКАЗЫВАЮТСЯ);

вторая часть заявки содержит сведения об участнике закупки, о соответствии его требованиям, установленным документацией о закупке, наименование страны происхождения товара, информацию и документы в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, применяемых к участникам закупки.

Пунктом 3.4.1 Закупочной документации установлены требования к составу заявки на участие в закупке, согласно которым заявка участника на участие в закупке должна содержать информацию и документы, указанные в пункте 14 и подпункте 16.1 пункта 16 части IV «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ»

В соответствии с пунктом 14 Информационной карты участник закупки должен подготовить Заявку, в которую входят:

в состав первой части заявки:

a) Предложение в отношении предмета закупки по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей закупочной документации (часть III. «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ»).

Приложением № 4 к Закупочной документации установлена форма предложения в отношении предмета закупки (форма 1), в соответствии с которой участнику необходимо указать следующее:

 

п/п

Требуемая Заказчику продукция

Предлагаемая Участником продукция

Наименование продукции, тип, марка

Технические характеристики/

комплектация продукции

Ед. изм.

Коли-

чество

Наименование продукции, тип, марка

Технические характеристики/
комплектация предлагаемой продукции

Ед. изм.

Коли-

чество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с пунктом 1.1.2.2 Инструкции по заполнению формы в предложении в отношении предмета закупки обязательно должны быть указаны: конкретные тип и марка предлагаемой к поставке продукции (при наличии); все функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики предмета закупки, указанные в техническом задании; в том числе комплектация предлагаемой к поставке продукции, количество, гарантия, иные характеристики, относящиеся к описанию предлагаемого к поставке товара.

В соответствии с пунктом 3.5.6 Закупочной документации в предложении в отношении предмета закупки Участника обязательно должны быть указаны: конкретные тип и марка предлагаемой к поставке продукции (при наличии); все функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики предмета закупки, указанные в техническом задании; в том числе комплектация предлагаемой к поставке продукции, количество, гарантия, иные характеристики, относящиеся к описанию предлагаемого к поставке товара.

Пунктом 8.1.1 Закупочной документации установлено, что техническое(ие) задание(я) по Лоту №1 (пункт 3 части IV. «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ») изложено(ы) в Приложении №1, которое является неотъемлемой частью настоящей документации и предоставляется Участникам вместе с ней в качестве отдельного документа.

В приложении № 1 (Техническое задание) представлены технические характеристики требуемого к поставке товара по 42 позициям.

Так, например по позиции 1 «Блок-контакт КСА-12 исп. 1.2.Р2-90» (или эквивалент) установлены следующие технические характеристики:

1.1. Технические требования и характеристики блок-контактов должны соответствовать требованиям настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке и приведенным в таблице:

 

Наименование

Обозначение

Блок-контакт КСА-12 исп. 1.2.Р2-90

- количество секций - 12

- способ монтажа - на лапках

- способ присоединения вала - на диск

- комплектация рычагом - рычаг 60мм

- угол переключения - 90°

 

Таким образом, Комиссия отмечает, что в Техническом задании установлены технические характеристики к требуемому к поставке товару, а именно количество секций, способ монтажа и т. д.

Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки представлено техническое предложение, в котором, к примеру, в графе «Технические характеристики/комплектация предлагаемой продукции» по позиции 1 «Блок-контакт КСА-12 исп. 1.2.Р2-90» указано следующее:

«Блок-контакт КСА-12 исп. 1.2.Р2-90».

При этом в составе технического предложения Заявителя отсутствовали технические характеристики товара по указанной позиции в соответствии с Техническим заданием.

Как пояснил Заявитель, по выбранным позициям Технического задания установлены конкретные технические характеристики без указания диапазонных значений, при этом Заявитель предоставил согласие с условиями Закупочной документации.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что в Закупочной документации прямо предусмотрено о необходимости указания в заявке технических характеристик предлагаемой продукции в соответствии с требованиями Технического задания.

Комиссия также отмечает, что частично предоставление технических характеристик Закупочной документацией не предусмотрено.

В свою очередь, Заявитель в жалобе не отрицает отсутствие в составе технического предложения, представленного в составе заявки, технических характеристик поставляемого товара.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что в данном случае заявка Заявителя не соответствовала требованиям Закупочной документации, а равно у Заказчика имелись основания для отклонения такой заявки.

Также в качестве основания для отклонения заявки Заявителя указано на несоответствие срока службы товара.

Так, например, в пункте 4 Технического задания по позиции 1 «Блок-контакт КСА-12 исп. 1.2.Р2-90» указаны следующие требования к надежности и живучести продукции:

«Изделия должны обеспечивать эксплуатационные показатели в течение установленного срока службы (до списания), который (при условии проведения требуемых технических мероприятий по обслуживанию) должен быть не менее 30 лет.».

Согласно представленному Заявителем в составе заявки техническим предложения срок службы преложенных к поставке товаров по 42 позициям составляет 25 лет.

Таким образом, в данном случае заявка Заявителя не отвечала требованиям Закупочной документации, поскольку срок службы товара должен составлять «не менее 30 лет».

Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Указанное, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

В настоящем случае установлено, что на участие в Закупке подано 4 заявки, 3 из которых допущены к дальнейшему, отклонен только Заявитель, что свидетельствует о том, что документация участникам ясна, не содержала в себе двоякого толкования и не вводила в заблуждение. Напротив, допуск заявки такого участника, при наличии 3 заявок, оформленных в полном соответствии с требованиями документации являлось бы предоставлением преимущества такому лицу перед другими участниками, что недопустимо в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Комиссия также обращает внимание на то, что в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 3 Закона о закупках, конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с обязательным соблюдением условия обеспечения конкуренции между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки.

Таким образом, учитывая требования Закона о закупках, по результатам проведения конкурентной закупки Заказчик обязан заключить договор с участником конкурса на условиях, изложенных в заявке победителя, а равно, предложение участника закупки, предоставленное им в составе заявки, должно быть продублировано в проект договора, и его отсутствие или отсутствие какой-либо части сведений/требований/условий исполнения договора в описании, будет являться основанием для не включения их в состав договора и основанием для отказа от их исполнения, или не учета при исполнении со стороны лица, выигравшего запрос предложений.

Кроме того, Заявитель на момент подачи заявки положения Закупочной документации не оспаривал, с запросом разъяснений в адрес Заказчика не обращался, тем самым согласился с установленными требованиями.

На основании изложенного, Комиссия считает решение Закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями Закупочной документации и требований Закона о закупках.

Комиссия также считает необходимым отметить, что в силу статьи 8 ГК РФ Заявитель, подавая заявку на участие в Закупке, конклюдентно согласился с условиями проведения конкурентной процедуры, в том числе в части требований о порядке представления независимой гарантии, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких требований.

В этой связи у Комиссии также отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в строгом соответствии с требованиями собственной Закупочной документации, которая не была оспорена Заявителем в административном порядке и с условиями которой Заявитель согласился при подаче заявки на участие в процедуре.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При этом, как было установлено Комиссией Управления, Заявителем не были соблюдены требования к заявке, установленные Закупочной документацией, в связи с чем у Заказчика имелись правовые основания для отклонения такой заявки от дальнейшего участия в Закупке.

Вместе с тем Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу <........> на действия <........>при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 09.04.2024 № НП/14113/24.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.    

Связанные организации

Связанные организации не указаны