Решение №18833/23 б/а от 15 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-6117/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

10.05.2023                                                                                                                      г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«…..»,

членов Комиссии:

«…..»,

«…..»,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей «…..», «…..»,

рассмотрев жалобу «…..» (далее — Заявитель) на действия «…..» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание комплекса услуг по обеспечению служебных поездок руководства и работников АО «Институт Гидропроект» и филиалов по России и за рубежом (Лот 0007-АХР ДОР-2023-ГП) (реестровый № 32312156328, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном определении победителя Закупки.

Как указывает Заявитель, при равенстве баллов, полученных участниками в результате проведения Закупки, победа была отдана организации, заявка которой поступила позднее заявки Заявителя, в то время, как согласно порядку проведения закупки преимущество должно было быть отдано организации, подавшей заявку ранее, т.е. Заявителю.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и истребуемые антимонопольным органом материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчик осуществляет закупки, руководствуясь действующим у Заказчика Единым положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро, утвержденным Советом директоров ПАО «РусГидро» (протокол от 04.10.2018 № 277) (далее — Положение о закупке).

Как следует из материалов дела, Заказчиком 02.03.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС) (https://zakupki.gov.ru), была размещена информация о проведении Закупки.

Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 34 000 000,00 руб.

Дата начала подачи заявок: «01» марта 2023 г. 

Дата и время окончания срока подачи заявок: «17» марта 2023 г. в 15 ч. 00 мин. (по московскому времени).

Дата окончания рассмотрения первых частей заявок (первых частей окончательных предложений Участников): «27» марта 2023 г.

Дата окончания рассмотрения вторых частей заявок
(и ценовых предложений): «11» апреля 2023 г.

Дата и время начала проведения переторжки: «13» апреля 2023 г. в 11 ч. 00 мин. (по московскому времени).

Дата подведения итогов закупки: «17» апреля 2023 г.

Согласно протоколу заседания Закупочной комиссии по конкурсу в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на предмет: «Оказание комплекса услуг по обеспечению служебных поездок руководства и работников АО «Институт Гидропроект» и филиалов по России и за рубежом» от «17» апреля 2023 г. № П-019-ГКПЗ (далее — Итоговый протокол), на участие в Закупке было подано 8 заявок, победителем признан участник с номером заявки 5 - «…..» (ИНН «…..»).

Заявке Заявителя присвоено 2 место.

Как следует из Итогового протокола закупочной комиссией, по результатам переторжки и выбору победителя, приняты в том числе следующие решения.

ВОПРОС №2. Об утверждении результатов процедуры переторжки.

РЕШИЛИ:

1. Признать процедуру переторжки состоявшейся.

2. Принять условия заявок Участников после переторжки (фрагмент):

п/п

Дата и время регистрации заявки

Наименование, адрес, ИНН Участника и его идентификационный номер

Цена заявки до переторжки,
руб. без НДС

Цена заявки после переторжки,
руб. без НДС

1

14.03.2023 15:17:10 MCK

ID 141019 «…..»

800,00

0,00

5.

16.03.2023 19:26:15 MCK

ID 142365 «…..»

0,00

0,00

ВОПРОС №3. О ранжировке заявок.

РЕШИЛИ:

  1. Утвердить расчет баллов по результатам оценки заявок (фрагмент):

Критерий оценки (подкритерий)

Весовой коэффициент значимости

Количество баллов, присужденных заявке по каждому критерию / подкритерию
(без учета весового коэффициента значимости)

критерия

подкритерия

ID 141019 «…..»

ID 142365 «…..»

Критерий оценки 1: Цена за единицу продукции

80%

-//-

5,0000

5,0000

Критерий оценки 2: Квалификация (предпочтительность) Участника

20%

-//-

5,0000

5,0000

Итоговый балл заявки
(с учетом весовых коэффициентов значимости)

5,0000

5,0000

2. Утвердить ранжировку заявок (фрагмент):

Место в ранжировке (порядковый № заявки)

Дата и время регистрации заявки

Наименование, адрес, ИНН Участника и его идентификационный номер

Итоговая цена заявки,
руб. без НДС

Возможность применения приоритета в соответствии с 925-ПП

1 место

16.03.2023 19:26:15 MCK

ID 142365 «…..»

0,00

Нет

2 место

14.03.2023 15:17:10 MCK

ID 141019 «…..»

0,00

Нет

Таким образом, из Итогового протокола следует, что участие в переторжке по улучшению своего ценового предложения принял только Заявитель.

По результатам проведения переторжки Заявителем была предложена равнозначная предложению победителя закупки цена в размере 0,00 руб.

Заявке Заявителя и заявке победителя присвоено одинаковое количество баллов по результатам оценки заявок.

По мнению Заявителя, должна была выиграть его заявка, поскольку она подана раньше (дата и время регистрации заявки — 14.03.2023 15:17:10 MCK), чем заявка победителя Закупки (дата и время регистрации заявки — 16.03.2023 19:26:15 MCK).

Как пояснил на заседании Комиссии представитель Заказчика, Заявитель подал заявку с ценой 800,00руб. (без учета НДС) 14.03.2023 в 15:17:10 (MCK).

Участник «…..» (победитель Закупки) подал заявку 16.03.2023 в 19:26:15 (MCK) с ценой 0,00 руб., в переторжке не принимал участие.

При ранжировании заявок учитывалась дата и время подачи заявки победителя «…..» - 16.03.2023 в 19:26:15 (MCK).

В дальнейшем Заявитель принял участие в переторжке, которая проводилась 13.04.2023, подав дополнительное ценовое предложение и предоставив скорректированные документы, указанные в пункте 4.17.10 закупочной документации. Тем самым, как отметил Заказчик, Заявитель внес изменения в свою заявку 13.04.2023.

Как отметил Заказчик, на ЭТП был установлен срок окончания подачи заявок на участие в переторжке 13.04.2023 в 14:00 (MCK).

Таким образом, поскольку последние изменения в заявку Заявителя были внесены 13.04.2023 в 13:51:33 (MCK), что зафиксировано на ЭТП, в соответствии с пунктом 4.19.3 меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других заявок, на основании информации о поступлении заявок, отражаемой на ЭТП (по дате и времени последнего изменения заявки до окончания срока подачи заявок).

В свою очередь, Комиссией установлено следующее.

В силу пункта 7.3.16.1 Положения о закупке, Организатор закупки рассматривает информацию о ценовых предложениях (если переторжка не проводилась), дополнительных ценовых предложениях (если переторжка проводилась) в порядке, установленном в документации о закупке.

Пунктом 7.3.16.2 Положения о закупке установлено, что оператор электронной площадки направляет Организатору информацию о дополнительных ценовых предложениях (если переторжка проводилась) не ранее срока размещения Организатором закупки в ЕИС протокола, предусмотренного пунктом 7.3.13.3.

Согласно пункту 7.3.17.1 Положения о закупке, в течение 1 (одного) рабочего дня после направления оператором электронной площадки Организатору закупки информации о ценовых предложениях, а если проводилась переторжка – дополнительных ценовых предложениях закупочная комиссия на основании результатов оценки заявок на участие в такой закупке присваивает каждой такой заявке порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора. Заявке на участие в закупке, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких таких заявках содержатся одинаковые по степени выгодности условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других таких заявок.

Согласно пункту 4.17.2 документации, предметом переторжки является предложение Участника о снижении цены Договора и/или каждой единицы продукции, являющейся предметом Договора, и/или изменении формулы расчета цены Договора в меньшую сторону.

Пунктом 4.17.13 документации установлено, что участие в переторжке не расценивается Организатором как нарушение требований подпункта 4.5.1.2. Предоставление дополнительных ценовых предложений в ходе переторжки имеет статус разрешенных изменений в ранее поданную заявку.

В силу пункта 4.17.14 документации установлено, что результаты переторжки (подачи дополнительных ценовых предложений Участников) оформляются оператором ЭТП в виде протокола, который официально размещается оператором ЭТП в ЕИС в течение 1 (одного) часа после окончания срока подачи дополнительных ценовых предложений (подпункт 1.2.23), с направлением в адрес Организатора результатов проведения переторжки, а также документов дополнительных ценовых предложений Участников.

В соответствии с пунктом 4.19.1 оценка заявок, признанных Закупочной комиссией соответствующими по результатам рассмотрения первых частей заявок (первых частей окончательных предложений Участников – в случае проведения обсуждения, предусмотренного пунктом 1.2.18 или 1.2.19) и вторых частей заявок (и ценовых предложений Участников), а также результатам рассмотрения дополнительных ценовых предложений Участников (если проводилась переторжка), осуществляется в соответствии с критериями и порядком оценки, установленными в разделе 13 (Приложение № 6 — Порядок и критерии оценки и сопоставления заявок), с присвоением каждой такой заявке итогового балла.

Согласно пункту 4.19.3 документации, в случае если в нескольких заявках содержатся одинаковые условия (заявкам присвоен одинаковый итоговый балл), меньший порядковый номер (более высокое место в ранжировке) присваивается заявке, которая поступила ранее других заявок, на основании информации о поступлении заявок, отражаемой на ЭТП (по дате и времени последнего изменения заявки до окончания срока подачи заявок).

Таким образом, из буквального толкования пункта 4.19.3 документации следует, что меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других заявок, на основании информации о поступлении заявок, отражаемой на ЭТП (по дате и времени последнего изменения заявки до окончания срока подачи заявок).

Указанный способ присвоения меньшего порядкового номера заявке применяется, если в нескольким заявкам присвоен одинаковый итоговый балл.

Ссылаясь на положения приведенного пункта документации, Заказчик учитывает исключительно дату, когда Заявителем предоставлено дополнительное ценовое предложение в ходе переторжки, а именно 13.04.2023.

Вместе с тем, как видно из представленных Заказчиком материалов и сведений, заявка победителя Закупки подана 16.03.2023 в 19:26:15 MCK.

При этом заявка Заявителя подана 14.03.2023 в 15:17:10 MCK.

Как было отмечено Комиссией Управления ранее, согласно документации дата и время окончания срока подачи заявок установлена 17.03.2023 15:00 (MCK).

Комиссия отмечает, что Заявитель до окончания срока подачи заявок изменения в заявку не вносил.

Как следует из Положения о закупке и Документации, переторжка – процедура подачи Участниками дополнительных ценовых предложений с целью повышения предпочтительности ранее поданной заявки.

В соответствии с документацией, дата и время начала проведения переторжки установлена 13.04.2023 в 11:00 (MCK), то есть после срока окончания подачи заявок.

Таким образом, Заявитель приняв участие в процедуре переторжки 13.04.2023 улучшил свое первоначальное предложение и снизил цену договору с 800,00 рублей (с учетом НДС) до 0,00 рублей без НДС.

Комиссия отмечает, что согласно Положению о закупке и Документации Заказчик обязан рассмотреть дополнительные ценовые предложения Участников в случае если проводилась переторжка и соответствующим образом определить победителя закупки.

В соответствии с частью 26 статьи 3.4 Закона о закупках в течение одного рабочего дня после направления оператором электронной площадки информации, указанной в пунктах 1 (при проведении запроса котировок в электронной форме), 3, 4 (в случае, если конкурс в электронной форме включает этап, предусмотренный пунктом 5 части 4 настоящей статьи) части 22 настоящей статьи, комиссия по осуществлению закупок на основании результатов оценки заявок на участие в такой закупке присваивает каждой такой заявке порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора. Заявке на участие в конкурсе в электронной форме или запросе предложений в электронной форме, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, а в случае проведения аукциона в электронной форме или запроса котировок в электронной форме - наименьшее ценовое предложение, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких таких заявках содержатся одинаковые по степени выгодности условия исполнения договора или одинаковые ценовые предложения, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других таких заявок.

Учитывая, что переторжка представляет собой процедуру, целью проведения которой является предоставление участникам закупки возможности добровольного повышения предпочтительности своих ранее поданных заявок путем снижения первоначальной цены заявки, Комиссия приходит к выводу, что именно факт (время) направления самой заявки должен быть принят во внимание при определении меньшего порядкового номера заявки, если в нескольким заявкам присвоен одинаковый итоговый балл.

В связи с тем, что по результатам оценки заявок, заявка Заявителя и победителя содержали одинаковые условия исполнения договора, победителем должен быть признан участник, чья заявка поступила ранее. Как следует из Итогового протокола и скриншота с сайта оператора электронной торговой площадки, представленного Заказчиком в материала дела, заявка Заявителя поступила ранее заявки победителя закупки, а именно дата и время регистрации заявки Заявителя — 14.03.2023 15:17:10 (MCK), дата и время регистрации заявки победителя Закупки — 16.03.2023 19:26:15 (MCK).

В рассматриваемом случае Заказчик безосновательно посчитал, что дата участия в процедуре переторжке 13.04.2023 является датой внесения изменений в заявку, что привело к неверному определению победителя конкурса.

Согласно пункту 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком при осуществлении оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке нарушен соответствующий порядок, что противоречит пункту 2 части 1, части 26 статьи 3.4 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы.

В соответствии с подпунктом «а» пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Однако, поскольку в настоящем случае по результатам Закупки с соблюдением требований законодательства в части, касающихся сроков подведения итогов Закупки и заключением договора, был заключен договор 28.04.2023, Комиссия Управления не выдает Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу «…..» (ИНН: «…..», ОГРН: «…..») на действия «…..» (ИНН: «…..», ОГРН: «…..») при проведении Закупки обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 и части 26 статьи 3.4 Закона о закупках.

3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны