Уведомление б/н б/а от 18 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-2236/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

16.02.2022 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Председательствующего:

 

при участии посредством видеоконференцсвязи Федорова А.А., представителей ООО «Сервис-маркет», ООО «Огни города»,

рассмотрев жалобу .... (далее — Заявитель) на действия ООО «Сервис-маркет» (далее — Организатор торгов), ООО «Огни города» (далее — Оператор ЭТП) при проведении аукциона по реализации имущества должников (извещение №240122/32819515/02, далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов и Оператора ЭТП при проведении Торгов.

При этом в жалобе Заявителя содержатся ссылки на нарушение Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия разъяснила Заявителю о том, что настоящая жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба, содержащая сведения о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции.

На вопрос Комиссии Заявитель пояснил, что отказывается от рассмотрения жалобы по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции и в качестве способа защиты права выбирает рассмотрение своей жалобы по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 89 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве) реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.

Заявитель в своей жалобе ссылается на неправомерное отклонение заявки от дальнейшего участия в Торгах в связи с несоответствием поданной заявки требованиям Документации, согласно протоколу об определении участников торгов.

Организатор торгов и Оператор ЭТП с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

На основании Государственного контракта №10-АИ/2021 и Поручения ТУ Росимущества в г. Москве № Л10/21/36/Сол-20 на официальном сайте для размещения торгов www.torgi.gov.ru размещено извещение (№ 240122/32819515/02, лот № 1) о проведении торгов по продаже имущества, арестованного Солнцевским ОСП ГУФССП России по г. Москве в рамках исполнительного производства №38170/21/77025-ИП от 15.04.2021 в пользу взыскателя ...., должник .../собственник ...:

- квартира пл.51,2 кв.м по адресу: Москва, Ново-Переделкино, ш. Боровское, д.18, корп.2, кв.95, к/н 77:07:0015005:23053,. Начальная цена: 7 752 850 рублей 00 копеек, НДС не облагается, шаг аукциона: 10 000 рублей, сумма задатка: 380 000 рублей.

Дата проведения аукциона: 07.02.2022 в 12:30 часов (время московское).

Прием заявок осуществлялся в период: с 24.01.2022 15:00 часов до 02.02.2022 11:00 часов.

Подведение итогов приема заявок осуществлялось: 04.02.2022 с 11:00 часов.

Торги по указанному имуществу проводились на электронной торговой площадке ООО «Огни города» по адресу: https://rtp24.ru/ (ЭТП).

Согласно протоколу об определении участников торгов, заявка была отклонена по следующей причине: «Заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным настоящим порядком: не представлен паспорт Представителя, требуемый в соответствии с извещением (файл не загружается, документ невозможен для просмотра) Номер заявки 639».

На заседании Комиссии представитель Организатора пояснил, Заявитель в составе заявки предоставил 8 документов в следующем составе:

....

При этом во время проверки приложенных к заявке документов у Организатора отсутствовала возможность проверить наличие паспорта Заявителя, поскольку открыть документ «паспорт_(...)_11л.pdf» (далее также — Паспорт) не представлялось возможным.

Требование о предоставлении паспорта является обязательным требованием, о чем было указано в Извещении:

«Документы, требуемые для подачи заявки (предоставляются в виде скан-образа подлинников документов):

...6. Документы физического лица:

- паспорт/документ, удостоверяющий личность Претендента, а также паспорт представителя Претендента в случае подачи документов от имени Претендента (все страницы оригинала), свидетельство ИНН, свидетельство СНИЛС, нотариальное согласие супруга(и)/нотариальное заявление об отсутствии зарегистрированного брака (требуется после торгов только для Победителя торгов по недвижимому имуществу и только для сделок, подлежащих нотариальному удостоверению).».

Согласно Извещению, лица не допускаются к торгам в случаях, если:

- заявка на участие в торгах и документы поданы с нарушением срока, установленного в информационном извещении;

- представленные документы не соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ и информационным извещением (представлены документы не в полном объеме/не все страницы, отсутствует заявка с задекларированными сведениями (пункт 5 статья 449.1 ГК РФ) и с согласием на предоставление и обработку персональных данных (ФЗ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных») и др.);

- заявка подана лицом, не уполномоченным Претендентом на осуществление таких действий;

- не подтверждено поступление в установленный срок задатка на реквизиты, указанные в информационном извещении.

Таким образом, отсутствие паспорта послужило основанием для отказа в допуске к участию на законных основаниях.

Представитель Оператора ЭТП на заседании Комиссии пояснил, что после того, как пользователь загрузил на сайт электронной торговой площадки требуемый файл и подписал его при помощи своей ЭЦП, никакие действия с таким файлом, кроме скачивания и открытия для прочтения невозможны без утраты факта подписания документа ЭЦП. Невозможность вмешательства третьих лиц в содержание и структуру подписанного квалифицированной электронной цифровой подписью файла гарантируется компанией-криптопровайдером, обеспечивающей выпуск и эксплуатацию программно-аппаратных средств криптографической защиты файлов.

При этом Организатором торгов в подтверждение факта отсутствия в составе Заявки по установленной форме Паспорта были предоставлены доказательства, обеспеченные в порядке статьи 102 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1, а именно нотариально заверенный акт осмотра сайта.

Вместе с тем, согласно Регламенту ЭТП:

6.15. Оператор обеспечивает непрерывность проведения торгов, функционирование программных и технических средств, используемых для проведения торгов, в соответствии с требованиями законодательства РФ, а также равный доступ участников торгов к участию в торгах.

6.16. Оператор обеспечивает возможность представления заявки на участие в торгах и прилагаемых к ней документов, их копий в форме электронных документов, с учетом п. 6.29. Настоящего Регламента.

6.18. Оператор обеспечивает создание, обработку и хранение в электронной форме заявок на участие в торгах и иных документов, представляемых заявителями, участниками торгов, а также протоколов о результатах проведения торгов в соответствии с законодательством РФ. Оператор обеспечивает хранение в электронной форме указанных документов в течение десяти лет с даты утверждения протокола о результатах проведения торгов.

При этом Заявителем на заседании Комиссии высказано предположение, что возможной причиной изменения файла Паспорта могла стать некорректная работа функционала ЭТП.

Оператор ЭТП пояснил, что информация о любых технических сбоях публикуется на сайте ЭТП, вместе с тем, на момент подачи заявки и после никаких технических сбоев не было зафиксировано, площадка работала в штатном режиме, сбоев при проведении торгов не наблюдалось.

Кроме того, Оператор ЭТП пояснил, что заявки на участие в торгах вместе с прикрепленными к ним файлами, отправляемые пользователем Организатору для рассмотрения, доступны для просмотра только сторонам данного процесса, то есть Претенденту на участие в торгах (заявителю) и Организатору торгов в их личных кабинетах в разделе «Мои документы». Оператор и администрация сайта доступа к таким заявкам и приложенньпи к ним файлам не имеет, поскольку не является в данном случае одной из сторон процесса, и технически такая возможность в функционале сайта ЭТП не предусмотрена.

Вместе с тем, относительно видеофайла, предоставленного Заявителем, в котором зафиксирована процедура проверки документов, направленных Заявителем в составе заявки на участие в Торгах, Комиссия отмечает, что не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, кем именно осуществляется видеозапись, идентифицировать лицо, осуществившее вход в личный кабинет на электронной площадке от имени Заявителя, также невозможно.

На основе анализа видеозаписи идентифицировать используемое программное обеспечение, включая браузер, не представляется возможным.

При этом Комиссия в силу отсутствия необходимых технических знаний, а также технического оснащения (оборудования) лишена возможности проверки данных видеозаписей на предмет «вырезания видеофрагментов», «вставки иных видеофраментов», «склейки видеофрагментов» и т.д.

Вместе с тем ввиду ограниченности сроков на рассмотрение жалобы (максимальное количество рабочих дней для рассмотрения жалобы в соответствии с частью 14.1 статьи 18.1Закона о защите конкуренции составляет 14 дней) Комиссия лишена возможности направления соответствующих запросов в организации, специализирующихся на проверке видеоматериалов.

Также статья 18.1 Закона о защите конкуренции не предусматривает возможности привлечения Комиссией экспертов, специалистов для участия в рассмотрении жалобы с целью проведения экспертиз.

Помимо этого в соответствии со статьями 102, 103 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус осуществляет процедуру обеспечения доказательств.

Основанием необходимости совершения нотариальных действий является снижение вероятности представления недостоверных или незаконных доказательств.

В свою очередь Заявителем на заседании Комиссии представлена видеозапись, не заверенная в установленном законодательством порядке.

Ввиду вышеизложенного Комиссия не может сделать однозначный вывод о достоверности данных видеозаписей.

Также согласно пункту 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 №828, паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ.

В паспорт запрещается вносить сведения, отметки и записи, не предусмотренные Положением о паспорте гражданина РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828, а паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные Положением, является недействительным.

Таким образом, Комиссия отмечает, что не имея копии паспорта, Организатор также лишен возможности удостоверится в том, что паспорт не может быть по каким-либо основаниям признан недействительным.

В соответствии с Извещением к участию в аукционе допускают физические лица, представившие в установленные извещением сроки заявку с приложением документов, в том числе паспорта (все страницы).

В свою очередь, при проведении данных торгов Организатор, устанавливая список необходимых документов для участия в аукционе, руководствовался принципами разумности, справедливости, объективной необходимости запроса конкретных документов, целями реализации арестованного имущества на торгах.

В силу статьи 8 ГК РФ, подавая заявку, каждый из Заявителей согласился с требованиями Извещение о торгах, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения условий проведения Торгов, в том числе в части состава подаваемой заявки.

Вместе с тем участники торговой процедуры не могут ставиться в неравное положение, поскольку указанное повлечет нарушение прав добросовестных участников торгов, которые выполнили все требования по Извещению, приняли участие в Торгах, в результате которых был определен победитель.

Комиссия отмечает, что Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия нарушений в действиях Организатора помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статья 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статья 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статья 10 ГК РФ).

Таким образом, изучив представленные в материалах дела документы и доказательства в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к выводу о признании  жалобы Заявителя необоснованной.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов и Оператора ЭТП при проведении Торгов необоснованной.

  2. Снять ограничения на размещение Торгов, наложенные письмом Московского УФАС России от 10.02.2022 № НП/7495/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны