Решение б/н решение от 28 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-6687/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

23.04.2021                                                                                                                г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев жалобу ООО «Оверпром» (далее также - Заявитель) на действия ГБУЗ «ГП №220 ДЗМ» (далее также - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора, на оказание услуг по поддержанию чистоты в помещениях структурных подразделений ГБУЗ «ГП №220 ДЗМ» (реестровый № 32110173875, далее — Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса, мотивированная несогласием с установлением положений Закупочной документации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Как следует из доводов жалобы, Заявитель указывает на неправомерность проведения закупочной процедуры путем проведения конкурса, поскольку в техническом задании Конкурсной документации, предусмотрено выполнение работ, входящих в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р (далее - Перечень товаров, работ, услуг).

Пунктом 1 Распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 г№ 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» (далее - Распоряжение № 471) установлено, что в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утверждается прилагаемый перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).

Таким образом, Комиссией установлено, что указанный Перечень товаров, работ, услуг распространяется на закупочные процедуры, проводимые в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Между тем оспариваемый Заявителем Конкурс проводится в соответствии с Законом о закупках, в связи с чем на него не распространяются требования Распоряжения № 471.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что доводы жалобы Заявителя не нашли своего фактического подтверждения, в связи с чем признаются необоснованными.

Заявитель в жалобе также указывает, что Заказчиком установлен Показатель - Опыт выполнения аналогичных предмету закупки работ (услуг), поставки товаров, выраженный в количестве исполненных контрактов (договоров).

Коэффициент значимости показателя – 1,0.

Максимальное количество баллов– 100.

Максимальное количество баллов с учетом значимости показателя - 100.

Оценке подлежит количество исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ/оказание услуг по уборке помещений общей площадью по контракту (договору) НЕ МЕНЕЕ 10 000 кв.м., В УЧРЕЖДЕНИЯХ, ИМЕЮЩИХ МЕДИЦИНСКУЮ ЛИЦЕНЗИЮ и обязательства по которым исполнены в полном объеме за период с 01.01.2017 по дату подачи заявки и заключенных в соответствии с требованиями Федеральных законов от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Заявитель отмечает, что данный критерий ограничивает круг лиц потенциальных участников, которые имеют опыт исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ/оказание услуг по уборке помещений.

В конкурсной документации Заказчиком был установлен следующий порядок оценки заявок.

a.         Присуждение каждой заявке порядкового номера по мере уменьшения степени выгодности предложения участника закупки производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке. Заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер. Дальнейшее распределение порядковых номеров заявок осуществляется в порядке убывания итогового рейтинга.

b.         Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому из критериев оценки заявок на участие в конкурсе, умноженных на коэффициенты значимости данных критериев. Коэффициент значимости конкретного критерия равен величине значимости такого критерия в процентах, деленному на 100.

c.         Рейтинг заявки по каждому критерию представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.

Для оценки заявок устанавливаются следующие критерии оценки и величина их значимости:

Номер критерия

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе

Значимость критериев в процентах (%)

1.

Цена договора

50

2.

Квалификация участников закупки

50

Сумма значимостей критериев оценки заявок на участие в конкурсе

100

Для оценки заявок устанавливаются следующие критерии оценки и величина их значимости:

        1. «Цена договора» – значимость критерия составляет 50%

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Цена договора», определяется по формуле:

,где:

Rai - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

Amax - начальная (максимальная) цена договора.

Ai - цена договора, предложенная i-м участником.

Предложением участника, является предложение, указанное на электронной торговой площадке. При оценке предложений участников будет принято предложение, указанное участниками, без применения каких-либо повышающих или понижающих коэффициентов.

        1. «Квалификация участников закупки» –  значимость критерия составляет 50%

2.1. Показатель - Опыт выполнения аналогичных предмету закупки работ (услуг), поставки товаров, выраженный в количестве исполненных контрактов (договоров).

Коэффициент значимости показателя – 1,0

Максимальное количество баллов– 100.

Максимальное количество баллов с учетом значимости показателя - 100.

Оценке подлежит количество исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ/оказание услуг по уборке помещений общей площадью по контракту (договору) не менее 10 000  кв.м., в учреждениях, имеющих медицинскую лицензию и обязательства по которым исполнены в полном объеме за период с 01.01.2017 по дату подачи заявки и заключенных в соответствии с требованиями Федеральных законов от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Единая комиссия учитывает только те сведения, которые указаны участником в составе заявки в табличной форме (Таблица 1).

В случае отсутствия в «Реестре контрактов, заключенных заказчиками» или «Реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки» сведений об исполнении контракта (договора) участником закупки в составе заявки могут быть предоставлены копии исполненных контрактов (договоров) со всеми приложениями и дополнениями, актами сдачи-приемки выполненных работ/оказанных услуг и/или иными документами, подтверждающими факт выполнения работ/оказания услуг.

При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые даты, подписи и печати.

Документы, подтверждающие факт выполнения работ/оказания услуг по контрактам (договорам) должны быть без неустоек (штрафов, пеней).

Порядок оценки показателя:

Количество баллов, присуждаемых по показателю (В1), определяется по формуле:

 

Вi1= КЗ x 100 x (Кi / Кmax);

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя;

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

Таблица 1.

Форма предоставления сведений для оценки по показателю «Опыт выполнения аналогичных предмету закупки работ (услуг), поставки товаров, выраженный в количестве исполненных контрактов (договоров)»

Наименование работ

№ и дата контракта (договора)

Реестровый номер контракта/договора (или номер закупки (извещения) при наличии) в ЕИС

1 …

 

 

 

 

 

В случае, если несколько юридических лиц (несколько индивидуальных предпринимателей, несколько физических лиц) выступают на стороне одного участника (далее – коллективный участник), то для оценки заявки такого участника по данному показателю осуществляется суммирование данного показателя по каждому лицу, входящему в состав коллективного участника.

Итоговая оценка заявок на участие в конкурсе осуществляется следующим образом:

Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому из критериев оценки заявок на участие в конкурсе, запросе предложений, умноженных на коэффициенты значимости данных критериев. Коэффициент значимости конкретного критерия равен величине значимости такого критерия в процентах, деленной на 100.

Ri= Rai*0,5 + Rbi1*0,5

где:

Ri- итоговый рейтинг заявки;

Rai - количество баллов, присуждаемых по стоимостному критерию оценки «Цена договора»;

Rbi1 - количество баллов, присуждаемых по не стоимостному критерию оценки «Квалификация участников закупки» по показателю «Опыт выполнения аналогичных предмету закупки работ (услуг), поставки товаров, выраженный в количестве исполненных контрактов (договоров)».
По результатам расчета итогового рейтинга для каждой заявки им присуждаются порядковые номера. Заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер. Последующие номера присваиваются заявками по мере уменьшения их итогового рейтинга.

При равных итоговых рейтингах нескольких заявок меньший номер присваивается заявке, которая была подана участником конкурса раньше других.

Победителем конкурса признается участник, заявке которого присвоен первый порядковый номер.

Рейтинг, присуждаемый заявке, определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию (показателю).

При равных итоговых рейтингах нескольких заявок меньший номер присваивается заявке, которая была подана участником конкурса раньше других.

Заказчик пояснил, что непредставление вышеуказанных документов не является основанием для отказа участнику в допуске. Если по результатам рассмотрения квалификации участников Заказчик не выявил бы ни одной заявки с сопоставимым опытом, то участники были бы оценены по стоимостному критерию.

Дополнительные услуги по поддержанию гигиенических условий в помещениях Заказчика будут оказываться по месту нахождения заказчика, который в данном случае является медицинским учреждением. Согласно п. 4.1. «ГОСТ Р 51870-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.11.2014 N 1554-ст) Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги оказывают в различных сферах деятельности: в персональной (бытовой), общественной, индустриальной, медицинской, на транспорте. Под медицинской сферой деятельности понимаются услуги, оказывающие в клиниках, больницах, родильных домах, санаториях, реабилитационных центрах, домах престарелых, станциях переливания крови, госпиталях, детских организациях и др. Таким образом уборка в других помещениях и других сферах деятельности, не связанных с медициной будет отличаться друг от друга.

Согласно п. 4.1, п. 4.2, п. 4.3 «ГОСТ Р 58393-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Уборка в медицинских организациях. Общие требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 27.03.2019 № 109-ст) услуги профессиональной уборки в медицинских организациях должны соответствовать требованиям действующего законодательства, регулирующего деятельность в сфере медицинских услуг, услуг профессиональной уборки, действующих приказов, другой нормативной документации Министерства здравоохранения Российской Федерации и настоящего стандарта. Уборку помещений медицинских организаций и прилегающих территорий, а также текущую и генеральную дезинфекцию могут осуществлять компании профессиональной уборки (клининговые компании), владеющие методами дезинфекции, или медицинский персонал, владеющий технологиями профессиональной уборки.

Под медицинской организацией в данном случае понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Профессиональные клининговые компании, привлекаемые для проведения уборки в медицинских организациях, обязаны работать в режиме медицинских организаций (в т.ч. круглосуточно) с учетом специфики их деятельности.

Кроме того, Заказчик в своей документации установил ряд требований к сотрудникам Исполнителя для оказания услуг, связанных с осуществлением Заказчиком своей уставной деятельности.

Согласно п. 6.4. ГОСТ Р 51870-2014., пп. 2.5. п. 2 Приказа Департамента здравоохранения города Москвы от 19 декабря 2016 года N 1010, п. 2.11. Технического задания Заказчика Исполнитель обеспечивает прохождение сотрудниками Исполнителя обязательных предварительных и периодических, а также внеочередных медицинских осмотров с внесением данных о прохождении медицинских осмотров в личные медицинские книжки сотрудников в соответствии с актом, указанным в пункте 7.18 Технического задания. Исполнитель обязан обеспечить прохождение сотрудниками Исполнителя медицинского осмотра на туберкулез (методом цифровой флюорографии или рентгенографии с отметкой и датой о прохождении не позднее, чем за полгода до начала оказания услуг) и проведение лабораторных исследований на корь в соответствии с требованиями актов, указанных в пунктах 7.33, 7.34 Технического задания. Сведения о результатах профилактического осмотра на туберкулез сотрудников предоставляются Исполнителем Заказчику до начала оказания услуг.

Согласно п. 7.2 ГОСТ Р 58393-2019. Персонал клининговых компаний, осуществляющий уборку в палатных отделениях, медицинских кабинетах и других подобных помещениях, должен быть обучен особенностям проведения уборки в медицинских организациях, иметь специальную подготовку по дезинфекционной деятельности (в объеме проведения текущей, генеральной и профилактической дезинфекции).

Согласно Таблице А. 1 ГОСТ Р 58393-2019 и Приложению 4 к Техническому заданию, а также Локальной смете №1, Заказчиком установлена периодичность оказания услуг, соответствующих периодичности для медицинских организаций.

Конкретизация минимальной общей площади помещений по контрактам (договорам) представленным в подтверждение опыта действующим законодательством о закупках не запрещена и имеет объективную необходимость и коррелирует с потребностью Заказчика, так как согласно Техническому заданию площадь помещений, подлежащих уборке, составляет 32 929,8 м2.

Заказчик также отметил, что документация о закупке соответствует правовым актам Российской Федерации, города Москвы, Департамента города Москвы по конкурентной политике. В соответствии с п. 6.2 Постановления Правительства Москвы от 19 июля 2019 г. N 899-ПП "О системе закупок города Москвы" при осуществлении закупок путем проведения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчики принимают решение об осуществлении закупок, разрабатывают и формируют с использованием ЕАИСТ извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, конкурсную документацию в электронной форме, документацию об аукционе в электронной форме, документацию о запросе предложений в электронной форме (далее - документация о закупке) с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением, и утверждают ее в соответствии с типовыми формами документации о закупке и примерной формой решения заказчика об осуществлении закупки, установленными Департаментом города Москвы по конкурентной политике.

По объектам закупок, определенных в Плане по стандартизации, Департаментом города Москвы по конкурентной политике, Департаментом экономической политики и развития города Москвы и Главным контрольным управлением города Москвы разрабатываются типовые формы документов, включая типовые формы контрактов, технических заданий, критериев оценки, в порядке, установленном Департаментом экономической политики и развития города Москвы, Департаментом города Москвы по конкурентной политике, Главным контрольным управлением города Москвы.

Установленный критерий «Квалификация участников закупки» позволяет оценить опыт участников в разрезе важных для заказчика показателей: больших объемов помещений, а также осложненных удаленностью друг от друга объектов, обслуживание которых входит в предмет договора. «Опыт выполнения аналогичных услуг» установлен Заказчиком с целью выявления участника, наилучшим образом соответствующего требованиям Заказчика, а также способного обеспечить надлежащее выполнение работ по предмету закупки, при этом виды оцениваемых аналогичных работ установлены исходя из предмета закупки.

В соответствии с п.6 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

На участие в процедуре было подано 4 заявки, две из которых являются коллективными, в составе которых было от 3 до 4 участников.

Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, как нарушаются его права установлением данного критерия оценки.

Исходя из изложенного, а также того, что указанный критерий является оценочным, Комиссия признает жалобу необоснованной.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Оверпром» (ИНН: 7726412977) на действия ГБУЗ «ГП №220 ДЗМ» (ИНН: 7703173546) при проведении Конкурса необоснованной.

2. Снять ограничения на размещение Конкурса, наложенные письмом Московского УФАС России от 20.04.2021 № ЕО/22260/21.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны