Постановление №НП/49233/23 о назначении административного наказания по делу об админист... от 17 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Москва

Резолютивная часть постановления оглашена «15» ноября 2023 года.

В полном объеме постановление изготовлено «16» ноября 2023 года.

Я, заместитель руководителя Московского УФАС России <...>, рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи протокол и материалы дела об административном правонарушении № 077/04/9.21-13803/2023, возбужденного в отношении ПАО «Федеральная сетевая компания — Россети» (ИНН: 4716016979, КПП: 772801001, дата регистрации в качестве юридического лица: 25.06.2002, адрес: 117630, г. Москва, Академика Челомея ул., д. 5А) (далее — ПАО «Россети»), в присутствии представителя ПАО «Россети» <...>,

УСТАНОВИЛ:

Протоколом по делу об административном правонарушении № 077/04/9.21-13803/2023 (исх. от 26.10.2023 № 45675/23) зафиксирован факт административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Событие административного правонарушения и его квалификация:

В Московское УФАС России поступили заявления <...> (далее также — Заявитель) на действия (бездействие) ПАО «Россети» (далее также — сетевая организация), выразившиеся в нарушении срока направления оферты договора и технических условий на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям, установленного пунктом 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

Президиумом ФАС России были даны разъяснения № 7, утвержденные протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 № 15, которые определяют порядок применения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) с учетом Правил технологического присоединения, Правил недискриминационного доступа, Правил подключения и законодательства о теплоснабжении, критерии применения статей 9.21 и 14.31 КоАП РФ, а также основания выдачи представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Согласно указанным разъяснениям при поступлении в антимонопольный орган заявления о нарушении антимонопольного законодательства, подготовленного в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции, но содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, данное обращение подлежит квалификации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Таким образом, заявление <...> необходимо квалифицировать как заявления, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ установлено, что федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения заявления должностным лицом Московского УФАС России установлено следующее.

С целью увеличения максимальной мощности энергопринимающих устройств на 7 МВт по классу напряжения 6 кВ к ПС 220/110/6кВ «Стекловолокно» объекта «Центр обработки данных», расположенного по адресу: <...> (далее — Объект), заявитель обратился в ПАО «Россети» с заявкой на увеличение максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств от 19.06.2023 № М1/51/906 (далее — Заявка).

Необходимо отметить, что технологическое присоединение Объекта подтверждается составленным между ПАО «Россети» и <...> Актом об осуществлении технологического присоединения от 18.04.2022 № БП/36/22-М1 (далее — Акт) с присоединенной максимальной мощностью 8 000 кВт по уровню напряжения 6 кВ.

В ответ на Заявку ПАО «Россети» письмом от 21.06.2023 № М1/51/1523 (далее — Уведомление) уведомило Заявителя о необходимости представления в составе Заявки недостающих сведений, предусмотренных Правилами технологического присоединения.

К Уведомлению приложены замечания к Заявке, в которых сетевая организация указывает следующее:

- не указано наименование энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям электросетевой организации;

- не представлен план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации с точным адресными ориентирами и привязкой к географическим объектам на местности, заверенный подписью ответственного лица и печатью организации;

- предполагаемая установка дополнительных трансформаторов мощностью 6400 кВА указывает не на увеличение мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, а на новое технологическое присоединение по уровню напряжения 6 кВ.

Вместе с тем, согласно представленным к Заявлению документам, в Заявке указано наименование энергопринимающих устройств («Центр обработки данных»), тем самым, согласно доводам заявления, Заявителем соблюден подпункт «б» пункта 9 Правил технологического присоединения.

Также, согласно представленным к Заявлению документам, Заявителем к Заявке приложен план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации, тем самым, согласно доводам заявления, Заявителем соблюден подпункт «а» пункта 10 Правил технологического присоединения.

Согласно Заявлению, <...> выразил несогласие с позицией сетевой организации в части квалификации установки дополнительных трансформаторов в качестве нового технологического присоединения. Как указывает Заявитель, Заявка касается увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, существенными признаками которых является их расположение (то есть привязка к конкретному земельному участку), а также существующие точки присоединения. Согласно позиции Заявителя, указанные признаки в отношении энергопринимающих устройств соблюдены, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, входящего единый комплекс энергопринимающих устройств, может включать в себя расширение и установку новой трансформаторной мощности, что не ограничено Правилами технологического присоединения.

ПАО «Россети» в письменных пояснениях, представленных в антимонопольный орган (вх. от 20.10.2023 № 68006-ЭП/23), отмечает, что в соответствии с пунктом 8(2) Правил технологического присоединения в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18.03.2023 № 423 ограничения на технологическое присоединение к сети ЕНЭС накладываются на энергопринимающие устройства, а также на объекты электросетевого хозяйства заявителя, ранее присоединенные к сетям ЕНЭС, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании потребителям электрической энергии. К объектам электросетевого хозяйства относятся в том числе кабельные линии, трансформаторные подстанции заявителя и прочее.

Согласно пункту 8(2) Правил технологического присоединения положения пунктов 8 и 8(1) настоящих Правил применяются с учетом того, что к объектам электросетевого хозяйства, принадлежащим организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании потребителям электрической энергии, может осуществляться только на уровне напряжения 110 кВ и выше, за исключением:

- технологического присоединения, осуществляемого в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств по основаниям, установленным пунктом 2 Правил технологического присоединения;

- технологического присоединения электростанций;

- технологического присоединения энергопринимающих устройств, обеспечивающих энергоснабжение линий связи, сооружений связи, средств связи, средств телевизионного вещания и радиовещания;

- технологического присоединения энергопринимающих устройств, обеспечивающих работу пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;

- технологического присоединения энергопринимающих устройств, обеспечивающих энергоснабжение специально созданных технических устройств, осуществляющих прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения в таких ситуациях.

Абзацем вторым указанного пункта предусмотрено, что на уровне напряжения ниже 110 кВ допускается технологическое присоединение вновь присоединяемых энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии и территориальных сетевых организаций к объектам электросетевого хозяйства, принадлежащим организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (далее - ЕНЭС), введенным в эксплуатацию до 01.01.2018 и включенным в перечень объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, к которым допускается осуществление технологического присоединения вновь присоединяемых энергопринимающих устройств потребителей на уровне напряжения ниже 110 кВ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.08.2016 № 1671-р, при отсутствии необходимости осуществления строительства и (или) реконструкции с увеличением трансформаторной мощности таких объектов, за исключением строительства объектов электросетевого хозяйства от существующих — объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Ссылаясь на данные положения Правил технологического присоединения, ПАО «Россети» указывает на то, что запрашиваемое технологическое присоединение к ПС 220 кВ «Стекловолокно», к которой планируется технологическое присоединение новых, по мнению сетевой организации, энергопринимающих устройств (четыре новых трансформатора) Заявителя, к данным исключениям не относится.

Также ПАО «Россети» отмечает, что поданная <...> заявка на технологическое присоединение подразумевает технологическое присоединение впервые вводимых энергопринимающих устройств классом напряжения 6 кВ (четыре новых трансформатора мощностью 1 600 кВА каждый), то есть новое технологическое присоединение к ЕНЭС по классу напряжения ниже 110 кВ, вследствие чего условия действия исключения, предусмотренного абзацем 2 пункта 8(2) Правил технологического присоединения (увеличение мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств), не соблюдены.

Вместе с тем, по мнению ПАО «Россети», увеличение максимальной мощности в отношении существующих (ранее присоединенных) энергопринимающих устройств Заявителя по классу напряжения 6 кВ на 7 000 кВт ограничено элементами электрической сети, а именно существующим трансформаторным оборудованием мощностью 10 000 кВА. Согласно Акту с учетом существующей максимальной мощности 8 000 кВт, а также установленного трансформаторного оборудования, возможное увеличение максимальной мощности по существующим точкам присоединения может составить не более 2 000 кВт.

На основании пункта 15 Правил технологического присоединения Заявка была аннулирована ПАО «Россети» 06.09.2023 в связи с непредставлением недостающих сведений и документов в течение 20 рабочих дней с момента получения Уведомления.

Оценив данные доводы сетевой организации, должностное лицо считает необходимым отклонить их по следующим основаниям.

Законодательство об электроэнергетике, включая Правила технологического присоединения, относятся к сфере публичного права.

Исполняя обязанность по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям, порядок исполнения которой предусмотрен императивными нормами публичного права, сетевая организация, как профессиональный участник рынка, берет на себя и все риски ее исполнения, исходя из статуса сторон, а также с учетом того, что такие риски являются неотъемлемо сопутствующими коммерческой деятельности сетевой организации в силу части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как было указано ранее, пунктом 8(2) Правил технологического присоединения предусмотрены исключения для возможности присоединения энергопринимающих устройств потребителей на уровне напряжения ниже 110 кВ, среди которых технологическое присоединение, осуществляемое в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств по основаниям, установленным пунктом 2 Правил технологического присоединения.

Согласно определению, приведенному в пункте 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, «максимальная мощность» - это наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) в соответствии с документами о технологическом присоединении и обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства) и технологическим процессом потребителя, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах.

Вместе с тем положения Правил технологического присоединения не содержат ограничений по размеру максимальной мощности, которую может испрашивать заявитель у сетевой организации в целях увеличения мощности своих энергопринимающиих устройств. Кроме того, в действующих Правилах технологического присоединения отсутствует какое-либо ограничение по энергопринимающим устройствам, в части их замены, модернизации и естественного износа.

Ввиду изложенного подлежит отклонению довод ПАО «Россети» в части возможности Заявителем подачи заявки на увеличение максимальной мощности по существующим точкам присоединения на размер не более 2 000 кВт ввиду ограничения мощности существующего трансформаторного оборудования 10 000 кВА. Кроме того, в случае акцепта Заявки на ПАО «Росстети» не возлагалось каких-либо мероприятий на собственных объектах электросетевого хозяйства ввиду наличия достаточных мощностей для увеличения максимальной мощности Объекта, а также не менялись бы границы балансовой и эксплуатационной ответственности, а также источник питания ввиду отсутствия новых объектов электросетевого хозяйства на стороне сетевой организации.

Абзацем 3 пункта 15 Правил технологического присоединения предусмотрено, что в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.

На сетевую организацию возложена обязанность направления Заявителю проекта договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в срок до 19.07.2023.

Таким образом, ввиду отсутствия оснований для отказа в заключении договора об осуществлении технологического присоединения в целях увеличения мощности уже присоединенного Объекта в действиях сетевой организацией установлены признаки нарушения пункта 15 Правил технологического присоединения.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Место совершения административного правонарушения — г. Москва.

Время совершения административного правонарушения — 20.07.2023, рабочий день, следующий за днем окончания срока направления Заявителю проекта договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору, установленного пунктом 15 Правил технологического присоединения.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ПАО «Россети» заключается в нарушении пункта 15 Правил технологического присоединения путем ненаправления Заявителю оферты договора и технических условий на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям.

Вместе с тем частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 077/04/9.21-23506/2021 от 24.01.2022 (исх. от 24.01.2022 № НП/3288/22) ПАО «ФСК ЕЭС» (прежнее наименование ПАО «Россети») признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Административный штраф оплачен 20.07.2022 в полном объеме.

Так, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении в отношении ПАО «Россети» установлен факт повторного совершения ПАО «Россети» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, в период, когда лицо являлось подвергнутым административному взысканию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Таким образом, ответственность в соответствии частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ за нарушение пункта 15 Правил технологического присоединения, выразившееся в неисполнении обязанности по направлению заявителю оферты договора и технических условий на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям, несет юридическое лицо ПАО «Россети».

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ПАО «Россети», не установлено.

Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

На основании вышеизложенного, с учетом положений части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, а также с учетом части 2 статьи 9.21 КоАП РФ необходимо применить штраф в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей 00 копеек.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 4.1 КоАП РФ, на основании части 2 статьи 9.21 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ПАО «Россети» (ИНН: 4716016979, КПП: 772801001, дата регистрации в качестве юридического лица: 25.06.2002, адрес: 117630, г. Москва, Академика Челомея ул., д. 5А) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена в федеральный бюджет через банк или иную кредитную организацию на счет федерального казначейства по следующим реквизитам с указанием УИН, содержащегося в образце платежного поручения, приложенного к настоящему постановлению:

Получатель:

ИНН 7706096339

КПП 770101001

УФК по г. Москве (для Московского УФАС России, л/с 0473132489)

ОКТМО 45375000

Банк получателя:

ГУ Банка России по ЦФО р/с 40102810545370000003

БИК 004525988

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

УИН <...>

Назначение платежа: Административный штраф, зачисляемый в Федеральный бюджет по Постановлению № 077/04/9.21-13803/2023

Копии документов, подтверждающих оплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, в письменном виде по адресу: г. Москва, Мясницкий проезд, д. 4, стр. 1, 107078, или в электронном виде на адрес электронной почты: to77@fas.gov.ru.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Приложение: образец платежного поручения на 1 л. в 1 экз.

Заместитель руководителя

Связанные организации

Связанные организации не указаны