Заключение №ЕО/71485/19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ об обстоятельствах дела № 077/01/17-2017/2019 о н... от 26 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрация муниципального округа Пресненский

 

Шмитовский пр-д, д. 2, стр.1,

г. Москва, 123100

allpost@presnyamo.ru

 

Совет депутатов муниципального

округа Пресненский

 

Шмитовский пр-д, д. 2, стр.1,

г. Москва, 123100

allpost@presnyamo.ru

 

АНО «СПЦ «НА ПРЕСНЕ»

 

Спиридоновка ул., д. 24/1, пом. I,

г. Москва, 123001

 

1ый Красногвардейский пр., д. 6,
кв. 22, г. Москва, 123100

shevn@rambler.ru

 

Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» региональное отделение в городе Москве

 

Пятницкая ул., д. 31, стр. 2,

г. Москва, 119117

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об обстоятельствах дела № 077/01/17-2017/2019 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

«20» декабря 2019 года                                                                                                                                 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела № 077/01/17-2017/2019 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия Московского УФАС России) в составе: Председателя Комиссии Московского УФАС России, заместителя руководителя <...>, членов Комиссии Московского УФАС России: начальника правового отдела <...>, заместителя начальника отдела контроля органов власти
<...>, рассмотрев дело № 077/01/17-2017/2019 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией муниципального округа Пресненский (далее - Администрация) пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в присутствии на заседании Комиссии Московского УФАС России: представителя Администрации муниципального округа Пресненский <...>, представителя АНО «СПЦ «НА ПРЕСНЕ» <...>, руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России (далее - Управление) поступило заявление от Российской объединенной демократической партии «Яблоко» региональное отделение в городе Москве (вх. № 274/19 от 09.01.2019, далее - Заявление № 1) о возможных признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации при проведении конкурса на право заключения на безвозмездной основе договоров на реализацию социальных программ (проектов) по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства в 10 нежилых помещениях, находящихся в безвозмездном пользовании Администрации по адресам:

- г. Москва, Новинский б-р, д. 25-27, стр. 16 (лот № 1);

- г. Москва, Шмитовский пр., д. 19 (лот № 2);

- г. Москва, Б. Грузинская ул., д. 40, стр. 4 (лот № 3);

- г. Москва, Красная Пресня ул., д. 9, стр. 3 (лот № 4);

- г. Москва, Пресненский пер., д. 2 (лот № 5);

- г. Москва, Пресненский вал ул., д. 7, стр. 1 (лот № 6);

- г. Москва, Литвина-Седого ул., д. 2/13, корп. А, стр. 3 (лот № 7);

- г. Москва, Б. Грузинская ул., д. 32-34, стр. 1 (лот № 8);

- г. Москва, Стрельбищенский пер., д. 22а (лот № 9);

- г. Москва, Шелепихинская наб., д. 26 (лот № 10) (далее - Конкурс № 1).

Кроме того, в Управление поступило заявление от АНО «СПЦ «НА ПРЕСНЕ» (вх. № 20786-ЭП/19, вх. № 20975-ИП/19 (повтор) от 16.04.2019, далее - Заявление № 2) о возможных признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации при проведении конкурса на право заключения на безвозмездной основе договоров на реализацию социальных программ (проектов) по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства в 2 нежилых помещениях, находящихся в безвозмездном пользовании Администрации по адресам:

- г. Москва, Новинский б-р, д. 25-27, стр. 16 (лот № 1);

- г. Москва, Пресненский вал ул., д. 7, стр. 1 (лот № 2) (далее -Конкурс № 2).

В результате анализа указанной в Заявлениях № 1 и № 2 информации, а также документов и сведений, полученных от Администрации муниципального округа Пресненский (далее - Администрация) и Совета депутатов муниципального округа Пресненский (далее - Совет депутатов), Управлением выявлены признаки нарушения Администрацией при проведении Конкурсов № 1 и № 2 пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, согласно которому при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции путем нарушения порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции основаниями для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

На основании приказа Московского УФАС России от 25.11.2019 № 262 (далее - Приказ) возбуждено дело №  077/01/17-2017/2019 по признакам нарушения Администрацией при проведении Конкурсов № 1 и № 2 пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела № 077/01/17-2017/2019 о нарушении антимонопольного законодательства на основании полного и всестороннего изучения фактических обстоятельств и сведений, представленных заявителями Российской объединенной демократической партией «Яблоко» региональное отделение в городе Москве и АНО «СПЦ «НА ПРЕСНЕ», ответчиком в лице Администрации и Советом депутатов, привлеченным к участию в деле в качестве заинтересованного лица, Комиссией Московского УФАС России установлено следующее.

Часть нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, передается в оперативное управление управам районов города Москвы, а также в безвозмездное пользование администраций муниципального округа.

Постановлением Правительства Москвы от 18.11.2014 № 680-ПП «О мерах по реализации органами местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельных полномочий города Москвы в сфере работы с населением по месту жительства, внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы и признании утратившим силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) Правительства Москвы» (далее - Постановление № 680-ПП) определено, что:

- из числа нежилых помещений, переданных в оперативное управление управе района города Москвы, а также в безвозмездное пользование администрации муниципального округа, правовым актом управы района города Москвы и администрации муниципального округа соответственно определяется перечень нежилых помещений для организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства (пункт 1.1. Постановления № 680-ПП);

- социально ориентированные некоммерческие организации заключают с управой района города Москвы или администрацией муниципального округа договоры на реализацию социальных программ (проектов) по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства в нежилых помещениях, включенных в перечень нежилых помещений, по результатам проведения конкурса (пункт 1.5. Постановления № 680-ПП);

- порядок организации и проведения конкурсов на право заключения на безвозмездной основе договоров утверждается управой района города Москвы или советом депутатов муниципального округа на основании типового порядка, утверждаемого Департаментом территориальных органов исполнительной власти города Москвы (пункт 1.6 Постановления № 680-ПП).

Приказом Департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы от 29.01.2015 № 6 утвержден Типовой порядок организации и проведения конкурсов на право заключения на безвозмездной основе договоров на реализацию социальных программ (проектов) по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства в нежилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы (далее - Типовой порядок).

В соответствии с Типовым порядком решением Совета депутатов от 11.07.2018
№ 15/8/231-СД утверждён порядок организации и проведения конкурса социальных программ (проектов) по организации досуговой и социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства в нежилых помещениях, находящихся в безвозмездном пользовании Администрации (далее   Порядок), положения которого аналогичны положениям Типового порядка.

Задачами проведения конкурса являются:

- отбор социальных программ (проектов), направленных на социальное воспитание и удовлетворение потребностей жителей города Москвы в проведении организованного досуга и спорта;

- предоставление жителям города Москвы широкого спектра услуг по организации досуга и спорта;

- реализация потенциала социально ориентированных некоммерческих организаций по ведению досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением.

Таким образом, проведение вышеуказанных конкурсов является обязательным в соответствии с законодательством города Москвы. При этом Комиссия Московского УФАС России отмечает, что на отношения, связанные с проведением вышеуказанных конкурсов, не распространяются требования части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров за исключением установленных в названой части случаев.

Соответственно к рассматриваемым отношениям не применимы требования порядка проведения конкурсов, утвержденного приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67.

Заключение по результатам вышеуказанных конкурсов договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, подпадает под исключение, предусмотренное пунктом 4 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, а именно предоставление указанных прав некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В соответствии с пунктом 1.3 Порядка участниками конкурса являются социально-ориентированные некоммерческие организации, осуществляющие досуговую, социально-воспитательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с населением, допущенные по результатам рассмотрения поданных ими заявок к участию в конкурсе (далее - Участники конкурса).

Организатором конкурсов согласно пункту 3.1 Порядка является Администрация (далее - Организатор конкурса, Заказчик).

Согласно пунктам 4.1 Порядка для организационно-распорядительных мероприятий конкурса создается конкурсная комиссия (далее - Комиссия).

Комиссия в соответствии с пунктом 4.5 Порядка осуществляет следующие организационно-распорядительные функции:

- вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе, ведение протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе;

- рассмотрение заявок на участие в конкурсе, принятие решения о допуске
к участию в конкурсе, ведение протокола рассмотрения заявок на участие
в конкурсе;

- анализ и сопоставление заявок на участие в конкурсе, принятие рекомендаций по определению победителя конкурса, принятие рекомендаций
по определению победителя конкурса, в случае отказа участника, признанного победителем конкурса, от заключения договора;

- принятие решения об отстранении участника конкурса от участия в конкурсе, в случаях, предусмотренных Порядком.

Согласно пунктам 14.2. - 14.6 Порядка анализ и сопоставление заявок проводится с целью установления соответствия проектов социальных программ (проектов) требованиям к социальной программе (проекту), а также взаимного сопоставления показателей проектов социальных программ (проектов) Участников конкурса. По результатам анализа и сопоставления заявок и конкурсных предложений Комиссия принимает решение о ранжировании представленных проектов социальных программ (проектов). Участник конкурса, социальной программе (проекту) которого был присвоен первый номер <...> рекомендуется в качестве победителя конкурса, Участник конкурса, социальной программе (проекту) которого был присвоен второй номер <...> рекомендуется как победитель конкурса в случае отказа участника, признанного победителем конкурса, от заключения договора. Протокол анализа и сопоставления заявок на участие в конкурсе, рекомендаций по определению победителя конкурса составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у Администрации, а второй вместе с представленными на конкурс социальными программами (проектами) направляется в Совет депутатов для рассмотрения и принятия решения о победителе конкурса.

Таким образом, оценку заявок и ранжирование осуществляет исключительно Комиссия.

В соответствии с пунктом 15.1 Порядка в решении Совета депутатов указывается Участник конкурса, признанный победителем, а также Участник конкурса, признаваемый победителем конкурса в случае отказа участника, признанного победителем конкурса, от заключения договора.

Договор на реализацию социальных программ (проектов) по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства в нежилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы заключается между победителем конкурса, указанным в решении Совета депутатов, и Заказчиком.

Администрация постановлением от 31.10.2018 № 229-П «О проведении конкурса на право заключения на безвозмездной основе договоров на реализацию социальной программы (проекта) по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства в нежилом помещении, находящемся в безвозмездном пользовании Администрации» объявила Конкурс № 1 и утвердила состав Комиссии № 1.

Заявки на участие в Конкурсе № 1 принимались до 03.12.2018. Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками от 04.12.2018 № 1 на участие в Конкурсе № 1 по 10 лотам было подано 24 заявки.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Конкурсе № 1 от 10.12.2018 № 2 были определены участники. Из 24 поступивших заявок 6 были отклонены, в связи с нарушением пункта 10.4 Порядка, согласно которому верность копий документов и материалов, представляемых для участие в Конкурсе № 1, должна быть подтверждена печатью и подписью уполномоченного лица участника Конкурса № 1. Все документы и материалы должны быть прошиты, скреплены печатью, заверены подписью уполномоченного лица участника Конкурса № 1, в том числе на прошивке, и иметь сквозную нумерацию страниц.

Согласно информации, представленной Администрацией, по итогам заседания Комиссии № 1 был составлен и размещен на официальном сайте Администрации протокол анализа и сопоставления заявок на участие в открытом Конкурсе № 1 от 11.12.2018 № 3, который Комиссией № 1 был направлен в адрес Совета депутатов для определения победителей в Конкурсе № 1 на очередном заседании. Затем в адрес Комиссии № 1 поступили обращения от участников АНО «Общество друзей Тарусы», АНО «Проактив», Благотворительный фонд поддержки семей «Семье и детям» об отзыве заявок на участие в Конкурсе № 1. Председателем Комиссии № 1 было принято решение провести оперативное заседание Комиссии № 1 для принятия решений по существу. Руководствуясь Порядком, Комиссией № 1 было принято решение о снятии заявок: № 02 (Лот №4), № 09 (Лот № 5), № 21 (Лот №10) от дальнейшего участия. 16.01.2019 на очередном заседании Совет депутатов не принял протокол рассмотрения отзыва заявок на участие в Конкурсе № 1 от 15.01.2019 № 4, мотивируя тем, что не было кворума. В связи с этим Совет депутатов руководствовался результатами протокола от 11.12.2018 № 3.

Протокол анализа и сопоставления заявок на участие в открытом Конкурсе № 1 содержит решение Комиссии № 1 о присвоении номеров предпочтительности заявок Участников Конкурса № 1, а также итоговую таблицу распределения голосов Комиссии № 1.

Согласно письменным пояснениям Администрации критериями оценки заявок Участников Конкурса № 1 являются:

1. Общее число жителей, привлекаемых к участию в основных формах работы, в расчете на месяц и год.

2. Общее число жителей, привлекаемых к участию в основных формах работы на платной основе, но не более 80% от общего числа жителей, привлекаемых к участию в основных формах работы.

3. Общее число жителей, привлекаемых к участию в дополнительных формах работы, в расчете на год.

4. Число мероприятий основных форм работы.

5. Число мероприятий дополнительных форм работы.

6. Кадровые ресурсы, с указанием опыта работы.

7. Материальные ресурсы.

8. Расписание занятий.

9. Календарный план на год с указанием примерного количества участников.

10. Количество мероприятий в год.

11. Ожидаемые результаты.

12. Финансово-экономическое обоснование социального проекта (программы).

Советом депутатов было проведено заседание, на котором приняты соответствующие решения о победителях Конкурса № 1. В соответствии с решением Совета депутатов № 22/4/322-СД от 16.01.2019 по лотам № 1 и № 6 победители Конкурса № 1 признаны не были.

Администрация постановлением от 11.02.2019 № 34-П «О проведении конкурса на право заключения на безвозмездной основе договоров на реализацию социальной программы (проекта) по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства в нежилом помещении, находящемся в безвозмездном пользовании Администрации» объявила Конкурс № 2 и утвердила состав Комиссии № 2.

Согласно протоколу анализа и сопоставления заявок на участие в открытом Конкурсе № 2, принятие рекомендаций по определению победителя Конкурса № 2 от 04.04.2019 по адресу г. Москва, Новинский б-р, д. 25-27, стр. 16 (лот № 1) первый номер присвоен РОО «Художественный центр «Дети Марии», второй номер - АНО «СПЦ» На Пресне», по адресу Пресненский вал ул., д. 7, стр. 1 (лот № 2) первый номер присвоен АНО «Спортивное развитие «Родина».

Протокол анализа и сопоставления заявок на участие в открытом Конкурсе № 2 содержит 55 критериев, по которым Комиссией № 2 были оценены и сопоставлены заявки участников Конкурса № 2. Согласно пункту 7 указанного протокола программа Участника Конкурса № 2, имеющая наименьшее отрицательное значение в таблице «Ранжирование проектов социальных программ участников открытого конкурса» по итоговой строке считается наиболее соответствующей критериям (требованиям), установленным действующим Порядком.

Согласно доводам Заявления № 2 в Порядке и документации к Конкурсу № 2 не содержались критерии оценок заявок, величина значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок, указанная информация появилась только в протоколе анализа и сопоставления заявок на участие в открытом Конкурсе № 2. Кроме того, указанные в протоколе критерии и порядок оценки заявок содержит недостатки, а именно, Комиссия № 2 предоставила преимущества тем организациям, которые предложили меньшее количество форм работы. Преимущество выразилось в том, что при предложенной методике подсчета недостатков, отсутствие предложений о формах работы влечет те же последствия для Участников Конкурса № 2, как и предложения с полным отсутствием недостатков.

Решением Совета депутатов от 10.04.2019 № 25/1/360-СД выбран победитель по лоту № 1 Конкурса № 2, по лоту № 2 (Пресненский вал ул., д. 7 стр. 1) Конкурса № 2 решение о победителе не принято.

Представителями Администрации на заседании Комиссии Московского УФАС России 06.12.2019 было объявлено, что на помещение по адресу: Пресненский вал ул., д. 7 стр. 1, а также на новые помещения, находящиеся в безвозмездном пользовании Администрации, постановлением от 15.04.2019 № 145-П объявлен очередной конкурс на право заключения на безвозмездной основе договоров на реализацию социальных программ (проектов) по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства в нежилых помещениях (далее - Конкурс № 3) и утвержден состав Комиссии № 3.

Согласно протоколу анализа и сопоставления заявок на участие в Конкурсе № 3 от 06.06.2019 членами Комиссии № 3 были проанализированы и сопоставлены заявки Участников Конкурса № 3 по следующим критериям:

1. Срок действия социальной программы (проекта) рассчитан на 3 года.

2. Наименование социальной программы (проекта).

3. Наличие анализа потребностей развития досуговой работы в соответствующем районе.

4. Наличие категорий населения, оргнизация работы для которых является целью социальной программы (проекта).

5. Наличие общего перечня мероприятий социальной программы (проекта).

6. Наличие основных показателей социальной программы (проекта):

6.1 общее число жителей, привлекаемых к участию в основных формах работы, в расчете на месяц и на год, а также число жителей, привлекаемых к участию в основных формах работ на платной основе;

6.2 общее число жителей, привлекаемых к участию в дополнительных формах работы, в расчете на год;

6.3 число мероприятий основных форм работы;

6.4 число мероприятий дополнительных форм работы.

7. Краткая аннотация деятельности.

8. Наличие календарного плана мероприятий социальной программы на год по основным и дополнительным формам работы.

9. Наличие финансово-экономического обоснования социальной программы.

10. Наличие инвестиционных намерений участника.

11. Ожидаемые результаты работы.

12. Наличие в штате квалифицированных профильных кадров.

13. Наличие профильного материально-технического обеспечения.

14. Информирования НКО жителей района о своей деятельности.

15. Отчетность НКО о своей деятельности.

16. Соответствие заявленной социальной программы помещению.

17. Организация работы по профилактике правонарушений в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

18. Наличие подтвержденного опыта работы в заявленной сфере деятельности.

19. Наличие подтвержденного опыта работы в МО Пресненский.

Таким образом, в соответствии с Порядком было проведено 3 конкурса на право заключения на безвозмездной основе договоров на реализацию социальных программ (проектов) по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства в нежилых помещениях, находящихся в безвозмездном пользовании Администрации. При объявлении вышеуказанных конкурсов создавались отдельные Комиссии, которые анализировали и сопоставляли поданные на участие в конкурсах заявки. Критерии заявок по трем конкурсам разные и впервые публиковалась в протоколах анализа и сопоставления заявок на участие в конкурсах.

На заседании Комиссии Московского УФАС России 20.12.2019 Администрацией пояснила, что Комиссии по Конкурсам № 1, 2, 3 после тщательного изучения программ каждым ее членом оценивали заявки участников по внутреннему убеждению путем выставления баллов по критериям, указанным в протоколах анализа и сопоставления заявок. Данная позиция отражена в письменных пояснениях Администрации. Представитель Администрации пояснил, что в состав Комиссии включены компетентные лица, которым «виднее, как оценить заявки участников конкурсов».

С учетом изложенного Комиссия Московского УФАС России установила отсутствие критериев и порядка оценки заявок на момент объявления Конкурсов № 1 2, 3. При этом критерии оценки и сопоставления заявок впервые указаны в протоколах анализа и сопоставления заявок. На момент подачи заявок на участие в Конкурсах № 1, 2, 3 критерии оценки и сопоставления заявок не были известны участникам. Отсутствие сведений на момент подачи заявок на участие в Конкурсах № 1, 2, 3 относительно того, какие конкретно параметры оцениваются Комиссиями № 1, 2, 3 по всем критериям и составляющих их показателях, не позволяет участникам подготавливать свои заявки, чтобы повысить их предпочтительность.

Комиссия Московского УФАС России отмечает, что Типовой порядок и Порядок не содержат критериев оценки заявок и порядка присвоения заявкам Участников Конкурсов № 1, 2, 3 бальных оценок. В свою очередь, отсутствие критериев оценки заявок и порядка присвоения баллов в Типовом порядке и Порядке, не освобождает Организатора конкурса от установления данных критериев и порядка в извещении и конкурсных документациях.

Кроме того, определение порядка оценки и сопоставления заявок именно как присвоение таким заявкам баллов в зависимости от значимости критериев их оценки нашло свое отражение в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 3323/13 от 18.02.2014, согласно которому отсутствие в действующем законодательстве требования установления в документации порядка расчета баллов и значимости критериев оценки заявок участников не свидетельствует о том, что такие критерии и порядок не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов.

В рассматриваемом случае какого-либо указания на перечень критериев оценки и сопоставления заявок применительно к Конкурсам № 1, 2, 3, а также необходимые к представлению документы в целях получения максимально возможного количества баллов по этим критериям, равно как и на диапазон возможных к присвоению баллов, в извещении и конкурсных документациях отсутствуют и детально не определены. Параметры оценки заявок по данным критериям в конкурсных документациях также не раскрыты.

Критерии оценки заявок, а также вес (ценность) в баллах каждой разновидности документов, входящих в состав заявки, являются необходимыми для участников Конкурсов № 1, 2, 3, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности торгов, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов при проведении конкурсов. Необходимость полного раскрытия информации о торгах следует из части 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Обратное же приведет к бесконтрольному усмотрению организатора процедуры при оценке поданных заявок, поскольку критерии оценки заявок будут известны лишь ему самому в зависимости от его выбора таких критериев среди перечисленных в документации или вовсе придуманных им самостоятельно в ходе процедуры.

На заседании Комиссии Московского УФАС России от 20.12.2019 Администрацией было предоставлено дополнение к возражениям от 05.12.2019 № 780 (далее - Возражения Администрации), содержащее ряд доводов.

Согласно Возражениям Администрации действия Организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в Конкурсах № 1, 2, 3, в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. В тоже время Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» региональное отделение в городе Москве не подавала заявку на участие в Конкурсах № 1, 2, 3, а следовательно не имеет возможности обжаловать действия Организатора торгов. АНО «СПЦ «На Пресне» являлось участником только Конкурса № 2.

Комиссия Московского УФАС России считает данный довод несостоятельным в силу следующее.

Рассмотрение настоящего дела осуществляется в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, в которой отсутствует требование о подаче заявления о нарушении антимонопольного законодательства исключительно лицом, подавшим заявку на участие в торгах, ввиду чего положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции к рассматриваемым правоотношениям не применимы.

Кроме того, в Возражениях Администрации указано, что в протоколе заседания Комиссии Московского УФАС России от 06.12.2019 не указано обстоятельство объявления перерыва в заседании Комиссии Московского УФАС России на 10 минут.

Между тем в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность комиссии антимонопольного органа, не установлено требование к содержанию протокола и особенностей его ведения, а также требований к его полноте.

Вопреки доводам Администрации комиссия Московского УФАС России в силу статьи 39 Закона о защите конкуренции не связана доводами заявления юридического или физического лица, а равно при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не связана теми обстоятельствами и фактами, на основании которых возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, ввиду того, что при рассмотрении дела могут быть выявлены и установлены иные, новые обстоятельства, что прямо следует из частей 1 и 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции.

Ни одно положение Закона о защите конкуренции и Регламента каким-либо образом не свидетельствует о том, что действия комиссии антимонопольного органа, созданной в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, ограничены возможностью выявления иных фактов нарушения антимонопольного законодательства.

В Возражениях Администрации содержатся доводы о несоблюдении сроков рассмотрения Заявлений № 1 и № 2, а именно несвоевременного издания Управлением Приказа.

Относительно вышеуказанных доводов Администрации надлежит отметить, что само по себе несогласие ответчика с теми или иными действиями антимонопольного органа или отдельными должностными лицами антимонопольного органа должно соотноситься с нарушением его законных прав и интересов.

Таким образом, приведенные Администрацией доводы правового значения не имеют ввиду того, что в данной части доводы касаются исключительно прав и законных интересов заявителей, которые на указанные обстоятельства не жалуются.

Права и законные интересы ответчика по настоящему делу данными обстоятельствами не нарушены.

В отношении содержания определения о назначении к рассмотрению настоящего дела, Комиссия отмечает, что, как указывалось ранее, она не связана только теми доводами, которые послужили основанием к возбуждению настоящего дела, изложенными в определении о назначении настоящего дела. Представители Администрации на заседании Комиссии Московского УФАС России 06.12.2019 сообщили, что им неясно в отношении каких именно конкурентных процедур возбуждено дело № 077/01/17-2017/2019 о нарушении антимонопольного законодательства. Комиссия, пользуясь своим правом дополнять и выявлять иные нарушения, в определении об отложении рассмотрения дела № 077/01/17-2017/2019 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению изложила дополнительно обстоятельства рассмотрения настоящего дела.

Комиссия Московского УФАС России отмечает, что на заседание 20.12.2019 ответчиком были предоставлены запрашиваемые определением об отложении рассмотрения дела № 077/01/17-2017/2019 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению материалы, повторных вопросов о конкурентных процедурах, рассматриваемых в рамках настоящего дела, от Администрации не поступало.

Кроме того, в Возражениях Администрации содержится довод о том, что ответчик не имел возможности ознакомиться с какими-либо документами и сведения, изложенными в пунктах 3.50 и 3.64 , 3.65 Регламента.

Согласно пункту 3.50 Регламента в случае установления признаков нарушения антимонопольного законодательства управлением ФАС России, отделом территориального органа, у которых на рассмотрении находятся заявление, материалы, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее - ответственное структурное подразделение) осуществляет подготовку докладной записки, которая вместе с заявлением, материалами и (или) иными документами, указывающими на факты, свидетельствующие о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства (далее - докладная записка), направляется на проведение внутриведомственной правовой экспертизы.

В соответствии с пунктом 3.64 Регламента при получении заключения о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства ответственное структурное подразделение осуществляет подготовку проекта приказа антимонопольного органа о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно пункта 3.65 Регламента указанный в пункте 3.64 Регламента проект приказа с приложением докладной записки, заключения и иных документов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, направляется руководителю антимонопольного органа для принятия решения.

Комиссия Московского УФАС России отмечает, что копия Приказа была направлена в адрес Администрации письмом Московского УФАС России от 27.11.2019 № ЕО/63499/19, в свою очередь докладная записка отдела контроля органов власти и заключение правового отдела не приобщаются к материалам дела в силу пункта 3.82 Регламента, поскольку представляют собой внутреннюю переписку структурных подразделений Московского УФАС России.

Согласно заявлению главы муниципального округа Пресненский (заинтересованное лицо) от 05.12.2019 № 19.384-СД (вх. № 71584/19 от 06.12.2019) Организатором конкурса при организации и проведении Конкурсов № 1, 2, 3 в 2018-2019 году нарушений Порядка не допущено, кроме того, замечаний, предписаний, представлений от органов исполнительной власти города Москвы, органов прокуратуры в органы местного самоуправления муниципального округа Пресненский, о нарушении Порядка не поступало, в том числе и к самому Порядку. Учитывая вышеизложенное глава муниципального округа Пресненский просит прекратить рассмотрение настоящего дела.

Комиссия Московского УФАС России отмечает, что прекращение производства по делу является обязанностью, а не правом Комиссии Московского УФАС России. Исчерпывающие случаи прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства перечислены в статьей 48 Закона о защите конкуренции, и в настоящем случае не установлены.

На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России пришла к выводу о том, что отсутствие в конкурсных документациях Конкурсов № 1, 2, 3 критериев оценки заявок и порядка начисления баллов содержит в себе нарушение пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии: <...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны