Решение б/н б/а от 26 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «КТС Профи»

Герцена ул., д. 34, кв. 2,

г. Иркутск, 664074

 

АО «ВРК-2»

Угрешская ул., д. 2, стр. 149,

г. Москва, 115088

 

АО «ТД РЖД»

Волочаевская ул., вл. 5, корп. 3,

г. Москва, 111033

 

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

Б. Саввинский пер., д. 12, стр. 9,

г. Москва, 119435

 

ФАС России

Садовая Кудринская ул., д. 11,

г. Москва, 125993

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-14453/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

14.11.2019 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

<...>;

членов Комиссии:

<...>;

<...>;

в присутствии представителей:

от АО «ВРК-2»: <...>;

от АО «ТД РЖД»: <...>;

в отсутствие представителя ООО «КТС Профи», извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по существу письмом Московского УФАС России от 11.11.2019 № ПО/59722/19;

рассмотрев жалобу ООО «КТС Профи» (далее — Заявитель) на действия АО «ВРК-2» (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту колесотокарных станков в обособленных структурных подразделениях АО «ВРК – 2» (реестровый № 3908412669) (далее — Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

Согласно доводам жалобы Заявитель оспаривает положения Конкурсной документации Заказчика.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Как следует из доводов жалобы, Заявитель указывает на неправомерность установления Техническим заданием необходимости выполнения работ в 38 обособленных подразделениях, находящихся в разных регионах, что, по его мнению, ограничивает конкуренцию. Также Заявитель указывает на то, что увеличение лота повлекло за собой увеличение финансовых затрат потенциальных участников, а также необходимость представления более обширного опыта выполнения работ, аналогичных предмету договора, что также ограничивает конкуренцию.

На заседании Комиссии установлено следующее.

Согласно подпункту 2 пункта 3 Приложения № 1.1 «Техническое задание» Конкурсной документации работы производятся на колесотокарных станках, находящихся в обособленных структурных подразделениях АО «ВРК-2», указанных в таблице № 1. В свою очередь, в таблице № 1 приведено 116 объектов исполнения работ, 38 из которых находятся в разных субъектах Российской Федерации.

На заседании Комиссии представители Заказчика против доводов жалобы возражали, а также пояснили, что нецелесообразность деления спорной закупочной процедуры на лоты обусловлена рядом преимуществ, а именно замена запасных частей происходит по единому прайсу, что позволяет снизить стоимость за счет более крупносерийных поставок и, как следствие снизить транспортные расходы, а также обеспечивает возможность создания оборотного запаса запасных частей у одного исполнителя для оперативного ремонта станков в случае аварийных остановок. Также представители Заказчика отметили, что планируемый договор является рамочным, конкретный объем работ по каждому объекту не определен, в связи с чем деление по лотам может повлечь дисбаланс расходов.

Согласно пункту 3.1.1 Конкурсной документации участником конкурса признается любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника конкурса, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника конкурса, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника конкурса, соответствующие условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и подавшие в установленные сроки и в установленном порядке конкурсную заявку на участие в конкурсе. Участники конкурса в конкурсной заявке обязаны декларировать свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства путем предоставления сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», содержащих информацию об участнике конкурса, или декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», по форме, представленной в приложении № 1.3 к конкурсной документации в случае отсутствия сведений об участнике конкурса, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом, в указанном реестре. Лица (в том числе лица, выступающие на стороне участника), не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, не вправе принимать участие в таком конкурсе.

При таких обстоятельствах, учитывая, что у потенциальных участников присутствует фактическая возможность участия в Конкурсе на стороне коллективного участника, а также принимая во внимание, что Проектом договора, являющимся неотъемлимой частью Конкурсной документации, не установлено запрета на привлечение соисполнителей, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения, в связи с чем признается необоснованным.

Оценивая второй довод Заявителя, Комиссия исходила из следующего.

Согласно пункту 283 Положения о закупках АО «ВРК-2» (далее – Положение) При проведении конкурентной закупки заказчик вправе установить требования к обеспечению заявок. При этом в документации о конкурентной закупке заказчиком могут быть указаны размер обеспечения заявок и иные требования к обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок предусмотрен заказчиком). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником путем внесения денежных средств или банковской гарантией или иным способом, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации и принятым во исполнение его нормативными правовыми актами. Выбор способа обеспечения заявки на участие в процедуре осуществляется участником из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о конкурентной закупке.

В соответствии с пунктом 284 Положения Требование обеспечения заявок на участие в закупке не устанавливается, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 5 миллионов рублей. В случае, если начальная (максимальная) цена договора превышает 5 миллионов рублей, заказчик вправе установить в документации о конкурентной закупке требование к обеспечению заявок на участие в закупке в размере не более 5 процентов начальной (максимальной) цены договора.

В силу пункта 205 Положения Заказчик вправе установить требование к обеспечению исполнения договора. Порядок, условия внесения и размер обеспечения исполнения договора указываются в документации о конкурентной закупке. Размер обеспечения исполнения договора:

не может превышать 5 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), если договором не предусмотрена выплата аванса;

устанавливается в размере аванса, если договором предусмотрена выплата аванса.

Обеспечение исполнения договора может предоставляться субъектом МСП путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения исполнения договора осуществляется участником закупки, являющимся субъектом МСП, в соответствии с требованиями документации о конкурентной закупке.

В соответствии с пунктом 214 Положения в документации о конкурентной закупке могут устанавливаться обязательные требования к участникам, в том числе Иные единые требования к участникам, в том числе квалификационные требования (в зависимости от технических, технологических, функциональных (потребительских) характеристик товаров, работ, услуг), требования, предъявляемые к их безопасности, и/или иные показатели, связанные с определением соответствия участника специальным требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации, нормативными документами заказчика к поставщикам (исполнителям, подрядчикам), устанавливаются в документации о конкурентной закупке и предусматривают:

наличие:

финансовых ресурсов для исполнения договора;

на праве собственности или ином законном основании оборудования и/или других материально-технических ресурсов, необходимых для исполнения договора;

опыта осуществления поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг по предмету закупки, стоимость которых составляет не менее чем 20 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении, документации о конкурентной закупке. При этом учитывается стоимость всех поставленных, выполненных, оказанных участником (с учетом правопреемственности) товаров, работ, услуг (по выбору участника) по предмету закупки;

деловой репутации;

необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора;

соответствие участников специальным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора.

Таким образом, предъявление Заказчиком требований к участникам закупочной процедуры о внесении обеспечения заявок, а в дальнейшем победителем обеспечения исполнения договора, а также установление требования о наличии опыта выполнения аналогичных работ осуществлено правомерно.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что такие требования предъявляются Заказчиком с целью минимизации рисков неисполнения потенциальным контрагентом обязательств, а также повышения надежности и качества работ. Также представители Заказчика указали на то, что Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора, обратное бы противоречило принципу целевого и эффективного расходования бюджетных средств, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Комиссия отмечает, что само по себе включение в документацию условий и признаков, которые в конечном итоге приводят к исключению из числа участников лиц, не отвечающих этим условиям и признакам, не является ограничением доступа к участию в закупке и ограничением конкуренции, а представляет собой механизм выбора наиболее подходящего под требования Заказчика, в данном случае исполнителя.

В свою очередь, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действия Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

Из вышеизложенного следует, что Заявителем неправомерный характер не деления закупочной процедуры на отдельные лоты по территориальному признаку в рассматриваемом случае доказан не был. Между тем, несогласие Заявителя с установленными требованиями не может однозначно свидетельствовать о нарушении действующего законодательства Российской Федерации со стороны Заказчика.

Таким образом, доводы жалобы не нашли своего фактического подтверждения в связи с чем признаются Комиссией необоснованными.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «КТС Профи» (ОГРИП 1183850012917
ИНН 3812522983) на действия АО «ВРК-2» (ОГРН 11177462994126 ИНН 7708737517) при проведении Конкурса необоснованной.

2. Снять ограничение на размещение Конкурса, наложенное письмом Московского УФАС России от 11.11.2019 № ПО/59722/19.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Заместитель председателя Комиссии <...>

члены Комиссии <...>

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны