Решение б/н б/н от 21 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...>
при участии посредством видеоконференцсвязи представителя арбитражного управляющего Короленко А.В. - <...>
в отсутствие <...> (извещен надлежащим образом о дате, месте и времени заседания письмом Московского УФАС России от 10.03.2023 № НП/10607/23); рассмотрев жалобу<...>(далее — Заявитель) на действия арбитражного управляющего Короленко А.В. при проведении торгов по продаже имущества должника (сообщение № 10828401, лот № 1, далее — Торги), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов. По мнению Заявителя, нарушение со стороны Организатора торгов выразилось в ненадлежащем исполнении обязанностей по публикации сведений о Торгах. Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения. Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи. Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962. Заявителем было направлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (вх. от 16.03.2023 № 16734-ЭП/23).
Таким образом, учитывая, что указанные лица надлежащим образом извещены о способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в его отсутствие. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов. В соответствии с письмом ФАС России от 15.07.2022 № ГМ/67432/22 антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта «а» пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о банкротстве торгов. По смыслу положений Закона о банкротстве задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры — получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами. Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов — определение победителя на конкурентной основе. Аналогичный подход определения сути проведения торгов приведен в пункте 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 № 3 (2018). Следовательно, нарушение установленного порядка организации и проведения торгов не может не свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку торги являются конкурентной формой определения наилучших условий реализации товара и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота). В противном случае при проведении торгов утрачивается признак конкуренции среди участников, в результате чего проведенная процедура выявления покупателя может противоречить ее сущности. Кроме того, поскольку торги являются способом заключения договора по реализации товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка может сказаться на обеспечении конкуренции и формировании конкурентного товарного рынка путем лишения возможности потенциальных участников торгов принять участие в торгах либо необоснованного сокращения числа участников торгов. В случае проведения торгов в отсутствие конкурентной борьбы победитель таких торгов получает дополнительные преимущества на товарном рынке, на котором он осуществляет деятельность, поскольку увеличит количество своих основных производственных средств, при этом иные участники или потенциальные участники таких торгов будут неправомерно лишены возможности получения данного ресурса. Таким образом, при осуществлении полномочий по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов по продаже имущества банкротов и подготовке решений по результатам рассмотрения таких жалоб территориальным органам ФАС России необходимо применять позицию, изложенную в настоящем письме. В связи с этим, и принимая во внимание позицию, изложенную в вышеприведенном письме ФАС России, рассмотрение поданной Заявителем жалобы
на действия Организатора торгов проводилось в рамках ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона. Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 утвержден Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее - Порядок). Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации. В соответствии с указанным извещением дата публикации объявления о проведении Торгов в форме открытого аукциона в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве — 20.02.2023 (далее - Сообщение). Датой начала подачи заявок является 21.06.2021 12:00. Окончания подачи заявок: 07.03.2023 18:00. Начальная цена лота - 667 750,00 руб. Предмет Торгов — 25 % доли в уставном капитале ООО Фирма «АДА» (ОГРН: 1037739188255, ИНН: 5046019300, КПП: 772801001, юри»дический адрес (место расположение): 117292, город Москва, Профсоюзная улица, 22/10). Начальная цена лота – 667 750,00 (шестьсот шестьдесят семь тысяч семьсот пятьдесят) рублей.00 копеек без учета НДС. Место проведения Торгов — электронная площадка «Межрегиональная Электронная Торговая Система» (https://m-ets.ru/) (далее -ЭТП). Заявителем оспаривается ненадлежащее размещение Организатором торгов сведений о Торгах, а именно: 1. Указание недостоверной информации о судебном акте, на основании которого действует Организатор торгов; 2. Размещение на ЭТП сведений об отстраненных финансовых управляющих Хомякове М.С. и Корабейнике А.Н., включая контактные данные; 3. Размещение проекта договора о задатке без реквизитов Организатора торгов. Изучив представленные документы, Комиссия установила следующее. Ранее Московским УФАС России решением по делу № 077/07/00- 13041/2021 была рассмотрены жалобы <...> на действия арбитражного управляющего Корабейника А.Н., финансового управляющего Хомякова М.С. при проведении торгов по продаже имущества должника (сообщение № 6847999, лот 2)
По результатам рассмотрения вышеуказанных жалоб антимонопольным органом принято решение о признании доводов обоснованными, Корабейнику А.Н. и Хомякову М.С. выдано предписание об устранении допущенных нарушений. В соответствии с предписанием Московского УФАС России от 05.08.2021 по делу № 077/07/00-13041/2021 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров Организатору торгов № 68115-ОАОФ предписано вернуть участникам закупочной процедуры ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Торгах. Вместе с указанным, Оператору ЭТП предписано обеспечить техническую и функциональную возможность исполнения предписания организатором торгов и финансовым управляющим. Положения Предписания в отношении возврата заявок участникам торгов выполнялись оператором электронной площадки ООО «МЭТС», который сообщил 30.12.2023 организатору торгов о возврате участникам заявок, задатков и направлении им уведомлений об указанных фактах, что подтверждается представленной автоматизированной выпиской между организатором торгов и оператором электронной площадки. Определением Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2022 по делу № А40-230236/15-44-432Б Короленко А.В. утверждена финансовым управляющим Полонского Д.Б. В соответствии с пунктом 10 статьи 110 Закона о банкротстве В сообщении о продаже предприятия должны содержаться: • сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием; • сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия; • требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги; • условия конкурса в случае проведения торгов в форме конкурса; • порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений. В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием открытой формы представления предложений о цене предприятия время окончания представления предложений не указывается); • порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению; • размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток; • начальная цена продажи предприятия; • величина повышения начальной цены продажи предприятия ("шаг аукциона") в случае использования открытой формы подачи предложений о цене предприятия; • порядок и критерии выявления победителя торгов;
дата, время и место подведения результатов торгов; • порядок и срок заключения договора купли-продажи предприятия; • сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи; • сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона. • Проект договора купли-продажи предприятия и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке подлежат размещению на электронной площадке и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве без опубликования в официальном издании. Сообщения на ЕФРСБ № 6847999 от 18.06.2021, № 10351144 от 28.12.2022, № 10461460 от 29.12.2022, № 10635718 от 27.01.2023, № 10638662 от 27.01.2023, № 10828401 от 20.02.2023 о возобновлении торгов, об изменении сообщений все содержат ссылку на Определение Арбитражного суда го-рода Москвы от 31.01.2022 г. по делу № А40-230236/15-44-432Б, которым Короленко А.В. утверждена финансовым управляющим Полонского Д.Б.. Информацию о данном судебном акте, как основании для деятельности Короленко А.В. содержит и электронная площадка ООО «МЭТС» в графах: -«Сведения по лоту» - «Изменения» - «Дополнения от 27.01.2023 14:40»; - «Сведения о должнике» - «Изменения» - «Дополнения от 27.01.2023 14:40»; - «Информация о торгах» - «Сведения о приостановке-возобновлении торгов»; - «Информация о торгах» - Изменения» - «Дополнения от 27.01.2023 14:40». Факт размещения указанной информации подтверждается скрин-образами страницы торгов с площадки ООО «МЭТС», представленным в материалы дела Организатором торгов. В свою очередь, Комиссия отмечает, что Заявителем не представлено доказательств, что обжалуемые действия Организатора торгов повлекли ограничение конкуренции. Относительно довода Заявителя о размещении в карточке Торгов на ЭТП сведений об отстраненных лицах, ранее осуществлявших функции организатора торгов, Комиссией установлено, что торги № 68115-ОАОФ были приостановлены и подлежали возобновлению по исправлении всех нарушений, указанных в предписании Московского УФАС России от 05.08.2021 по делу № 077/07/00-13041/2021 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров. Таким образом, Короленко А.В. в надлежащем порядке, в соответствии с предоставленной площадкой технической возможностью были внесены изменения в условия ранее объявленных торгов № 68115-ОАОФ. В соответствии с Руководством ЭТП по продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (ООО «МЭТС»), размещенным на официальном сайте в графе «Руководства» (пункт 8 «Внесение изменений/дополнений в торговую процедуру»), для организатора торгов имеется 2 варианта внесения дополнений в торговую процедуру: 1. Публикация дополнений к сообщению о торгах
Правка отдельных полей извещения оператором тор-говой площадки. При этом, во втором случае, изменению подлежат: • Начало предоставления заявок на участие (если торги находятся в статусе «Объявлены») • Окончание предоставления заявок на участие • Начало подачи предложений о цене имущества (для открытого аукциона/конкурса с открытой формой представления предложений о цене имущества) • Дата и время подведения результатов открытых тор-гов; • Начальная цена продажи имущества; • Величина повышения начальной цены. Указанные доводы о порядке внесения изменений подтверждены также и перепиской с электронной площадкой ООО «МЭТС», представленной Организатором торгов в материалы дела. В указанные графы финансовым управляющим были внесены соответствующие изменения. Таким образом, в графы, на которые указывает Заявитель, изменения можно внести только путем публикаций дополнений к сообщению о торгах, что и было сделано финансовым управляющим: изменения были опубликованы 27.12.2022 года в 14:40 соответствующим сообщением об изменении – в составе информации о приостановке-возобновлении торгов. Доказательств обратного Заявителем не представлено, а Комиссией не установлено. Относительно довода Заявителя о ненадлежащем размещении Организатором торгов проекта договора о задатке Комиссией установлено, что в соответствии с сообщениями, размещенными на ЕФРСБ, в отношении обжалуемых Торгов и на площадке ООО «МЭТС», заявитель представляет оператору электронной площадки в форме электронного сообщения подписанный квалифицированной электронной подписью Заявителя договор о задатке и направляет своевременно задаток путем перечисления денежных средств не позднее окончания приема заявок на участие в торгах на счет электронной площадки, указанной в Положении о торгах. При этом, в приложенном к сообщению на ЕФРСБ, электронной площадке договоре не обязательно указание реквизитов, так как указанный документ является проектом, образцом договора о задатке, направление которого с заявкой участника на участие в торгах не является обязательным условием для участия в таковых. В отношении указанных торгов, в сообщениях на ЕФРСБ и ООО «МЭТС» указано, что одним из документов, на основании которых проводятся торги, в частности, производятся какие-либо действия с задатком является Регламент ООО «МЭТС». В соответствии с Регламентом Электронной площадки ООО «МЭТС» («Межрегиональная электронная торговая система») для проведения открытых и закрытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, размещенной в сети «Интернет» по адресу: www.m-ets.ru, п.3.3. «Представление заявок на участие в открытых торгах», п.п. 3.3.4, 3.3.5 Регламента: 3.3.4. Для участия в открытых торгах заявитель представляет оператору электронной площадки в электронной форме подписанный квалифицированной электронной подписью заявителя договор о задатке вместе с заявкой на участие в торгах. Заявитель вправе также направить задаток на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, без представления подписанного договора о задатке. В этом случае перечисление задатка заявителем в соответствии с сообщением о проведении торгов считается акцептом размещенного на электронной площадке договора о задатке. 3.3.5. В случае если в поле «Сроки и порядок внесения и воз-врата задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток» указаны реквизиты ООО «МЭТС» для зачисления задатка, участник торгов должен пополнить лицевой счет в личном кабинете и при подаче заявки на участие в торгах воспользоваться функционалом электронной площадки по перечислению задатка с лицевого счета участника торгов, при этом участник торгов акцептует публичную оферту о заключении договора о задатке с оператором электронной торговой площадки ООО «МЭТС», размещенную на сайте электронной площадки в разделе «Правовая информация». Зачисление денежных средств оператором электронной площадки на лицевой счет участника торгов осуществляется в срок не более 5 рабочих дней с даты их поступления на расчетный счет, указанный в п. 2.1.2. публичной оферты о заключении договора о задатке. Более того, Комиссией установлено, что Заявитель и победитель торгов – <...> приложили к своим электронным заявкам скан-образы подписанных трехсторонних договоров задатка, перечислив на расчетные счета ООО «МЭТС» сумму задатка, что свидетельствует о том, что условия внесения задатка были ясны и понятны. При этом на участие в Торгах было подано 9 заявок, запросов о разъяснении порядка предоставления задатка от потенциальных участников не поступало. В ходе торгов цена лота с 667 750,00 рублей поднялась до 20 317 750 рублей, что указывает на достижение целей торгов процедуры реализации имущества Полонского Д.Б. В свою очередь, Заявителем не представлено доказательств, что оспариваемые действия повлекли необоснованное ограничение конкуренции на Торгах. Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Организатора торгов нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено. При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ). Резюмируя вышеизложенное, с учетом представленных в материалы дела доказательств, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя. Таким образом, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов необоснованной. 2. Снять ограничения на размещение Торгов, наложенные письмом Московского УФАС России от 10.03.2023 № НП/10607/23. Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия

Связанные организации

Связанные организации не указаны