Решение б/н б/а от 22 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-17944/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

21.12.2023 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...>главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля торгов,

членов Комиссии:

<...> — ведущего специалиста-эксперта антимонопольного контроля торгов,

<...> — специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,

при участии посредством видеоконференцсвязи <...> (лично), Конкурсного управляющего <...> в лице представителя по доверенности <...>,

рассмотрев жалобу <...> (далее — Заявитель) на действия конкурсного управляющего <...> (далее — Организатор торгов) при проведении торгов по продаже имущества должника (сообщение № 11957450, лот № 2, далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов, перенаправленная письмом ФАС России исх. от 15.12.2023 № 04/106818/23.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

В соответствии с письмом ФАС России от 01.03.2023 № СП/14532/23 порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов, установленный статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, не относится к порядку возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции. Данная позиция соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в судебных актах по делу № АКПИ20-632.

Таким образом, требование части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции об обязательности проведения анализа состояния конкуренции при рассмотрении каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства не подлежит применению при рассмотрении жалоб на нарушение процедуры торгов в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

При этом, установленный в статье 18.1 Закона о защите конкуренции особый порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров позволяет обеспечить защиту прав и законных интересов участников торгов (участников гражданского оборота).

Важно отметить, что торги представляют собой способ заключения договора, когда контрагент выбирается среди претендентов как предложивший лучшие условия и в силу этого выигравший торги. Следовательно, проведение торгов вне зависимости от правовых оснований, в соответствии с которыми они проводятся, неразрывно связано с конкуренцией, так как подразумевает состязательность хозяйствующих субъектов, направленную на обеспечение наиболее выгодных условий для организатора торгов.

Нарушение процедуры проведения торгов может оказывать влияние на результаты торгов и приводить к ущемлению прав и законных интересов не только участников, подавших заявки на участие в торгах, но и потенциальных участников, которые могли бы принять в них участие.

При этом потенциальными участниками торгов, проводимых в рамках процедуры банкротства, может являться любой хозяйствующий субъект, заинтересованный в приобретении реализуемого на торгах имущества должника.

Извещение о проведении торгов направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц с целью выявления наилучшего предложения об условиях продажи (наивысшей цены). Аналогичная позиция указана в пункте 4 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 101.

Соответственно, публичное извещение о проведении торгов, проводимых в рамках процедуры банкротства, обеспечивает возможность подачи заявки на участие в торгах для любого физического и юридического лица.

Необеспечение равных условий для участников при проведении конкурентных процедур, равно как и любое другое нарушение процедуры проведения торгов, проводимых в рамках процедуры банкротства, безусловно свидетельствует об ограничении (возможности ограничения) конкуренции.

Предоставленное участникам или потенциальным участникам торгов право обжалования действий их организаторов в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, предусматривающей ускоренный порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, направлено на обеспечение гарантий прав и законных интересов лиц, заинтересованных в обжалуемых торгах.

С учетом изложенного, рассмотрение жалоб на нарушение процедуры торгов по продаже имущества банкротов в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, безусловно связано с защитой публичного интереса, направленного на недопущение ограничения, устранения конкуренции, обеспечение конкуренции на торгах, проводимых в рамках процедуры банкротства.

Кроме того, в соответствии с письмом ФАС России от 13.11.2023 № ГМ/94718/23 в соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции к полномочиями антимонопольного органа относится рассмотрение жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества. Порядок рассмотрения указанных жалоб регламентирован статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, антимонопольные органы уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры торгов, если обязательность их проведения прямо предусмотрена законодательством.

В силу пункта 4 статьи 110 Закона о банкротстве продажа предприятия осуществляется в порядке, установленном данным законом, путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса.

Согласно пункту 18 статьи 110 Закона о банкротстве в случае признания торгов несостоявшимися и незаключения договора купли-продажи с единственным участником торгов, а также в случае незаключения договора купли-продажи предприятия по результатам торгов внешний управляющий в течение двух дней после завершения срока, установленного Законом о банкротстве для принятия решений о признании торгов несостоявшимися, для заключения договора куплипродажи предприятия с единственным участником торгов, для заключения договора купли-продажи предприятия по результатам торгов, принимает решение о проведении повторных торгов и об установлении начальной цены продажи предприятия. Повторные торги проводятся в порядке, установленном Законом о банкротстве.

Также в соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3–19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу пункта 4 статьи 139 Закона о банкротстве в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

Таким образом, Законом о банкротстве установлены случаи, при которых проведение торгов является обязательным.

Следовательно, если основанием для проведения торгов послужило прямое указание Закона о банкротстве на обязательность их проведения, то антимонопольные органы уполномочены рассматривать поступающие на процедуру их проведения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

При этом необходимо учитывать, что частью 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлен перечень оснований для возврата жалобы заявителю. В соответствии пунктом 3 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции к числу таких оснований относится наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии).

Кроме того, в силу части 21 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа прекращает рассмотрение жалобы в случаях, предусмотренных пунктами 3–5 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В связи с этим, и принимая во внимание позицию, изложенную в вышеприведенных письмах ФАС России, рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Владимирской области от 14.04.2022 (резолютивная часть) по делу № А11-10011/2018 ООО «Раско» признано несостоятельным (банкротом), введена процедура конкурсного производства. Определением Арбитражного суда Владимирской области от 14.04.2022 (резолютивная часть) конкурсным управляющим утвержден<...>

Определением Арбитражного суда Владимирской области от 13.10.2023 срок конкурсного производства ООО «Раско» продлено на шесть месяцев – до 14 апреля 2024 года. Судебное заседание по рассмотрению отчета конкурсного управляющего назначено на 02.04.2024 года на 09 часов 30 минут в помещении суда по адресу: г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 19, зал судебного заседания № 201.

В ходе процедуры банкротства Общества с ограниченной ответственности «Раско» конкурсным управляющим было объявлено о проведении торгов в форме публичного предложения в электронной форме на электронной торговой площадке «Tender Technologies» (сайт https://bankrupt.tender.one) (публичное предложение №0017691). Предметом торгов выступал, в том числе, Лот № 2 «Объекты незавершенного строительства кад. №54:11:050151:12, №54:11:050151:13, №54:11:050151:14, №54:11:050151:15, расположенные на земельных участках кад. №54:11:050151:5, №54:11:050151:6».

Объявление № 11957450 о проведении Торгов в форме публичного предложения в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве было опубликовано — 15.07.2023 (далее — Сообщение).

Согласно сообщению Организатор торгов – конкурсный управляющий ООО «РАСКО» (ОГРН 1023300932390, ИНН 3302017743, адрес: 601530, Владимирская обл., Гусь-Хрустальный р-н, пос. Анопино, ул. Почтовая, д. 32) <...>, объявляет о проведении торгов в форме публичного предложения в электронной форме на электронной торговой площадке «Tender Technologies» (сайт https://bankrupt.tender.one).

Предмет торгов:

Лот №2 «Объекты незавершенного строительства кад. №54:11:050151:12, №54:11:050151:13, №54:11:050151:14, №54:11:050151:15, расположенные на земельных участках кад. №54:11:050151:5, №54:11:050151:6», начальная цена 36 248 490 руб.

С дополнительными характеристиками имущества, входящего в состав лотов, можно ознакомиться на электронной площадке, а также на сайте ЕФРСБ.

Шаг снижения: 5% от начальной цены, на принципах снижения цены предложения через каждые пять рабочих дней в течении следующих 18 периодов снижения цены, начиная с 22.08.2023 г.

Минимальная цена продажи: 10% от начальной цены торгов. Размер задатка: 10% от начальной цены этапа торгов.

Заявки на участие в открытых торгах принимаются ежедневно через сайт оператора электронной площадки https://bankrupt.tender.one с 10:00 17.07.2023 до 18:00 27.12.2023 (время мск).

Со дня определения победителя открытых торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается. К участию в торгах допускаются заявители (физические и юридические лица) зарегистрированные на электронной площадке представившие заявку с прилагаемыми к ней документами в электронной форме посредством системы электронного документооборота на сайте в сети Интернет https://bankrupt.tender.one заключившие договор о задатке и внесшие задаток не позднее даты окончания срока приема заявок на специальный счет должника по следующим реквизитам: р/с 40702810620100005186 в ПАО «ТРАНСКАПИТАЛБАНК», к/с 30101810800000000388, БИК 044525388.

Заявка и приложенные к ней документы должны соответствовать требованиям п.11 ст.110 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и Приказа МЭР РФ №495 от 23.07.2015 г. Победителем торгов признается участник предложивший наибольшую цену за лот. Результаты торгов оформляются Протоколом о результатах проведения торгов в день их проведения.

Протокол о результатах проведения торгов утвержденный Организатором торгов размещается на электронной площадке «Tender Technologies» https://bankrupt.tender.one.

В течение 5 дней с даты подписания протокола о результатах проведения торгов победителю торгов направляется предложение заключить договор купли-продажи с приложением проекта договора.

Сумма внесенного Победителем задатка засчитывается в счет стоимости приобретенного лота.

Полная оплата стоимости лота осуществляется Победителем торгов в течение 30 дней со дня подписания договора купли-продажи.

Денежные средства по договору купли-продажи перечисляются Победителем торгов (покупателем) на р/с должника №40702810320100004885 в ПАО «ТРАНСКАПИТАЛБАНК», к/с 30101810800000000388, БИК 044525388.

В случае отказа или уклонения победителя торгов от подписания договора купли-продажи в течение 5 дней со дня получения предложения о заключении такого договора внесенный задаток ему не возвращается. Ознакомиться с документами и получить информацию о торгах можно у организатора торгов (п/а: 121309, г. Москва, ул. Большая Филевская, д. 13, а/я 69, э/п: 3listnik@mail.ru, тел: 84991411945).

Как следует из доводов жалобы, Организатор торгов неправомерно не допустил Заявителя к участию в процедре.

Заявитель указывает на то, что Организатор торгов не дожидаясь окончания периода приема заявок на интервале с 06.12.2023 10-00 по 12.12.2023 в 18-00 и не дожидаясь окончания данного периода действия публичного предложения объявил победителя торгов по первой поданной заявке, что, по мнению Заявителя, нарушило его право участия в торгах и приобретения Лота по предусмотренной на данном периоде начальной цене в размере 7 249 698,00 руб.

Вместе с тем Организатор торгов предоставил в адрес протокол об определении участников торгов по Лоту №2 (публичное предложение №17691) от 05.12.2023, согласно к которому к участию в торгах был допущен <...>, действующий в интересах ООО «Инвестиционная компания «Пласт».

Указанный участник подал заявку 05.12.2023 в 17-55, в период приема заявок с 29.11.2023 10-00 по 05.12.2023 18-00, то есть на предыдущем периоде действия публичного предложения по отношению к тому, на котором собирался подавать заявку и участвовать в торгах Заявитель.

При этом согласно представленным Организатором торгов документам задаток на участие поступил на счет 05.12.2023.

Таким образом, допуск данного лица к участию в торгах осуществлялся Организатором торгов в соответствии с положениями статьи 110 Закона о банкротстве как лица, которое в установленный срок подало заявку на участие в торгах с приложением документов, предусмотренных данной статьей и сообщением о проведении торгов, а также оплатил задаток, поступление которого на счет, указанный в сообщении о проведении торгов подтверждается документально (платежное поручение № 42 от 05.12.2023 и выписка по расчетному счету ООО «РАСКО» за период с 01.07.2023 по 19.12.2023).

В соответствии с пунктом 5.1. Приказа Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 организатор торгов посредством программно-аппаратных средств сайта формирует протокол об определении участников торгов не позднее пяти календарных дней после окончания срока представления заявок на участие в торгах и направляет указанный протокол в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью, оператору электронной площадки в день его подписания.

Протокол № 17691-2 о результатах проведения открытых торгов по лоту № 2 (Публичное предложение № 17691) был составлен и подписан 06.12.2023, то есть в пределах срока, установленного п. 5.1. Приказа Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495, <...> признан победителем торгов, который при установленной начальной цене в размере 9 062 122,50 руб. сделал ценовое предложение в размере 9 600 000,00 руб.

Как пояснил Организатор торгов, в адрес победителя торгов направлено предложение о заключении договора купли-продажи по результатам торгов.

Учитывая изложенное, Комиссией не установлены нарушения при проведении процедуры со стороны Организатора торгов.

Доказательтва обратного Заявителем не предоставлены.

В свою очередь, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Организатора нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи комиссия приходит к выводу о необоснованности жалоб Заявителя.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора при проведении Торгов необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 19.12.2023 № НП/54106/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны