Решение б/н Решение по жалобе ООО «Студия Успеха» на действия ООО «Автод... от 16 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-11467/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

15.07.2020 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

в присутствии представителей посредством видеоконференцсвязи:

от ООО «Студия Успеха» - <...> (по доверенности от 01.10.2019),

от ООО «Автодор-Платные дороги»: <...> (доверенность от 07.07.2020 № 167/2020),

рассмотрев жалобу ООО «Студия Успеха» (далее — Заявитель) на действия
ООО «Автодор-Платные дороги» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на изготовление и поставку полиграфической продукции для нужд ООО «Автодор – Платные Дороги» (участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства) (реестровый № 32009174439) (далее — Конкурс);

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Заказчика при проведении закупочной процедуры, выразилось в неправомерном отказе в допуске заявки Заявителя к дальнейшему участию в Конкурсе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок Конкурса в электронной форме на право заключения Договора на изготовление и поставку полиграфической продукции для нужд ООО «Автодор – Платные Дороги» (участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства), реестровый номер <...> от 23.06.2020 Заявителю отказано в допуске к дальнейшему участию в Конкурсе со следующим обоснованием:

«В соответствии с частью 2 раздела IV Документации первая часть заявки на участие в Конкурсе, составленная по форме, установленной Приложением № 2 к Документации, должна содержать предложение участника об условиях исполнения договора, соответствующее всем условиям исполнения договора, изложенным в Технической части (Приложение № 1 к Конкурсной документации), в том числе описание поставляемого товара/выполняемой работы/оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, оформленное в соответствии с требованиями Приложения № 5 к Конкурсной документации. В соответствии с инструкцией по заполнению форм и порядку подачи заявки сведения, которые содержатся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований, должны быть в полном объеме отражены, частичное предложение по предмету договора не допускается. В соответствии с требованиями Приложения № 2 к Документации участник № 4 в первой части своей заявки выразил свое безусловное и безотзывное согласие заключить Договор на условиях, указанных в проекте Договора (Приложение № 6 к Конкурсной документации), а также конкурсной заявке, в случаях, установленных в Конкурсной документации. 1. В Описании качественных, количественных характеристик товаров/работ/услуг и иных предложениях об условиях исполнения Договора отсутствует информация: - соответствующая пунктам 3.2 – 3.10 части 3 и частям 4 – 6 Технического задания на изготовление и поставку полиграфической продукции для нужд ООО «Автодор – Платные Дороги» (Техническая часть, Приложение № 1 к Конкурсной документации) (далее – Техническое задание); - информация, соответствующая Приложениям № 1, № 2 к Техническому заданию (Приложение № 1. Техническая часть). Перечисленные нарушения являются основанием для принятия Комиссией решения о несоответствии конкурсной заявки участника № 4 требованиям и условиям, предусмотренным Документацией и, как следствие, отказом в допуске к участию в Конкурсе в соответствии с пунктами «а» и «г» части 3 раздела V Документации и пунктами «в» и «е» части 1 статьи 40 Положения.»

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Во исполнение приведенной нормы права Заказчиком разработана
и утверждена Конкурсная документация, в частности Техническая часть документации, в которой им предъявлены требования к поставляемому товару, а также составлена описательная часть условий технического задания и договора.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, а именно в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В Техническом задании Заказчиком сформулированы требования к поставляемому товару, в частности к упаковке, а также к условиям исполнения договора.

Предъявление к участнику закупки требований о представлении в составе своей заявки выкопированных условий технического задания и конкретных показателей товара, в отношении которого заказчиком установлены неизменяемые показатели, равно как и отклонение такого участника ввиду неуказания им таких показателей не только напрямую противоречит требованиям Закона о закупках, не соответствует балансу частных и публичных интересов (на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П) и стабильности публичных правоотношений, но и противоречит законодательно закрепленному принципу равенства участников гражданских правоотношений (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), презумпции добросовестности участников таких правоотношений (пункт 5 статьи 10 ГК РФ), а также законодательно установленному запрету на злоупотребление правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ), поскольку подобное требование не только является бесполезным дублированием требований конкурсной документации (предлагаемого к поставке товара не станет внезапно больше, нежели требуется заказчику, и у такого товара не появятся иные показатели в части упаковки, если участником дано согласие на предъявленные заказчиком в этой части требования) и беспричинно усложняет процесс заполнения заявки, но и в принципе оставляет разрешение вопроса о допуске той или иной заявки к участию в конкурсе на исключительное субъективное усмотрение заказчика (который единолично разрешает вопрос достаточности ему согласия участника или необходимости указания им конкретных показателей своего товара).

Соответственно выражение согласия участником Конкурса на поставку товара в соответствие с характеристиками, установленными Заказчиком в Конкурсной документации, не приводит к несоблюдению его потребности или возможности закупки товара, неудовлетворяющего его потребности.

Исходя из первой части заявки Заявителя, им выражено безусловное и безотзывное согласие заключить договор с Заказчиком на условиях, указанных в проекте договора, а также конкурсной заявке, в случаях, установленных в Конкурсной документации.

Также Комиссия обращает внимание, что в целях обеспечения конкуренции на торгах заказчику в документации достаточно предусмотреть возможность участникам закупки выразить свое согласие на поставку товара с качественными характеристиками, а также условиями определенными им в Конкурсной документации, и не предусматривать обязанность по заполнению участниками закупки конкретных характеристик, которые уже и так определены Заказчиком в документации. Указанное изменение сократит возможность допущения участниками закупки ошибок в части заполнения ими характеристик товаров, подлежащих поставке, поскольку потребность заказчика уже определена им путем формирования требований к товарам посредством описания качественных характеристик и условий исполнения в Конкурсной документации, которые могут быть воспроизведены участниками закупки посредством копирования (или предоставления согласия).

На заседании Комиссии представитель Заказчика подтвердил, что фактически положения Технического задания являлись неизменными и подлежали дословному копированию с учетом явно усложненного порядка представления технического предложения.

Следовательно, отклонение заявки Заявителя является следствием утверждения Заказчиком ненадлежащих требований к участникам процедуры.

Более того, Комиссия считает необходимым отметить, что из 11 участников Конкурса 7 было отклонено при рассмотрении первых частей заявок по схожим основаниям.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не отвечают принципам, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

При этом у Комиссии отсутствуют основания для выдачи Заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, поскольку аналогичное предписание выдано в рамках дела № 077/07/00-11177/2020.

Также установлено, что пунктом 3.5 Проекта договора предусмотрено, что исполнитель обязан соблюдать требования, содержащиеся в Техническом задании.

На основании вышеуказанного положения Закупочной документации Комиссия считает необходимым отметить, что в случае признания Заявителя победителем процедуры, Заказчик имеет право отразить в проекте договора те положения Технической части Закупочной документации, которые Заявитель не отразил в первой части своей заявки, так как им было выражено согласие с условиями Закупочной документации.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Студия Успеха» (ОГРН: 1157847181546, ИНН: 7814233568) на действия ООО «Автодор-Платные дороги» (ОГРН: 1027700430889, ИНН: 7729314745) при проведении Конкурса обоснованной.

2. Установить в действиях ООО «Автодор-Платные дороги» нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны