Решение б/н б/а от 20 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-21845/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
15.12.2021                                                                                       г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...>,

членов Комиссии:

<...>,

<...>,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «БИКО ГРУПП»; АО «ОДК»,

рассмотрев жалобу ООО «БИКО ГРУПП» (далее - Заявитель) на действия АО «ОДК» (далее - Заявитель) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку лицензий системного и офисного программного обеспечения (реестровый № 32110847804) (далее – Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Из жалобы следует, что Закупочная документация содержит избыточные требования к предмету закупки, а именно:

- «Бессрочной лицензии на неисключительное право использования операционной системы РЕД ОС. Стандартная редакция. Конфигурация: Рабочая станция Базовый, 1 год.SKU - REDOS-DSP-STD-BAS (или эквивалент)»;

- «Бессрочной лицензии на неисключительное право использования операционной системы РЕД ОС. Стандартная редакция. Конфигурация: Сервер Базовый, 1 год. SKU-REDOS-SRV-STD-BAS (или эквивалент)».

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 1 части 6.1. статьи 3 Закона о закупках в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Требованиями части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Комиссией установлено, что 22.11.2021 Заказчик на сайте Единой электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку лицензий системного и офисного программного обеспечения (реестровый № 32110847804) (далее – конкурс, процедура).

Так, пунктом 13 информационной карты установлены требования к описанию продукции, согласно которым описание предлагаемой к поставке продукции должно осуществляться участникам путем предоставления подробного предложения в отношении продукции, включающее в себя указание производителя и страны происхождения товара, предложения в отношении функциональных характеристик (потребительских свойств), эксплуатационных характеристик, количественных и качественных характеристик товара по форме Технического предложения, установленной в подразделе 7.2.

Разделом 9 Закупочной документации установлены следующие характеристики товара:

1. Бессрочная лицензия на неисключительное право использования операционной системы РЕД ОС. Стандартная редакция. Конфигурация: Рабочая станция Базовый, 1 год. SKU — REDOS-DSP-STD-BAS (или эквивалент)

Должна быть зарегистрирована в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных согласно постановлению правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Операционная система для рабочих станций должна обеспечивать полную пакетную и функциональную совместимость с отечественной операционной системой "РЕД ОС" (Регистрационный номер №3751 в Едином реестре отечественного программного обеспечения и баз данных Минкомсвязи РФ) конфигурации "Сервер".

(Должен указываться регистрационный номер программного продукта в Реестре и ссылка на карточку продукта в Реестре)

Должна поддерживать авторизацию в домене IPA, Samba DC и MS Active Directory.

Должна иметь в составе интуитивно понятную графическую оболочку MATE;

Должна иметь совместимость с RED WINE:

обеспечение использования СКЗИ

совместимость графического интерфейса

совместимость периферийного оборудования

бинарные патчи для legacy-ПО

Должна иметь в составе клиент системы администрирования контроллера домена и централизованного управления со следующим функционалом:

возможность централизованной установки клиента на АРМ средствами сервера системы;

выполнение файлов сценариев с расширением RUML, предоставляемых сервером системы;

возможность запуска сценариев аутентификации пользователя, по расписанию или принудительно с сервера системы;

отправка на сервер статуса выполнения сценария и информации о состоянии пользовательских сессий;

возможность централизованного выполнения следующих сценариев:

· Добавления ярлыка на рабочий стол;

· Добавление сетевых ресурсов;

· Блокировка USB;

· Обеспечение совместимости с сервисом администрирования РЕД АДМ;

· Удаление системного кэша;

· Удаление пользовательского кэша;

· Установка приложений с использованием менеджера пакетов DNF;

· Задание сложности паролей как локальных, так и доменных пользователей;

· Задание срока действия паролей как локальных, так и доменных пользователей;

возможность исполнения сценариев системы как от локального, так и от доменного пользователя АРМ или сервера;

возможность выполнения сценариев на АРМ под управлением MS Windows.

Должна включать средство графического терминального доступа (X2GO или аналог), обладающее следующим функционалом:

Поддержка общего буфера обмена;

Поддержка терминального сервера приложений;

Поддержка использования ключевой информации клиента в терминальной сессии.

Должна включать средство доступа к ресурсам сети Интернет, обеспечивающее:

навигацию в сети Интернет;

доступ к клиентскому программному обеспечению по клиент-серверной технологии;

использование ЭП из браузера при условии дополнительной установки криптопровайдера;

работу с ГИС по протоколу TLS с шифрованием по отечественному ГОСТ-алгоритму;

авторизацию пользователей с использованием сервиса Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), при установке необходимого ПО.

Должна иметь в составе ядро не ниже 5.13, которое реализует следующий функционал:

обеспечивать поддержку видеоускорителей AMD NAVI, VEGA, AMD RDNA2 и Radeon RX 600, Intel UHD Graphics 630;

обеспечивать поддержку последних моделей видеоускорителей Intel (не ниже 10 серии), поддержка HDCP.

Должна использовать пакетный менеджер DNF для обеспечения совместимости с системой централизованного управления и обновления пакетной базы со следующим функционалом:

автоматическое удаление всех зависимостей при удалении пакета;

возможность задания времени автоматического обновления подключенных репозиториев;

возможность удаления пакетов ядра;

для исключения ошибок, возможных при использовании других пакетных менеджеров, не допускается использование alias, ссылок или ярлыков, ссылающихся на сторонние пакетные менеджеры, такие как apt или dpkg.

Должна включать клиентское приложение для доступа к виртуальным рабочим столам, позволяющее:

осуществлять контроль состояния виртуальных машин, их запуск и остановку;

иметь возможность подключаться к консолям виртуальных машин по протоколам SPICE и RDP;

иметь возможность проброса USB устройств, в т.ч веб камер и токенов на виртуальную машину;

иметь возможность воспроизводить звук с виртуальных машин на оборудовании клиентской рабочей станции;

осуществлять отображение консоли виртуальных машин на полный экран в высоком разрешении;

при наличии в доступе пользователя одной виртуальной машины, после авторизации должно происходить автоматическое подключение к ее консоли;

иметь возможность выключить и перезагрузить клиентскую рабочую станцию из графического интерфейса.

Для управления установкой и обновлением пакетов должен применятся консольный инструмент, позволяющий:

создавать базу метаданных RPM в виде xml разметки;

устанавливать фильтры по вхождению пакетов при формировании репозитория;

создавать базы данных sqlite для использования с файловым менеджером yum;

включать в репозиторий пакеты из заранее сформированного списка.

Должна обеспечивать поддержку строго типизированного объектно-ориентированного языка программирования общего назначения Java версии не ниже 11, для поддержки более широкого спектра программного обеспечения.

2. Бессрочная лицензия на неисключительное право использования операционной системы РЕД ОС. Стандартная редакция. Конфигурация: Сервер Базовый, 1 год. SKU-REDOS-SRV-STD-BAS (или эквивалент)

Должна быть зарегистрирована в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных согласно постановлению правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

(Должен указываться регистрационный номер программного продукта в Реестре и ссылка на карточку продукта в Реестре)

Операционная система для Сервера должна обеспечивать полную пакетную и функциональную совместимость с отечественной операционной системой "РЕД ОС" (Регистрационный номер №3751 в Едином реестре отечественного программного обеспечения и баз данных Минкомсвязи РФ) конфигурации "Рабочая станция".

Должна иметь единый репозиторий для серверной операционной системы и операционной системы для рабочих станций.

Должна иметь в составе сервер системы администрирования контроллера домена и централизованного управления конфигурациями со следующим функционалом:

Управление системой через web-интерфейс;

Интеграция системы с доменом под управлением Samba DC;

Управление доменными учетными записями;

Наличие клиента для АРМ с возможностью его централизованной установки средствами сервера системы;

Выполнение на клиентах файлов сценариев с расширением RUML, предоставляемых сервером системы;

Возможность запуска сценариев по заранее заданному событию, по инициативе клиента и принудительно с сервера системы;

Возможность создания собственных сценариев для централизованного управления;

Централизованное распространение настроек для АРМ и пользователей;

Наличие в системе встроенных политик администрирования и настроек для АРМ и пользователей, включающих:

· настройку графического окружения пользователя;

· подключение сетевого каталога;

· установку и удаление программного обеспечения;

· контроль обновления системы;

· ограничение пользователей по запуску программ;

· блокировку подключаемых USB-устройств;

Обеспечение совместимости с сервисом администрирования РЕД АДМ;

Авторизация в web-интерфейсе системы под доменными учётными записями;

Ролевой доступ к функционалу системы;

Планировщик для выполнения централизованных настроек;

Доступ к управляемым АРМ по ssh-ключам;

Подключение к графическому рабочему столу управляемых АРМ;

Наличие подробного журнала заданий;

Запись всех событий в системе;

Должна включать средство графического терминального доступа (X2GO или аналог), обладающее следующим функционалом:

Поддержка общего буфера обмена;

Поддержка использования ключевой информации клиента в терминальной сессии;

Поддержка терминального сервера приложений.

Должна обеспечивать наличие в составе серверной конфигурации ОС служб DNS, DHCP, LDAP, NTP, bind, Kerberos.

Должна включать систему мониторинга и отслеживания статусов разнообразных сервисов компьютерной сети, серверов и сетевого оборудования Zabbix или аналог (должен быть совместим с клиентской операционной системной).

Должна включать CУБД PostgreSQL с патчами 1С для обеспечения работоспособности актуальных версий платформы 1С.

Должна включать сервер каталогов, обладающий следующими возможностями:

Возможность настройки доверительных отношений с Active Directory,

Централизованное хранение учётных записей пользователей;

Централизованное управление авторизацией пользователей;

Использование протокола Kerberos;

Поддержка межсайтовой репликации, работающей в двунаправленном режиме;

Двунаправленная репликация групповых политик;

Автоматическая регистрация в DNS сервере домена новых узлов сети;

Поддержка групповых политик, в т.ч. централизованной установке ПО на ОС MS Windows;

Поддержка расширений групповой политики.

Должна включать почтовый сервер со следующим функционалом:

обеспечивать управление через WEB-интерфейс;

обеспечивать работу с календарями, задачами и адресной книгой;

возможность установки WEB почтового клиента;

обеспечивать возможность интеграции с контроллерами домена на базе MS Active Directory, Samba DC.

Должна иметь в составе ядро не ниже 5.13, которое реализует следующий функционал:

обеспечивать поддержку видеоускорителей AMD NAVI, VEGA, AMD RDNA2 и Radeon RX 600, Intel UHD Graphics 630;

обеспечивать поддержку последних моделей видеоускорителей Intel (не ниже 10 серии), поддержка HDCP.

Должна использовать пакетный менеджер DNF для обеспечения совместимости с системой централизованного управления и обновления пакетной базы со следующим функционалом:

- обеспечивать полную пакетную и функциональную совместимость с РЕД Виртуализация;

автоматическое удаление всех зависимостей при удалении пакета;

возможность задания времени автоматического обновления подключенных репозиториев;

возможность удаления пакетов ядра;

для исключения ошибок, возможных при использовании других пакетных менеджеров, не допускается использование alias, ссылок или ярлыков, ссылающихся на сторонние пакетные менеджеры, такие как apt или dpkg.

Должна включать клиентское приложение для доступа к виртуальным рабочим столам, позволяющее:

осуществлять контроль состояния виртуальных машин, их запуск и остановку;

иметь возможность подключаться к консолям виртуальных машин по протоколам SPICE и RDP;

иметь возможность проброса USB устройств, в т.ч веб камер и токенов на виртуальную машину;

иметь возможность воспроизводить звук с виртуальных машин на оборудовании клиентской рабочей станции;

осуществлять отображение консоли виртуальных машин на полный экран в высоком разрешении;

при наличии в доступе пользователя одной виртуальной машины, после авторизации должно происходить автоматическое подключение к ее консоли;

иметь возможность выключить и перезагрузить клиентскую рабочую станцию из графического интерфейса.

Для управления установкой и обновлением пакетов должен применятся консольный инструмент, позволяющий:

создавать базу метаданных RPM в виде xml разметки;

устанавливать фильтры по вхождению пакетов при формировании репозитория;

создавать базы данных sqlite для использования с файловым менеджером yum;

включать в репозиторий пакеты из заранее сформированного списка.

Должна включать в состав интерпретатор Java версии не ниже 11, для поддержки используемого в настоящий момент программного обеспечения.

По мнению Заявителя требование о наличии в составе ядра не ниже 5.13 является избыточным, поскольку у ООО «РЕД СОФТ» - разработчика операционной системы «РЕД ОС», официально заявлены следующие версии ядра: 5.10 и 4.19.

При этом:

- ядро версии 5.10, используемое в других операционных системах, в полном объеме реализует указанный выше Заказчиком функционал.

- ядро версии 5.13 отсутствует в операционных системах, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.

Таким образом, в текущей редакции описания предмета закупки Заказчик намеренно ограничил конкуренцию завышенной версией ядра 5.13, при этом наличие рядом с товарным знаком фразы «или эквивалент» теряет смысл, так как эквивалент в данном случае поставить невозможно.

Как пояснил Заказчик, релиз ядра Linux версии 5.13 представлен в июне 2021 года.

В соответствии с письмом ООО «Ред Софт» от 09.12.2021 г. № 871/12-21-РС ядра Linux версии 5.13 и выше доступны всем пользователям для установки на операционную систему РЕД ОС на официальном сайте разработчика.

Требование к версии ядра операционной системы обусловлено необходимостью обеспечения совместимости закупаемых лицензий с имеющейся у заказчика цифровой инфраструктурой: в версиях ядра Linux ниже 5.13 не поддерживаются последние модели чипсетов Intel GPU и AMD, установленные на используемое заказчиком оборудование.

Технические требования к операционной системе представляют собой набор компонентов дистрибутива операционной системы, имеющих практическую ценность для заказчика в связи с наличием положительного опыта использования указанных технических решений и, в отдельных случаях, несовместимостью иных технических решений с имеющейся цифровой инфраструктурой заказчика.

Разработчик обеспечивает необходимые, по его мнению, характеристики операционной системы за счет разработки собственных компонентов (ядро, пакетный менеджер, графическая оболочка и др.) или включения готовых компонентов в пакетную базу своего дистрибутива, при этом разработчик не ограничен в праве выбора версий компонентов.

На вопрос Комиссии Заявитель пояснил, что не имеет доказательств того, что версия ядра 5.10 содержит в себе те же функциональные характеристики, что и версия ядра 5.13.

Вместе с тем, Заказчиком на заедании Комиссии были представлены ссылки на сайт https://cateee.net/ который содержит перечень графических драйверов, где указаны версии ядра 5.13 и выше.

Таким образом, ядра версии 5.13 поддерживают больше драйверов, чем 5.10, что так же подтверждает отсутствие ограничений в предоставлении версии ядра 5.13.

При этом, действительных доказательств невозможности поставки продукции, содержащей версию ядра 5.13 Заявителем не представлено.

Также Заявитель указывает на то, что указанные файловые менеджеры RPM и yum, как и менеджер пакетов DNF, не являются технической и/или функциональной характеристикой, а выступают в качестве одного из способов реализации функционала.

Более того, данное требование описывает конкретную низкоуровневую реализацию метода управления установкой и обновлением пакетов и является избыточным.

Так, обоснованным в данном случае требованием, может выступать требование о возможности централизованной установки и обновления пакетов с использованием графических средств или возможность создания локальных (служебных) репозиториев с возможностью задания списка необходимых пакетов.

Таким образом, изложенные заказчиком требования в данной редакции ограничивают конкуренцию, так как в реестре российских программ для ЭВМ и баз данных присутствуют другие операционные системы с аналогичными пакетными менеджерами, которые так же могут обеспечить управление пакетной базой операционной системы, но с помощью других способов реализации.

Вместе с тем, установленное Заказчиком в описании объекта закупки требование «Должна иметь в составе интуитивно понятную графическую оболочку MATE» - так же не является технической и/или функциональной характеристикой, а выступает в качестве одного из способов реализации функционала.

Заказчик пояснил, что требования о наличии в составе операционной системы пакетного менеджера DNF установлены с указанием функциональных параметров менеджера, соответствие которым должно быть обеспечено в случае предложения участником эквивалентной продукции (параметры эквивалентности).

Данные параметры формировались заказчиком, в том числе, с учетом характеристик и функционала аналогичных пакетных менеджеров, применяемых в эквивалентных операционных системах.

К числу указанных параметров также относятся следующие параметры:

возможность создания базы метаданных RPM в виде xml разметки;

возможность создания базы данных SQLite для использования с файловым менеджером YUM.

Данные параметры установлены в целях обеспечения возможности взаимодействия закупаемой операционной системы с используемым заказчиком оборудованием и программным обеспечением, то есть обусловлены потребностью заказчика в функциональных характеристиках продукции.

В соответствии с письмом Минцифры России от 28 января 2021 г. № МП-П11-200-2320 указанные компоненты могут быть включены в пакетную базу существующего дистрибутива путем создания его новой версии. При этом, с учетом того, что в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных включается информация только об общем наименовании, назначении и правообладателе программного обеспечения, включение в пакетную базу внесенной в реестр операционной системы новых компонентов не требует повторного прохождения процедуры включения в указанный реестр.

При этом, все существующие на данный момент операционные системы на основе Linux имеют возможность установки дополнительных графических оболочек, в том числе MATE, предусмотренной техническим заданием.

Возможность выполнения файлов сценариев с расширением RUML, предоставляемых сервером системы, клиентом системы администрирования контроллера домена и централизованного управления обусловлена необходимостью воспроизведения плейбуков (сценариев управления) системой централизованного управления предлагаемой операционной системой.

Также Заказчик обращает внимание на то, что операционная система РЕД ОС указана в техническом задании поскольку данный российский дистрибутив Linux обеспечивает полную совместимость с используемыми заказчиком средствами управления ИТ-инфраструктурой и средствами обеспечения информационной безопасности. При этом заказчик не исключает возможности использования иного дистрибутива на базе ядра Linux при условии его полного соответствия требованиям раздела 9 Документации.

Более того, пакетные менеджеры DNF, yum, графическая оболочка MATE и др. являются общедоступными и могут быть использованы любыми разработчиками при создании собственного дистрибутива операционной системы.

В связи с чем, участниками закупки может быть предложена лицензия на использование эквивалентной операционной системы, включающей в себя указанные в техническом задании компоненты, соответственно, возможность предложения эквивалентной продукции в рамках закупки заказчиком обеспечена.

Таким образом, требования к операционным системам, установленные разделом 9 Документации, не являются избыточными, поскольку отражают реальную потребность Заказчика в закупаемой продукции и ее функциональных характеристиках.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что требуемая к поставке продукция с техническими характеристиками, установленными Закупочной документацией находится в свободном доступе, что не исключает возможность поставки товара с такими техническими характеристиками. Доказательств обратного Заявителем не представлено, а Комиссией не установлено.

В свою очередь Комиссия отмечает, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Одной из целей Закона о закупках является удовлетворение потребностей заказчиков в удовлетворении нужд в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

Согласно требованиям части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Из приведенных норм права в их взаимосвязи следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

При этом Закон о закупках не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми и необходимыми для выполнения соответствующих функций, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что указание Заказчиком в закупочной документации оспариваемых Заявителем требований обусловлены его потребностями.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия Управления приходит к выводу о том, что установленные Заказчиком в закупочной документации требования не могут рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

При этом Комиссия принимает во внимание, что Заявитель заявку на участие в конкурсе не подавал. Действительных доказательств нарушения прав Заявителя оспариваемыми требованиями, Заявителем Комиссии не представлено.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.

Доводы Заявителя, представленные в дополнениях к жалобе относительно того, что прилагаемый к документации о закупке проект договора является сублицензионным, его предметом является «предоставление Сублицензиату Права использования программ для ЭВМ, предусмотренных Спецификацией», не принимаются Комиссией, исходя из следующего.

Частью 13 статьи 3 Закона о закупках установлено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

При этом Комиссия отмечает, что оспариваемое требование подлежало обжалованию до окончания срока подачи заявок.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «БИКО ГРУПП» (ИНН: 9709014708; ОГРН: 5177746128819) на действия АО «ОДК» (ИНН: 7731644035; ОГРН: 1107746081717) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмами Московского УФАС России от 07.12.2021 № НП/74884/21, от 10.12.2021 № НП/75939/21.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны