Решение б/н б/а от 9 ноября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-15980/2022 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
02.11.2022 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего:
«...»;
членов Комиссии:
«...»;
«...»;
при участии посредством видеконференцсвязи представителей ООО «Инетра», ФАУ «Проектная дирекция Минстроя России»;
в отсутствие представителей АО «ЕЭТП», уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 28.10.2022 № НП/55319/22;
рассмотрев жалобу ООО «Инетра» (далее - Заявитель) на действия ФАУ «Проектная дирекция Минстроя России» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по созданию программного обеспечения «Модуль подачи заявок субъектами Российской Федерации по программе стимулирования жилищного строительства и проекту «Чистая вода» (реестровый № 32211717111, далее — Закупка);
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотрено статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
При этом в жалобе Заявителя содержатся ссылки на нарушение Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Комиссия разъяснила Заявителю о том, что настоящая жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Жалоба, содержащая сведения о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции.
На вопрос Комиссии Заявитель пояснил, что отказывается от рассмотрения жалобы по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции и в качестве способа защиты права выбирает рассмотрение своей жалобы по правилам статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика выразилось в ненадлежащей оценке заявок ООО «Квазар» (далее — Победитель) и ООО «Омега Софт» (далее — Второй участник) в ходе проведения оспариваемой Закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, истребованные антимонопольным органом.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положения о закупке товаров, работ, услуг федерального автономного учреждения «Проектная дирекция Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», версия 13 от 28.09.2022 (далее - Положение о закупке).
Комиссией установлено, что 26.09.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 32211717111 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по созданию программного обеспечения «Модуль подачи заявок субъектами Российской Федерации по программе стимулирования жилищного строительства и проекту «Чистая вода».
В соответствии с Протоколом подведения итогов конкурса 32211717111 от 17.10.2022 итоговый рейтинг предложений выглядит следующим образом:
Идентификационный номер заявки |
Участник открытого конкурса в электронной форме |
Место |
2 |
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КВАЗАР»
|
1 |
4 |
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ОМЕГА СОФТ»
|
2 |
3 |
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ИНЕТРА» |
3 |
1 |
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «АКСИС» |
4 |
В соответствии с пунктом 11 вышеуказанного протокола по результатам оценки и сопоставления заявок и подведения итогов Заказчиком принято решение признать победителем участника Общество с ограниченной ответственностью «КВАЗАР». Участником, подавшим лучшее предложение после победителя, признать Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА СОФТ», получившего место № 2.
В свою очередь, оценка заявок Победителя и Второго участника выглядит следующим образом:
Результат |
Наименование участника и оценка его предложения |
Баллы, присвоенные по критерию оценки заявок № 1 |
Баллы, присвоенные по критерию оценки заявок № 2 |
Итоговый балл |
1 |
ООО «КВАЗАР» |
21 |
57,75 |
78,75 |
2 |
ООО «ОМЕГА СОФТ» |
25,56 |
47,22 |
72,78 |
В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно оценены заявки Победителя и Второго участника по критерию «2. Квалификация участника закупки (Rbi)», в частности, по показателям 1 (В1i) «Опыт по оказанию услуг аналогичного характера» и 2 (В2i) «Наличие у участников специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».
Согласно итоговому протоколу от 17.10.2022 указанными участниками представлены следующие данные.
Участник |
Сумма контрактов, исполненных компанией, соответствующих квалификационным требованиям |
Количество штатных сотрудников, соответствующих квалификационным требованиям |
ООО «КВАЗАР» |
61 903 257,23 руб. |
20 |
ООО «ОМЕГА СОФТ» |
38 824 935 руб. |
48 |
Между тем, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с Положением о закупке. Не допускается в том числе осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В закупочной документации в приложении 3 установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Порядок оценки заявок по критерию «2. Квалификация участника закупки (Rbi)»:
2. Квалификация участника закупки (Rbi) |
|
Оценка предложений на участие в закупке по критерию будет произведена в следующем порядке:
Рейтинг (Rb) каждого предложения по критерию рассчитывается на основании следующей формулы: Rbi = В1i + В2i + B3i, где Показатель 1 (В1i) «Опыт по оказанию услуг аналогичного характера» 1. Максимальное количество баллов: 50 Оценивается: общая стоимость исполненных за период с 01.01.2020 до даты публикации извещения о проведении закупки договоров (контрактов) с приложением копий актов оказанных услуг (выполненных работ) аналогичного характера, заключенных участником.
Подтверждается: копиями исполненных за период с 01.01.2020 до даты публикации извещения о проведении закупки договоров (контрактов) с приложением копий актов оказанных услуг (выполненных работ) по аналогичному виду услуг участником.
Сведения о данных документах отражаются в таблице (Форма № 5 «Справка о выполнении аналогичных договоров») с указанием номера закупки в ЕИС (при наличии) и предмета договора, по каждому приложенному договору в предложении об условиях исполнения договора.
Оценка по Показателю 1 (B1i) производится следующим образом:
где: B1i – рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию; Bi – общая стоимость исполненных договоров по заявке i-го участника за указанный период; Bmax – максимальная среди заявок всех участников общая стоимость исполненных договоров за указанный период; КЗ - коэффициент значимости показателя.
Показатель 2 (В2i) «Наличие у участников специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» 2. Максимальное количество баллов: 30 Оценивается: количество специалистов и иных работников определенного уровня квалификации: - высшее профессиональное образование в области информатики и вычислительной техники (информационные технологии); - высшее образование в области защиты информации. Подтверждается: копиями трудовой книжки или выписки из штатного расписания, копии дипломов. Сведения о данных документах отражаются в таблице (Форма № 6 «Справка о кадровых ресурсах Участника»). Оценка по Показателю 2 (B2i) производится следующим образом:
где: B2i – рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию; Bi – общее количество специалистов и иных работников определенного уровня квалификации по заявке i-го участника; Bmax – максимальное количество специалистов и иных работников определенного уровня квалификации среди заявок всех участников; КЗ - коэффициент значимости показателя.
Показатель 3 (В3i) «Деловая репутация» 3. Максимальное количество баллов: 20 Оценивается: количество отзывов, дипломов, благодарственных писем, грамот, полученных участниками при оказании аналогичных видов услуг. Подтверждается: копиями отзывов, дипломов, благодарственных писем, грамот. Сведения о данных документах отражаются в Форме № 7 «Справка о деловой репутации участников». Оценка по Показателю 3 (B3i) производится следующим образом:
где: B3i – рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию; Bi – общее количество отзывов, дипломов, благодарственных писем, грамот, полученных участниками при оказании аналогичных видов услуг по заявке i-го участника; Bmax – максимальное количество отзывов, дипломов, благодарственных писем, грамот, полученных участниками при оказании аналогичных видов услуг среди заявок всех участников; КЗ - коэффициент значимости показателя. |
0/100 |
Относительно показателя 1 (В1i) «Опыт по оказанию услуг аналогичного характера» Комиссия считает необходимым вновь отметить, что данный показатель подтверждается копиями исполненных за период с 01.01.2020 до даты публикации извещения о проведении закупки договоров (контрактов) с приложением копий актов оказанных услуг (выполненных работ) по аналогичному виду услуг участником. При этом в закупочной документации критерии аналогичности отсутствуют.
В соответствии с Большим толковым словарем русского языка Д.Н. Ушакова аналогия - сходство, соответствие между предметами и понятиями.
То есть, в рассматриваемом случае Комиссия приходит к выводу о необходимости буквального трактования понятия «аналогичный вид услуг».
Предметом оспариваемой Закупки является создание программного обеспечения.
Также Комиссия дополнительно отмечает, что в составе заявки участнику необходимо представить копии исполненных за период с 01.01.2020 до даты публикации извещения о проведении закупки договоров.
Комиссия проанализировала представленные договоры в составе заявки Победителя.
Победителем представлено 11 договоров на общую сумму 85 349 620,04 рублей, Заказчиком принято к оценке на сумму 61 903 257, 23 рубля.
При этом Заказчиком приняты к оценке следующие договоры:
- «...»;
- «...»;
- «...».
Комиссия отмечает, что вышеуказанные договоры не должны были быть приняты к оценке, поскольку их предметом не является создание программного обеспечения, соответственно, такие договоры не являются аналогичными.
Относительно «...» Комиссия обращает внимание, что копия самого договора в составе заявки Победителя отсутствовала, в наличии был только акт.
Комиссия вновь отмечает, что опыт подтверждается копиями исполненных договоров, следовательно, Заказчик не должен был принимать к оценке только акт без договора.
Комиссия также проанализировала договоры в составе заявки Второго участника.
Согласно справке о выполнении аналогичных договоров Второй участник представил 7 договоров на сумму 69 657 170 руб. Заказчик принял к оценке опыт на сумму 34 824 935 руб.
Между тем, Комиссия отмечает, что из 7 представленных договоров по 4 указано, что они находятся на исполнении, то есть, не соблюдено требование, что договоры должны быть исполнены за период с 01.01.2020 до даты публикации извещения о проведении закупки.
Вторым участником в составе заявки представлены:
- «...»;
- «...».
Относительно данных договоров Комиссия также приходит к выводу, что, поскольку их предметом не является создание программного обеспечения, соответственно, такие договоры не являются аналогичными предмету Закупки.
В части оценки по показателю 2 (В2i) «Наличие у участников специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» Комиссия установила следующее.
Оценивается: количество специалистов и иных работников определенного уровня квалификации:
- высшее профессиональное образование в области информатики и вычислительной техники (информационные технологии);
- высшее образование в области защиты информации.
Подтверждается: копиями трудовой книжки или выписки из штатного расписания, копии дипломов.
В итоговом протоколе указано, что Победителем представлены копии трудовых книжек и выписки штатного расписания, копии дипломов на 20 сотрудников. Исходя из оценки по данному показателю, Заказчиком принято к оценке все 20 сотрудников.
Вместе с тем, Комиссия установила, что выписка из штатного расписания Победителем не представлена. Заказчик на заседании Комиссии данный факт подтвердил.
Также Комиссия установила, что из 20 сотрудников у 3 указанное неоконченное высшее образование, соответственно, дипломы не представлены.
У ряда (как минимум, у 7) сотрудников представлены копии дипломов по специальностям, не относящимся ни к высшему профессиональному образованию в области информатики и вычислительной техники (информационные технологии) ни к высшему образованию в области защиты информации, а именно: юриспруденция «...», финансы и кредит «...», бухгалтерский учет, анализ и аудит, преподавание английского языка, реклама и связи с общественностью.
Комиссия считает необходимым отметить, что в справке о кадровых ресурсах у Победителя указаны следующие сотрудники:
- «...»;
- «...»;
- «...»
При этом в составе заявки Победителя отсутствуют какие-либо документы о смене фамилии в отношении указанных сотрудников.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что, Заказчиком неправомерно принято к оценке все 20 сотрудников Победителя, поскольку часть из них не соответствовала установленным требованиям закупочной документации.
Относительно оценки заявки Второго участника по показателю о наличии у участников специалистов и иных работников определенного уровня квалификации Комиссия установила следующее.
В итоговом протоколе указано, что к оценке принято 48 сотрудников Второго участника.
При этом справка о кадровых ресурсах содержит данные на 34 сотрудника.
Выписка из штатного расписания представлена на 59 сотрудников.
В составе заявки в наличии подтверждающие документы на 29 человек. При этом в отношении «...» представлена справка от 25.06.2021, которая лишь подтверждает обучение по направлению подготовки/специальности «09.03.02. Информационные системы и технологии». То есть, фактически отсутствует требуемая закупочной документацией квалификация. Аналогично в отношении «...».
В онтошении «...» Комиссия установила, что в документах приложен диплом о среднем профессиональном образовании.
Комиссия обращает внимание, что не у всех сотрудников представлены дипломы, подтверждающие наличие высшего профессионального образования в области информатики и вычислительной техники (информационные технологии) и высшего образования в области защиты информации, в частности: техносферная безопасность «...».
Также в справке о кадровых ресурсах у Победителя указан под номером 34 «...», при этом отсутствуют какие-либо документы о смене фамилии.
В связи с вышеизложенным, Комиссия приходит к выводу о ненадлежащей оценке заявок Победителя и Второго участника по критерию «2. Квалификация участника закупки (Rbi)» по показателям 1 (В1i) «Опыт по оказанию услуг аналогичного характера» и 2 (В2i) «Наличие у участников специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», что, в свою очередь, нарушает принципы равноправия и справедливости, представляет необоснованные преимущества конкретным участникам, а также не соответствует порядку оценки и сопоставления заявок, установленного в закупочной документации.
Резюмируя изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком произведена оценка заявок с нарушением установленного закупочной документацией порядка оценки, что не соответствует пункту 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках и признает доводы жалобы обоснованными.
В свою очередь, Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Закупочная процедура представляет собой совокупность действий заказчика, направленных на определение в порядке, установленном в положении о закупке, контрагента, с которым в последующем может быть заключен договор на лучших для заказчика условиях с точки зрения цены, качества и надежности закупаемых товаров (работ, услуг).
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки конкретных фактических обстоятельств, установленных на заседании и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы.
Также Комиссия приходит к выводу о необходимости в выдаче Заказчику обязательного для исполнения предписания.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Инетра» (ИНН: 5406279909; ОГРН: 1045402471157) на действия ФАУ «Проектная дирекция Минстроя России» (ИНН: 7708071932; ОГРН: 1027700535972) при проведении Закупки обоснованной.
2. Установить в действиях ФАУ «Проектная дирекция Минстроя России» (ИНН: 7708071932; ОГРН: 1027700535972) нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.