Решение б/н б/а от 6 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-1084/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


01.02.2023 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя конкурсного управляющего «...», ООО «Агора»;

в отсутствие представителей «...», АО «НИС», извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 25.01.2023 № НП/3278/23;

рассмотрев жалобу «...» (далее — Заявитель) на действия ООО «Агора» (далее — Организатор торгов) и конкурсного управляющего «...» (далее — Конкурсный управляющий) при проведении торгов по продаже имущества должника (сообщение № 9846347, лот № 5, далее — Торги) (далее — Жалоба);

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:


 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи. Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от Заявителя, которому направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению, в Управление не поступало.

Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие представителей Заявителя.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

Согласно доводам жалобы Организатор торгов неправомерно отменил Торги по лоту № 5.

Как указывает Заявитель, им была подана заявка на участие в Торгах. При этом 19.01.2023 Организатором торгов было опубликовано сообщение № 10570419 в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве о результатах проведения торгов согласно которому Торги по лоту № 5 были отменены.

Организатор торгов, Оператор ЭТП с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения.

Конкурсный управляющий также представил письменные возражения.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

В соответствии с письмом ФАС России от 15.07.2022 № 48960-ЭП/22 антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта «а» пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о банкротстве торгов.

По смыслу положений Закона о банкротстве задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры — получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами.

Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов — определение победителя на конкурентной основе.

Аналогичный подход определения сути проведения торгов приведен в пункте 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 № 3 (2018).

Следовательно, нарушение установленного порядка организации и проведения торгов не может не свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку торги являются конкурентной формой определения наилучших условий реализации товара и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота). В противном случае при проведении торгов утрачивается признак конкуренции среди участников, в результате чего проведенная процедура выявления покупателя может противоречить ее сущности.

Кроме того, поскольку торги являются способом заключения договора по реализации товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка может сказаться на обеспечении конкуренции и формировании конкурентного товарного рынка путем лишения возможности потенциальных участников торгов принять участие в торгах либо необоснованного сокращения числа участников торгов. В случае проведения торгов в отсутствие конкурентной борьбы победитель таких торгов получает дополнительные преимущества на товарном рынке, на котором он осуществляет деятельность, поскольку увеличит количество своих основных производственных средств, при этом иные участники или потенциальные участники таких торгов будут неправомерно лишены возможности получения данного ресурса.

В связи с этим, и принимая во внимание позицию, изложенную в письме ФАС России от 15.07.2022 № ГМ/67432/22, рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 утвержден Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее — Приказ № 495).

Комиссией Управления установлено, что сообщение о проведении торгов №  9846347 опубликовано в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве — 14.10.2022.

Вид торгов - публичное предложение.

Дата и время начала подачи заявок - 17.10.2022 00:00.

Дата и время окончания подачи заявок - 10.01.2023 00:00.

Форма подачи предложения о цене — открытая.

Лот № 5: дебиторская задолженность АО «КОРПОРАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ» (ИНН: 2540193103), сумма - 17 506 542,43 руб.

Информация о снижении цены по лоту № 5: по истечении каждых 5 (пять) рабочих дней с начала приема заявок, начальная цена лота последовательно снижается на 10 (десять) процентов от начальной цены продажи посредством публичного предложения. Минимальная цена продажи имущества посредством публичного предложения составляет 1 (один) процент от начальной цены продажи имущества/лота.

Согласно части 8 статьи 110 Закона о банкротстве, в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая для этих целей специализированная организация.

Комиссия установила, что Общество с ограниченной ответственностью «Агора» является Организатором торгов № 25185-ОТПП по продаже имущества Общества с ограниченной ответственностью «Комплексные энергетические решения» (признано банкротом Решением Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2019 по делу № А56-103383/2017) на основании Договора №0913/21 поручения на организацию и проведение торгов от «13» сентября 2021 года.

Организатор торгов на заседании Комиссии пояснил, что заявки принимались с 17.10.2022 по 00:00 10.01.2023. Величина снижения цены продажи имущества должника составляла 10% от начальной цены. После достижения цены в 10% (Десять) процентов, величина дальнейшего снижения начальной цены продажи устанавливается в размере 9% процентов. Срок, по истечении которого последовательно снижается цена, составляет 5 рабочих дней.

В период с 27.12.2022 года по 10.01.2023 года по лоту № 5 было получено 5 (Пять) заявок:

№ п/п

Автор заявки

Статус заявки, ЭП

Время подачи

1

ООО «ОВЛ Метод»

Заявка подана в нарушении условий проведения торгов, подписана

06.01.2023 05:17:46

2

«...»

Заявка отозвана участником

09.01.2023 07:07:59

3

«...»

Заявка подана, подписана

09.01.2023 07:16:36

4

«...»

Заявка подана, подписана

09.01.2023 11:44:45

5

ООО «ИЦМ»

Заявка подана, подписана

09.01.2023 17:28:07

 

Между тем, Конкурсный управляющий на заседании Комиссии указал, что в ходе проведения Торгов по Лоту № 5, в состав которого входило право требования ООО «КЭР» к АО «КОРПОРАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ» (ИНН: 2540193103) в размере 17 506 542,43 рублей, были получены сведения, подтверждающие, что указанное юридическое лицо исполнило свои обязательства перед должником, что означало отсутствие дебиторской задолженности, то есть, предмета Торгов.

Комиссия отмечает, что данная информация подтверждается письмом АО «КОРПОРАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ», а также представленными актами сверки взаимных расчетов.

В свою очередь, Комиссия установила, что согласно пункту 3.1 Порядка и условий проведения открытых торгов в форме аукциона в электронной форме с открытой формой представления предложений о цене имущества, не являющегося предметом залога, и прав требования (дебиторской задолженности) ООО «КЭР», утвержденного комитетом кредиторов 04.08.2021 года в случае вынесения арбитражным судом решения об отказе в удовлетворении исковых требований к дебитору/отказе во включении в реестр требований кредиторов/отказе в удовлетворении заявления о признании сделки должника недействительной либо поступления в адрес конкурсного управляющего документов, подтверждающих исполнение обязательств дебитора перед должником либо же исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, до момента реализации прав требования с торгов (заключения договора уступки права требования) состав лота изменяется с учетом исключения указанного требования, цена реализации определяется пропорционально непогашенному остатку.

Организатор торгов на основании письменного распоряжения конкурсного управляющего вправе отменить проведение торгов по лоту, в случае полного погашения дебиторской задолженности до заключения договора уступки права требования.

Таким образом, Конкурсный управляющий отмечает, что во исполнение положений данного Порядка реализации имущества, а также в целях защиты имущественных прав должника, его кредиторов и недопущения ситуации, при которой была бы реализована отсутствующая дебиторская задолженность, им было направлено письмо в адрес Организатора торгов с требованием об отмене Торгов по лоту № 5.

Соответственно, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя о неправомерной отмене Торгов не находит своего подтверждения, поскольку Организатор торгов действовал в соответствии с поручением конкурсного управляющего в полном соответствии с условиями договора поручения, заключенного с ООО «Агора»

Организатор торгов также отмечает, что 16.01.2023 года задаток в размере «...», внесенный Заявителем, был возвращен ему Оператором ЭТП, что подтверждается представленным АО «НИС» платежным поручением № 8.

Таким образом, Комиссия обращает внимание, что в рассматриваемом случае действительных доказательств, подтверждающих нарушение прав Заявителя, Заявителем Комиссии не представлено.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Оператора ЭТП нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

Резюмируя изложенное, с учетом имеющихся в настоящее время документов и сведений, на основании конкретных фактических обстоятельств дела, Комиссия приняла решение о признании жалобы необоснованной.

Руководствуясь пунктом 1 части 1, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 25.01.2023 № НП/3278/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны