Решение №28190/23 б\а от 6 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-8782/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
04.07.2023 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...>

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «Матика», ФГБУ «УСЗ и МТО» Минтруда России,

рассмотрев жалобу ООО «Матика» (далее — Заявитель) на действия ФГБУ «УСЗ и МТО» Минтруда России (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку прочих продуктов питания для нужд ФГБУ «УСЗ и МТО» Минтруда России (реестровый № 32312488031, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы заявка Заявителя была неправомерно отклонена от дальнейшего участия в Закупке.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

При этом в силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией установлено, что 14.06.2023 Заказчик на сайте электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении Закупки.

Цена договора: 1 800 000,00 руб.

Комиссией установлено, что Заявителем подана заявка № 1.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 23.06.2023 заявка Заявителя отклонена на основании «П. 12 Раздела 2 Информационной карты документации: несоответствие товаров, предлагаемых в заявке на участие в закупке, обязательным требованиям, установленным документацией о закупке, в разделе «Описание требуемого Товара, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам), качественным характеристикам Товара»

Участник изменил конкретное значение показателя, а именно в позиции № 79 «Горчица «Дижонская» неизменяемые требования характеристики товара «Приправа, изготовленная из семян горчицы с винным уксусом, соком незрелого винограда или белым вином, а также пряными кореньями», указал «Приправа, изготовленная из семян горчицы с винным уксусом, а также пряными кореньями», что не соответствует требованиям Технического задания».

В свою очередь, Заявитель пояснил, что отклонение его заявки по указанным основаниям неправомерно, поскольку предлагаемый участником товар в соответствии с маркировкой производителей не содержит сок незрелого винограда или белое вино, а содержит только уксус. В связи с чем, участником предложено конкретное значение, с учетом положений инструкции по заполнению заявки.

Согласно пункту 12 Информационной карты заявка состоит из двух частей. Первая и вторая части заявки подаются одновременно. Ценовое предложение участника закупки формируется в ходе проведения аукциона.

Первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки с указанием сведений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах), качественных и иных характеристиках (конкретных показателях) товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями документации о закупке (Раздел 3. «Техническое задание»).

В случае содержания в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме сведений об участнике и (или) о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению.

Рекомендуемая Форма №1 приведена в Приложении №3 к Информационной карте.

В Приложении №1 к Техническому заданию установлены перечень и требования к поставляемым товарам:

 

79

10.84.12.170

47.29.39

Горчица «Дижонская»

Приправа, изготовленная из семян горчицы с винным уксусом, соком незрелого винограда или белым вином, а также пряными кореньями.

90%

Фасовка продукта в потребительской упаковке массой нетто не менее 190 г.

Технические условия

шт

 

 

Изучив заявку Заявителя, Комиссия установила, что по позиции 79 им были представлены следующие характеристики:

 

79

10.84.12.170

47.29.39

Горчица «Дижонская»

Приправа, изготовленная из семян горчицы с винным уксусом, а также пряными кореньями.

90%

Фасовка продукта в потребительской упаковке массой нетто 190 г.

Технические условия

шт

Россия, Франция, Польша

 

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что участникам необходимо было выбрать одну характеристику «сок незрелого винограда» или «белым вином», а не исключать все словосочетание, являющееся характеристикой товара, необходимой Заказчику.

Согласно пункту 14 Информационной карты при указании однородных требуемых характеристик товара в ведомости товаров через запятую участнику аукциона следует выбрать один конкретный показатель (запятая в данном случае должна расцениваться как «или»). Применение заказчиком союзов «или», «либо» означает, что заказчику требуется товар только с одним из указанных показателей. Участнику аукциона необходимо выбрать товар только с одним из показателей.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что в данном случае заявка Заявителя не соответствовала требованиям Закупочной документации, а равно у Заказчика имелись основания для отклонения заявки Заявителя.

Согласно пункту 13 Информационной карты заявка на участие в аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным закупочной документацией об аукционе в электронной форме, и подлежит отклонению в случае несоответствия товаров, работ, услуг, предлагаемых в заявке на участие в закупке, обязательным требованиям, установленным документацией о закупке.

Таким образом, Комиссия считает решение закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями закупочной документации и требований Закона о закупках.

Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

Вместе с тем, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (часть 3 статьи 1 ГК РФ, недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Матика» (ИНН: 7710899473, ОГРН: 1117746845842) на действия ФГБУ «УСЗ и МТО» Минтруда России (ОГРН: 1027739122630, ИНН: 7710247083) при проведении Закупки необоснованной.

  2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 29.06.2023 № НП/27065/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны