Решение б/н Решение и предписание по делу № 3‑26‑221/77‑15 от 5 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена «10» декабря 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «17» декабря 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее — Комиссия Московского УФАС России) в составе:

председателя Комиссии – И.С. Гудковой,

членов Комиссии – П.В. Олейника, Н.С. Уваровой,

рассмотрев дело № 3 26 221/77 15 в отношении ЗАО «Аргументы и факты» по факту распространения в газете «Аргументы и Факты» № 8 (1789), 18-24 февраля 2015 г., на стр. 18 рекламы «ЗАЩИТНИКАМ! Подарок ко Дню защитника отечества должен быть... каким? Соответствующим! Например, стреляющий шокер: отлично поможет защитить близких! Гарантия — 2 года, большой выбор аксессуаров. 8-800-100-62-78 (бесплатно с моб.) ООО «МАРТ ГРУП», 107258, г. Москва, ул. Бухвостова 1-я, д. 12/11, корп. 53. ОГРН 1057747130385. Реклама» с признаками нарушения части 5 статьи 26 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившегося в распространении рекламы гражданского оружия в печатном издании не специализирующемся на сообщениях и материалах рекламного характера и не являющегося специализированным печатным изданием для пользователей гражданского оружия,

в отсутствие представителей ЗАО «Аргументы и факты» (надлежащим образом уведомлено),

 

УСТАНОВИЛА:

Дело № 3 26 221/77 15 возбуждено Московским УФАС России 13.11.2015 на основании обращения физического лица (вх. № 10709 от 01.04.2015) относительно распространения в газете «Аргументы и Факты» № 8 (1789), 18-24 февраля 2015 г., на стр. 18 рекламы «ЗАЩИТНИКАМ! Подарок ко Дню защитника отечества должен быть... каким? Соответствующим! Например, стреляющий шокер: отлично поможет защитить близких! Гарантия — 2 года, большой выбор аксессуаров. 8-800-100-62-78 (бесплатно с моб.) ООО «МАРТ ГРУП», 107258, г. Москва, ул. Бухвостова 1-я, д. 12/11, корп. 53. ОГРН 1057747130385. Реклама».

Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.

ЗАО «Аргументы и факты» (адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 42) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 26.11.2015 за основным государственным регистрационным номером 1027700459379.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе, товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с представленными в материалах дела документами и сведениями, спорная реклама размещалась на в газете «Аргументы и Факты» № 8 (1789), 18-24 февраля 2015 г., на стр. 18.

Рассматриваемая реклама выполнена в виде макета прямоугольной формы, вытянутого горизонтально, и содержала следующий текст: «ЗАЩИТНИКАМ! Подарок ко Дню защитника отечества должен быть... каким? Соответствующим! Например, стреляющий шокер: отлично поможет защитить близких! Гарантия — 2 года, большой выбор аксессуаров. 8-800-100-62-78 (бесплатно с моб.) ООО «МАРТ ГРУП», 107258, г. Москва, ул. Бухвостова 1-я, д. 12/11, корп. 53. ОГРН 1057747130385. Реклама».

В соответствии с представленной в адрес Московского УФАС России сведениями (вх. № 17986 от 27.05.2015), газета «Аргументы и Факты» является зарегистрированным средством массовой информации (свидетельство ПИ № ФС77-27097). Учредителем газеты «Аргументы и Факты», в соответствии с данным свидетельством является ЗАО «Аргументы и Факты». В примерную тематику и (или) специализацию данной газеты входят вопросы внутренней и внешней политики страны; светская хроника, интервью со «звездами» театра и кино, музыки и спорта, театральные и кинопремьеры, материалы зарубежной печати; публикация материалов по принципу плюрализма мнений, отражений точки зрения читателей по обсуждаемым вопросам; реклама до 40%. Территорией распространения являются Российская Федерация и зарубежные страны.

Таким образом, установлено, что печатное издание газета «Аргументы и Факты» является общедоступным для неопределенного круга лиц потребителей рекламы. Каких-либо ограничений по территории распространения и кругу лиц-потребителей рекламы Комиссией Московского УФАС России не установлено.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации как предназначенность для неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Резюмируя изложенное, рассматриваемая информация распространялась неопределенному кругу лиц, исходя из способа распространения и содержания, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (стреляющему электрошокеру), а следовательно является рекламой в понимании пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе, что не оспаривается.

В соответствии с представленными в материалах дела документами и сведениями, спорная реклама была распространена в газете «Аргументы и Факты» № 8 (1789), 18-24 февраля 2015 г., на стр. 18 на основании договора, заключенного между ЗАО «Аргументы и факты» и ООО «РА «Концепт».

В соответствии с пункта 1 названного договора, ЗАО «Аргументы и факты» обязуется оказать ООО «РА «Концепт» комплекс рекламных услуг.

Также, факт распространения спорной рекламы, подтверждается платежным поручением № 130, представленным ЗАО «Аргументы и Факты». Согласно данному платежному поручению ООО РА «Концепт» оплатило ЗАО «Аргументы и Факты» счет Е-47455 от 06.02.2014 за размещение рекламно-информационных материалов в «АИФ Еженедельник».

Согласно части 5 статьи 26 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), реклама гражданского оружия, в том числе оружия самообороны, допускается только: в периодических печатных изданиях, на обложках и в выходных данных которых содержится информация о специализации указанных изданий на сообщениях и материалах рекламного характера, а также в специализированных печатных изданиях для пользователей гражданского оружия; в местах производства, реализации и экспонирования такого оружия, а также в местах, отведенных для стрельбы из оружия; в теле- и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени.

Согласно статье 3 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее — Закон об оружии), к гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях. Гражданское оружие подразделяется на оружие самообороны, спортивное оружие, охотничье оружие, сигнальное оружие, холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов Российской Федерации, атрибутика которых определяется Правительством Российской Федерации, оружие, используемое в культурных и образовательных целях. Электрошоковые устройства, согласно названной статье Закона об оружии, относятся к гражданскому оружию, предназначенному для самообороны.

Как установлено ранее, газета «Аргументы и факты» не относится к специализированным на сообщениях и материалах рекламного характера изданиям, а также к специализированным печатным изданиям для пользователей гражданского оружия.

Согласно письменным пояснениям ЗАО «Аргументы и Факты», Общество ходатайствует о прекращении производства по делу № 3 26 221/77 15 по следующим основаниям.

Спорная реклама размещалась в газете «Аргументы и Факты» № 8 во вкладке «АиФ Деловая среда». Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-30402 от 23.11.2007, «АиФ Деловая среда» является рекламным изданием. Следовательно реклама «ЗАЩИТНИКАМ! Подарок ко Дню защитника отечества должен быть... каким? Соответствующим! Например, стреляющий шокер: отлично поможет защитить близких! Гарантия — 2 года, большой выбор аксессуаров. 8-800-100-62-78 (бесплатно с моб.) ООО «МАРТ ГРУП», 107258, г. Москва, ул. Бухвостова 1-я, д. 12/11, корп. 53. ОГРН 1057747130385. Реклама», являющаяся рекламой гражданского оружия могла размещаться в данном печатном издании.

Комиссией Московского УФАС России данные доводы не приняты ко вниманию в связи со следующим.

ЗАО «Аргументы и Факты» не представлено достаточных доказательств, на основании которых можно сделать вывод о распространении рекламы в указанном обществом рекламном издании. О размещении же рекламы в газете «Аргументы и Факты» свидетельствует первоначальный ответ ЗАО «Аргументы и факты», в Общество подтверждает факт размещения спорной рекламы именно в газете «Аргументы и Факты», а именно в номере № 8 за 2015 год. Также данный факт подтверждается платежными поручениями, где в качестве назначения платежа значится оплата услуг по размещению рекламно-информационных материалов в «АИФ Еженедельник».

Следовательно Комиссией Московского УФАС России установлено, что в газете «Аргументы и Факты» № 8 (1789), 18-24 февраля 2015 г., на стр. 18, не являющейся специализированным средством массовой информации, размещалась реклама гражданского оружия, предназначенного для самообороны, а именно электрошокеровых устройств.

На основании изложенного, Комиссией Московского УФАС России установлен факт нарушения пункта части 5 статьи 26 Закона о рекламе Закона о рекламе, при распространении рассматриваемой рекламы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, является ненадлежащей.

Таким образом, реклама «ЗАЩИТНИКАМ! Подарок ко Дню защитника отечества должен быть... каким? Соответствующим! Например, стреляющий шокер: отлично поможет защитить близких! Гарантия — 2 года, большой выбор аксессуаров. 8-800-100-62-78 (бесплатно с моб.) ООО «МАРТ ГРУП», 107258, г. Москва, ул. Бухвостова 1-я, д. 12/11, корп. 53. ОГРН 1057747130385. Реклама», содержащая нарушение части 5 статьи 26 Закона о рекламе, является ненадлежащей.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Как установлено ранее, спорная реклама распространялась на основании договора, заключенного между ЗАО «Аргументы и факты» и ООО «РА «Концепт». В соответствии с данным договором в совокупности с платежным поручением, и исходя из контекста договора, лицом, осуществившим распространение рекламы, оговоренным в договоре способом, является ЗАО «Аргументы и факты».

На основании изложенного, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о том, что рекламораспространителем спорной рекламы является ЗАО «Аргументы и факты». Данный вывод Комиссии Московского УФАС России не оспаривается.

Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 5 статьи 26 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

Таким образом, ответственность за нарушение в рекламе электрошокеров части 5 статьи 26 Закона о рекламе несет ЗАО «Аргументы и факты».

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

Также, в дело не представлено документальных доказательств невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении договоров, гражданско-правовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых рассматриваемая реклама размещалась.

Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.

На основании изложенного, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ЗАО «Аргументы и факты» предписания о прекращении (недопущении дальнейшего) нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно размещения (распространения) рекламы, нарушающей положения Закона о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:
 

  1. Признать рекламу ЗАО «Аргументы и факты» «ЗАЩИТНИКАМ! Подарок ко Дню защитника отечества должен быть... каким? Соответствующим! Например, стреляющий шокер: отлично поможет защитить близких! Гарантия — 2 года, большой выбор аксессуаров. 8-800-100-62-78 (бесплатно с моб.) ООО «МАРТ ГРУП», 107258, г. Москва, ул. Бухвостова 1-я, д. 12/11, корп. 53. ОГРН 1057747130385. Реклама», распространенную в газете «Аргументы и Факты» № 8 (1789), 18-24 февраля 2015 г., на стр. 18, ненадлежащей в связи с нарушением требований части 5 статьи 26 Закона о рекламе.

  2. Выдать ЗАО «Аргументы и факты» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Московского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд г. Москвы в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны