Решение №3-28-16/77-15 РЕШЕНИЕ от 21 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Займ-Экспресс»
123022, г. Москва,
ул. Рочдельская, д. 15, стр. 8
ООО «Банер Групп»
117342, г. Москва, ул. Бутлерова,
д. 17 Б, пом. IX, ком. 64
РЕШЕНИЕ
г. Москва
Резолютивная часть решения оглашена «23» апреля 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено «25» мая 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по
рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии – (.....),(.....) (.....),
рассмотрев дело № 3-28-16/77-15 по признакам нарушения ООО «Займ-
Экспресс», ООО «Банер Групп» части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального
закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе),
в присутствии представителя ООО «Займ-Экспресс» в лице (.....) (доверенность
№ 2101 от 21.01.2015), в отсутствие представителя ООО «Банер Групп» (уведомлено
надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
Дело № 3-28-16/77-15 возбуждено на основании заявления физического лица
(вх. № 47931 от 08.12.2014) по факту распространения 01.12.2014 посредством
рекламного стенда, установленного в лифте доме по адресу: 123001, г. Москва, ул.
Садовая-Кудринская, д. 23, корп. 3, рекламы финансовых услуг «Займ Экспресс».
Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения
дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив
нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского
УФАС России приходит к следующим выводам.
ООО «Займ-Экспресс» (123022, г. Москва, ул. Рочдельская, д. 15, стр. 8)
1
является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в
Единый государственный реестр юридических лиц 14.03.20011 за основным
государственным регистрационным номером 1117746180870.
ООО «Банер Групп» (адрес: 117342, г. Москва, ул. Бутлерова, д. 17Б, пом. IX,
ком. 64) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено
в Единый государственный реестр юридических лиц 01.11.2013 за основным
государственным регистрационным номером 5137746019120.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является информация,
распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых
средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение
внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к
нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом
рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и
(или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной
деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт,
конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к
которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе, товаром является
продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи,
обмена или иного введения в оборот.
Рассматриваемая реклама содержит информацию, индивидуализирующую
хозяйствующий субъект: коммерческое обозначение («Займ Экспресс»), адрес
местонахождения организации, адрес сайта в сети «Интернет» (zaim-express.ru), номер
телефона, а также информацию об оказываемых услугах (займы наличными до 100000
рублей, без залога, страховок и поручителей). Исходя из содержания, целью указанной
информации является привлечение внимания потребителей к услугам, оказываемым
ООО «Займ-Экспресс».
Информация размещалась на рекламном стенде в лифте жилого дома, а следовательно
была доступна для восприятия неопределенному кругу лиц.
При этом, под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не
могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и
конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта
рекламирования. Такой признак рекламной информации как предназначенность для
неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или
лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Резюмируя изложенное, рассматриваемая информация отвечает всем
законодательно установленным признакам рекламы, а именно: содержит объект
рекламирования (ООО «Займ Экспресс» и оказываемые им услуги), распространялась
неопределенному кругу лиц и, исходя из способа распространения и содержания,
направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, а следовательно,
является рекламой в понимании пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе.
Данный вывод Комиссии Московского УФАС России в полной мере
подтверждается положениями Договора об оказании услуг по размещению рекламы
от 24.10.2014 (далее — Договор 1), заключеннго между ООО «Займ-Экспресс» и
ООО «Банер Групп», на основании которого спорная информация была
распространена, а именно, в соответствии с пунктом 1.1 Договора 1, ООО «Банер
Групп» обязуется по заданию ООО «Займ-Экспресс» оказать услуги по размещению
2
рекламы.
Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и
иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица,
оказывающего эти услуги.
Закон о рекламе не содержит понятия финансовой услуги, между тем указанное
понятие содержится в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите
конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под
финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на
рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая
финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением
денежных средств юридических и физических лиц.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции, финансовой
организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в
том числе, микрофинансовая организация.
Таким образом, деятельность микрофинансовых организаций, связанная с
выдачей займов, является финансовой услугой.
В соответствии со свидетельством о внесении сведений о юридическом лице в
государственный реестр микрофинансовых организаций (номер записи
2110177000440), ООО «Займ-Экспресс» является микрофинансовой организацией.
Таким образом, рассматриваемая реклама ООО «Займ-Экспресс», содержащая
информацию о выдаче займов, является рекламой финансовых услуг, а следовательно,
должна содержать наименование лица.
В соответствии с пунктом 2 статьей 1473 Гражданского кодекса Российской
Федерации (далее — ГК РФ), фирменное наименование юридического лица должно
содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно
наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов,
обозначающих род деятельности.
Рассматриваемая реклама содержит обозначение «Займ Экспресс» без указания
на организационно-правовую форму лица.
Таким образом, в рассматриваемой рекламе наименование юридического лица в
понимании статьи 1473 ГК РФ отсутствует.
Резюмируя изложенное, при распространении рекламы финансовых услуг
«Займ Экспресс» выявлено нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
Согласно пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских,
страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях
оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат
воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут
воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких
условий.
Рассматриваемая реклама содержала, в том числе, следующую информацию
«займы наличными до 100000 рублей».
В рамках рассмотрения дела Комиссия Московского УФАС России пришла к
выводу о том, что сведения о размере предоставляемого займа не являются условием,
которое влияет на сумму дохода или расхода лица, воспользовавшегося услугами
ООО «Займ-Экспресс». Иных условий оказания финансовых услуг спорная реклама
не содержит.
Таким образом, при распространении рекламы финансовых услуг «Займ
3
Экспресс», наличие признаков нарушение части пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о
рекламе не установлено.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама, не
соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе,
является ненадлежащей.
Таким образом, реклама финансовых услуг «Займ Экспресс», содержащая
признаки нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе, является ненадлежащей.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель
или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание
рекламы лицо.
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространителем является
лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с
использованием любых средств.
Как было указано ранее, рассматриваемая реклама распространялась на основании
Договора 1, заключенного между ООО «Займ-Экспресс», ООО «Банер Групп».
В соответствии с пунктом 1.1 Договора 1, ООО «Банер Групп» обязуется по
заданию ООО «Займ-Экспресс» оказать услуги по размещению рекламы, а
ООО «Займ-Экспресс» обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 2.1. Договора 1, в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента
вступления договора в силу ООО «Займ-Экспресс» предоставляет ООО «Банер
Групп» утвержденный дизайн-макет рекламного объявления, которое будет
впоследствии распространяться.
Согласно пункту 2.2. ООО «Банер Групп» обязуется разместить рекламные
объявления в соответствии с Приложением 1.
На основании изложенного, учитывая, что реклама распространялась в
интересах ООО «Займ-Экспресс», Комиссия Московского УФАС России приходит к
выводу о том, что лицом, определившим содержание рекламы, распространяемой на
основании Договора 1, а равно ее рекламодателем, является ООО «Займ-Экспресс».
ООО «Банер Групп» осуществило распространение рассматриваемой рекламы
посредством ее размещения в лифтах, а следовательно, является ее
рекламораспространителем.
Согласно частям 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение
требований, установленных частью 1 статьи 28 Закона о рекламе несет как
рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Таким образом, с учетом приведенных выше обстоятельств, при распространении
рекламы финансовых услуг «Займ-Экспресс» установлен факт нарушения ООО «Займ-
Экспресс», ООО «Банер Групп» части 1 статьи 28 Закона о рекламе .
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел,
возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о
рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения
выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное
правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе.
Согласно Приложению № 1 к Договору 1, срок размещения рассматриваемой
рекламы составил 30 дней.
Таким образом, установлено, что рассматриваемая реклама в настоящий момент
не распространяется
4
На основании изложенного, Комиссия Московского УФАС России приходит к
выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписаний о прекращении
нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о
рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным
органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской
Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу финансовых услуг «Займ Экспресс», распространенную
ООО «Займ-Экспресс», ООО «Банер Групп» посредством рекламного стенда,
установленного в лифте ненадлежащей в связи с нарушением требований части 1
статьи 28 Закона о рекламе.
2. Не выдавать ООО «Займ-Экспресс», ООО «Банер Групп» предписания о
прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,
предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, статьей 37 Закона о рекламе.
Председатель Комиссии (.....)
Члены Комиссии (.....)
(.....)
5

Связанные организации

Связанные организации не указаны