Решение б/н решение и предписание по делу № 3-5-126/77-15 от 5 февраля 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена «16» июля 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено «27» июля 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России) в составе:

председателя Комиссии – И.С. Гудковой,

членов Комиссии – П.В. Олейника, С.В. Дуванской,

рассмотрев материалы дела № 3-5-126/77-15 по признакам нарушения ООО «СТД Девелопмент Проект» (местонахождение: 103031, г. Москва, Страстной бульвар, д. 8А) части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе»),

в присутствии представителя ООО «СТД Девелопмент Проект» в лице Грибановой Т.В. (доверенность № Д-033/СТД от 13.07.2015),

в отсутствие ООО «МАКССИТИ» (уведомлено надлежащим образом);

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 3-5-126/77-15 возбуждено в отношении ООО «СТД Девелопмент Проект» на основании заявления физического лица относительно распространения недостоверной рекламы «Квартиры с рассрочкой 0%» в вагоне поезда Московского метрополитена.

Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.

ООО «СТД Девелопмент Проект» (местонахождение: 103031, г. Москва, Страстной бульвар, д. 8А) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, зарегистрировано и включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным номером 1077758114500, ИНН 7710682625.

ООО «МАКССИТИ» (местонахождение: 127349, г. Москва, ш. Алтуфьевское, д. 88, пом. 3, ком. 22) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, зарегистрировано и включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным номером 5137746192117, ИНН 7715985905.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе, под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно пункту 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 декабря 1998 года № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

Рассматриваемая информация содержала средства индивидуализации хозяйствующего субъекта (ООО «СТД Девелопмент Проект») и исходя из содержания, манеры и способа распространения, направлена на привличение внимания потребителя к товару (квартирам), реализуемому ООО «СТД Девелопмент Проект».

Информация размещалась в вагонах Московского метрополитена, а следовательно распространялась неопределенному кругу лиц.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации как предназначенность для неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Таким образом, рассматриваемая информация, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования и реализуемым им товарам, распространена в Московском метрополитене, адресована неопределенному кругу лиц, а следовательно, является рекламой в понимании пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе.

Данный вывод Комиссии Московского УФАС России в полной мере подтверждается письменными пояснениями ООО «СТД Девелопмент Проект», а также дополнительным соглашением № 4 к договору № 20/14 от 17.07.2014, заключенным между ООО «СТД Девелопмент Проект» и ООО «МАКССИТИ» на распространение рассматриваемой рекламы.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рассматриваемая реклама содержала, в том числе следующую информацию:

«Жилой комплекс Болтино. Квартиры с рассрочкой 0%. Проектная декларация размещена на сайте: www.boltino.com (495) 151-99-78»

«8 800 555 55 50 (звонки по России бесплатно) www.sberbank.ru СБЕРБАНК Всегда рядом. ОАО «Сбербанк России». Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 08.08.2012».

Отелом установлено, что рассрочку предоставляет не финансовая организация ОАО «Сбербанк России», а непосредственно застройщик — ООО «СТД Девелопмент Проект».

В соответствии с частью 1 статьи 823 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), коммерческим кредитом являются договоры, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг, если иное не установлено законом.

Таким образом, ООО «СТД Девелопмент Проект» предлагает своим потенциальным покупателям оплатить товар в рассрочку, то есть предусмотрена возможность покупки рекламируемого товара на условиях коммерческого кредита.

В силу статьи 488, 489 ГК РФ коммерческий кредит предоставляется непосредственно продавцом товаров. Приобретение покупателем товара с его оплатой через определенное время (рассрочкой или отсрочкой) непосредственно продавцу отличается от приобретения товара с привлечением кредита, предоставленного банком или иной финансовой организацией.

Поскольку в рассматриваемой рекламе содержится указание на предоставление покупателям рассрочки при оплате товара, то есть совершение периодических платежей в течение определенного договором купли-продажи срока, такие условия являются одним из способов оплаты товара на основании договора купли-продажи.

Согласно пункту 25 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», положения статьи 28 Закона о рекламе не могут применяться к отношениям, связанным с предоставлением товарного и (или) коммерческого кредита.

Потребителю важно знать, какое лицо оказывает данную услугу (кредит). Рекламный текст должен содержать сведения, которые бы позволили потребителю отличить финансовые услуги, оказываемые банком, от продажи организацией (не финансовой организацией) товаров в рассрочку или в кредит. Указанная информация является существенной, поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей относительно содержания кредитных отношений и лиц, предоставляющих кредит. Приобретение товара или услуг с оплатой через определенное время (рассрочкой или отсрочкой) непосредственно у продавца может рассматриваться потребителем как более выгодные условия, нежели приобретение товара в кредит, предоставленный банком или иной финансовой организацией.

Из текста спорного рекламного объявления, не ясно о каком именно кредите при приобретении недвижимости идет речь: коммерческом (отсрочка, рассрочка платежа и т.д.) или банковском. Текст рекламного объявления не содержит сведений для однозначного вывода о том, что кредит предоставляется как самим Обществом в форме рассрочки платежа, так и банками, и не содержит сведений о наименовании лица, предоставляющего кредит.

При этом, наличие в рекламе информации о «Сбербанке России» способствует дополнительному введению потребителя в заблуждение, восприятии «рассрочки 0%» как финансовой (банковской) услуги.

Отсутствие в тексте рекламы указанных существенных сведений искажает смысл информации, одно лишь включение в рекламу слова «рассрочка» не дает потребителям рекламы верного, соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг), о форме кредита, о лицах, предоставляющих услуги по кредиту, об условиях, необходимых для получения «рассрочки 0%», очевидно предоставляющейся не каждому потребителю.

На основании изложенного, в рекламе «Квартиры с рассрочкой 0%», распространенной в вагонах поездов Московского метрополитена, выявлено нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Следовательно, реклама «Квартиры с рассрочкой 0%», распространенная ООО «СТД Девелопмент Проект», является ненадлежащей.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рассматриваемая реклама была распространена на основании дополнительного соглашения № 4 к договору № 20/14 от 17.07.2014, заключенного между ООО «СТД Девелопмент Проект» и ООО «МАКССИТИ».

В соответствии с пунктом 3.1.3. Договора, ООО «СТД Девелопмент Проект» не позднее чем за 5 (пять) рабочих дней до начала размещения рекламных материалов своими силами и за свой счет обязано предоставить их по адресу, указанному ООО «МАКССИТИ».

На основании изложенного, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о том, что лицом определившим содержание рекламы «Квартиры с рассрочкой 0%», распространяемой в вагонах поездов Московского метрополитена, а равно ее рекламодателем, является ООО «СТД Девелопмент Проект».

Данный вывод Комиссии Московского УФАС России подтверждается письменными и устными пояснениями представителя ООО «СТД Девелопмент Проект».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Таким образом, установлено нарушение ООО «СТД Девелопмент Проект» части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Решая вопрос о выдаче предписания сторонам по делу, Комиссия Московского УФАС России исходит из следующего.

Сторонами по делу не представлено документальных доказательств невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении договоров, на основании которых рассматриваемая реклама размещалась.

Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.

На основании изложенного, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «СТД Девелопмент Проект», ООО «МАКССИТИ» предписаниий о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рекламу «Квартиры с рассрочкой 0%», распространенную в вагонах поездов Московского метрополитена ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

  2. Выдать ООО «СТД Девелопмент Проект», ООО «МАКССИТИ» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Московского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны