Определение №3-5-72/77-14 Определение от 21 июля 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFАО «Европлан Банк»
127051, г. Москва,
Малая Сухаревская пл., д. 12
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 3-5-72/77-14
«20» января 2015 г. г. Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по
рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе
(далее — Комиссия Московского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии – (…..............)
членов Комиссии: (…..............), (…..............),
рассмотрев дело № 3-5-72/77-14 по признакам нарушения АО «Европлан Банк»
части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»
(далее — Закон о рекламе),
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки
нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - (…..............) (по
доверенности № 2033/2014/НСТ от 29.08.2014),
УСТАНОВИЛА:
Дело № 3-5-72/77-14 возбуждено Московским УФАС на основании заявления
физического лица (вх. № 26064 от 21.07.2014) относительно распространения
посредством СМС-рассылки, электронной почты рекламы вклада «Накопительный счет»,
содержащей следующую информацию: «Конвертация средств в Европлан Банке
осуществляется на самых выгодных условиях — по курсу ЦБ РФ, без комиссий и
дополнительных сборов», а также пример расчета дохода от курсовой разницы.
Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой
отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях
его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и
вводятся в заблуждение потребители рекламы.
1
Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения
дела, выслушав доводы представителя АО «Европлан Банк», оценив в совокупности и
взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства
Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России установила
следующее.
В соответствии с пунктом 28 Правил рассмотрения антимонопольным органом
дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
17 августа 2006 г. № 508, при рассмотрении дела антимонопольный орган знакомится
с письменными и вещественными доказательствами по делу, заслушивает объяснения
лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, а также оглашает представленные в
письменной форме объяснения и заключения.
Антимонопольный орган обязан принимать все предусмотренные
законодательством Российской Федерации меры для всестороннего, полного и
объективного выяснения всех обстоятельств дела.
Согласно заявлению Максимова Я.Б., АО «Европлан Банк» 10.07.2014
распространило посредством СМС-сообщения и электронной почты рекламу вклада
«Накопительный счет», содержащую информацию о возможности конвертации средств по
вкладу по курсу ЦБ РФ. Между тем 15.07.2014 АО «Европлан Банк» изменило данное
условие о конвертации валют на менее выгодное для потребителей.
В рассматриваемом случае, для квалификации признаков нарушения части 7
статьи 5 Закона о рекламе в действиях АО «Европлан Банк» по распространению
рекламы вклада «Накопительный счет», антимонопольному органу необходимо установить
факт того, что распространенная реклама является офертой в понимании статьи 437
Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ), а следовательно, на такую
рекламу распространяются положение статьи 11 Закона о рекламе.
Необходимость установления данного обстоятельства связана с тем, что в спорной
рекламе отсутствует указание на то, что рекламное предложение действует не только в день
распространения рекламы, но и в срок до 15.07.2014 или позднее.
Согласно статье 11 Закона о рекламе, если в соответствии с Гражданским
кодексом Российской Федерации реклама признается офертой, такая оферта действует
в течение двух месяцев со дня распространения рекламы при условии, что в ней не
указан иной срок.
Согласно статье 435 ГК РФ, офертой признается адресованное одному или
нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и
выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим
договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать
существенные условия договора.
Согласно статье 432 ГК РФ, существенными являются условия о предмете
договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как
существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия,
относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто
соглашение.
Текст распространенного СМС-сообщения «Уважаемый Ян, Европлан Банк
запустил накопительный счёт в долларах и евро. Доход 2% годовых на ежедневный
остаток! Снятие без потери процентов. Конвертация по курсу ЦБ РФ! Откройте в
2
Интернет-банке прямо сейчас. Ваш Европлан» не содержит необходимых и
достаточных сведений для признания СМС-сообщения офертой в понимании ГК РФ.
Представляется, что размер денежной суммы, сроки размещения вклада при
заключении договора банковского вклада являются существенными условиями для
такого вида договоров.
Резюмируя изложенное, информация, содержащаяся в СМС-сообщении не
является офертой, на нее не распространяются требования статьи 11 Закона о рекламе,
а следовательно в действиях АО «Европлан Банк» по распространению спорного
СМС-сообщения отсутствуют признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Относительно рекламы вклада «Накопительный», распространенной
посредством электронной почты, установлено, что в электронном письме содержалась
следующая информация: «условия действительны на 09.07.2014 и могут быть
изменены. Данное предложение носит исключительно информационный характер и
ни при каких условиях не является публичной офертой определяемой положением
Статьи 437 (2) ГК РФ».
Таким образом, в действиях АО «Европлан Банк» по распространению
электронного письма также отсутствуют признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона
о рекламе.
В соответствии с пунктом 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом
дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе, основанием для прекращения рассмотрения дела о нарушении Закона о
рекламе является неподтверждение в ходе рассмотрения дела наличия фактов
нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Резюмируя изложенное, по решению Комиссии Московского УФАС России
производство по делу № 3-5-72/77-14 подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 36 Правил рассмотрения
антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
Производство по делу № 3-5-72/77-14 в отношении АО «Европлан Банк»
прекратить в связи с неподтверждением в ходе рассмотрения дела наличия фактов
нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Председатель Комиссии (…..............)
Члены Комиссии (…..............)
(…..............)
3
4