Решение б/н б/а от 28 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-17804/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


25.12.2023 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей «...», ГАУ «НИАЦ» в лице «...»;

в отсутствие представителей АО «ЕЭТП», извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 15.12.2023 № НП/53810/23,

рассмотрев жалобу «...» (далее — Заявитель) на действия ГАУ «НИАЦ» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию инженерных систем (реестровый № 32313055735, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:


 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Заказчика при проведении закупочной процедуры выразилось в ненадлежащем формировании закупочной документации.

1. По мнению Заявителя, Заказчиком в проекте договора установлено неправомерное условие о досрочном оказании услуг.

2. Также в своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлены требования к составу заявок, которые не раскрывают перечень документов, подтверждающих соответствие участников данным требованиям, что, по мнению Заявителя, вводит участников Закупки в заблуждение и противоречит требованиям Закона о закупках.

3. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлена возможность представления коллективной заявки.

4. Заявитель указывает, что Заказчиком установлены неправомерные условия порядка оценки заявок по критерию «Квалификация участника закупки, в том числе - опыт работы, связанный с предметом договора».

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положения о закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц (с изм., утвержденными Наблюдательным советом ГАУ «НИАЦ»: 16.04.2021 протокол № 2, 08.09.2022 протокол № 6, 05.10.2022 протокол № 7, 05.04.2023 протокол № 3) (далее – Положение о закупке).

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Одной из целей Закона о закупках является удовлетворение потребностей заказчиков в удовлетворении нужд в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

Из взаимосвязи положений Закона о закупках следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара/оказание услуг именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией установлено, что 06.12.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 32313055735 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию инженерных систем.

Относительно доводов Заявителя о неправомерном установлении требований к составу заявок, не раскрывающих перечень документов, подтверждающих соответствие участников данным требованиям, а также возможности подачи коллективной заявки Комиссия отмечает следующее.

Заказчик в разделе 3 конкурсной документации установил, в том числе, следующие требования к составу заявок:

 

3.7.2.7

Копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурентной закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случая, если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещены эти информация и документы)

 

3.7.2.9

Копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги, являющихся предметом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если требования к данным товару, работе или услуге установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и перечень таких документов предусмотрен документацией о конкурентной закупке. Указанные документы не предоставляются, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром

 

В свою очередь, Комиссия обращает внимание, что согласно подпункту «е» пункта 9, пункту 11 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления следующих информации и документов:

- соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства указанным в документации о конкурентной закупке требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещены эти информация и документы);

- копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги, являющихся предметом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если требования к данным товару, работе или услуге установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и перечень таких документов предусмотрен документацией о конкурентной закупке. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.

Таким образом из буквального толкования вышеуказанной нормы Закона о закупках следует, что Заказчику необходимо указать в Закупочной документации перечень документов, необходимых для предоставления в составе заявки в случаях, если предоставление таких документов предусмотрен законодательством либо такой перечень предусмотрен документацией о закупке с учетом специфики предмета закупки.

При этом Законом о закупках не предусмотрен конкретный перечень документов, подтверждающих соответствие.

В связи с чем, Заказчик вправе самостоятельно уставить перечень необходимых документов исходя из предмета закупки.

Вместе с тем Комиссией установлено, что пункты 3.7.2.7 и 3.7.2.9 не содержат конкретный перечень документов, необходимых для представления в составе заявки на участие в закупке, а содержат общие понятия «копии документов, подтверждающих соответствие...».

Заказчик пояснил, что при установлении данных требований Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о закупках в части установления в Закупочной документации необходимых требований к участникам закупки, если такие требования, определены действующим законодательством.

Также Заказчик отметил, что в документации о Закупке содержатся ссылки на законодательство, в которых есть требования, предъявляемые к закупаемым товарам, работам и услугам.

По мнению Заказчика, в обязанности поставщика как профессионального участника рынка входит мониторинг требований, установленных нормативными актами, на которые даются ссылки в закупочной документации.

В свою очередь, Комиссия оценивает позицию Заказчика в данной части критически и считает необходимым отметить, что документация о проведении закупки, являющаяся по своей сути офертой должна содержать четкие, исчерпывающие требования к участникам закупки, исключающие разночтение разных требований и возможность субъективного толкования требований закупочной документации.

Таким образом, в случае отсутствия необходимости предоставления документов, подтверждающих соответствие, устанавливать в Закупочной документации обязанность предоставления таких документов неправомерно и противоречит Закону о закупках.

Кроме того Закупочная документация также не содержит информации об отсутствии необходимости представления документов предусмотренных пунктами 3.7.2.7 и 3.7.2.9.

При этом, исходя из предмета Закупки - «оказание услуг по техническому обслуживанию инженерных систем», действующим законодательством не предусмотрена необходимость наличия у участника какой-либо лицензии.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы Заявителя по данному доводу.

Также пунктом 3.7.2.14 закупочной документации установлено следующее.

 

 

Если заявка на участие в закупке подается коллективным участником, то заявка таким участником закупки должна быть представлена в соответствии с нижеприведенными требованиями:

1) заявка на участие в закупке подается лидером коллективного участника со ссылкой на то, что он представляет интересы всех лиц, входящих в состав коллективного участника;

2) в составе заявки на участие в закупке предоставляется копия соглашения между лицами, являющимися членами коллективного участника;

Все лица, входящие в состав коллективного участника, должны соответствовать обязательным требованиям к участникам закупки, установленным в п.№№2.1.2 – 2.1.5, 2.1.7, 2.1.8, 2.1.10 - 2.1.13 документации.

Требование, установленное в соответствии с п.2.1.1 документации, предъявляется к лицам, входящим в состав коллективного участника, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, требующих соответствующей специальной правоспособности.

Требование, установленное в соответствии с п.2.1.6 документации, предъявляется к лицам, входящим в состав коллективного участника, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, требующих наличие исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Требование, установленное в соответствии с п.2.1.9 документации, предъявляется к лидеру коллективного участника.

Также на всех лиц, входящих в состав коллективного участника, предоставляются документы, установленные в п.№№3.7.2.2 – 3.7.2.6 документации.

Лица, входящие в состав коллективного участника, заключают соглашение, соответствующее нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и отвечающее следующим требованиям:

- в соглашении должно быть установлено согласие каждого лица на принятие обязательств по участию в закупке и исполнению договора;

- в соглашении должны быть четко определены права и обязанности сторон как в рамках участия в закупке, так и в рамках исполнения договора;

- в соглашении должны быть четко распределены обязательства по договору между членами коллективного участника;

- соглашением должен быть установлен лидер коллективного участника закупки, который в дальнейшем представляет интересы каждой из сторон, входящих в состав коллективного участника, во взаимоотношениях с заказчиком

 

Комиссия также отмечает, что согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В соответствии с частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Вместе с тем частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». То есть, из буквального толкования части 5 статьи 3 Закона о закупках следует, что участниками закупки могут являться:

1) юридическое лицо;

2) несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки;

3) физическое лицо;

4) несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки;

5) индивидуальный предприниматель;

6) несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

При этом Комиссия обращает внимание, что никаких предписаний по поводу проведения закупок среди субъектов МСП данная норма не содержит.

Таким образом, общие нормы Закона о закупках не устанавливают императивных требований по допуску коллективных заявок на участие в закупках среди субъектов МСП. Вместе с тем порядок осуществления конкурентной закупки в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты МСП, установлен статьей 3.4 Закона о закупках.

Комиссия также отмечает, что с 01.04.2021 вступили в силу изменения в статью 3.4 Закона о закупках, внесенные Федеральным законом от 22.12.2020 № 452-ФЗ, согласно которым норма статьи 3.4 дополнена частью 19.1, предусматривающей исчерпывающий перечень информации и документов, требование о предоставлении которых может установить заказчик при проведении закупки среди субъектов МСП.

При этом согласно указанной норме предоставляемые документы и сведения определены только для двух случаев:

- когда участником закупки является юридическое лицо;

- когда участником закупки является индивидуальный предприниматель.

То есть, перечень документов и информации, требование о предоставлении которых при осуществлении закупки среди субъектов МСП вправе установить заказчик, для случаев, когда участником закупки являются несколько юридических лиц или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, Законом о закупках не предусмотрен.

При этом согласно части 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках не допускается установление в документации о конкурентной закупке обязанности представлять в заявке на участие в такой закупке информацию и документы, не предусмотренные частями 19.1 и 19.2 указанной статьи.

Таким образом, исходя из положений статьи 3.4 Закона о закупках, возможность установления в документации о закупке требований к документам и информации, предоставляемым коллективным участником, фактически отсутствует.

Соответственно, включение в документацию о закупке требований о предоставлении дополнительных документов и информации, прямо не предусмотренных статьей 3.4 Закона о закупках, без чего рассмотрение заявок коллективных участников невозможно, являлось бы прямым нарушением части 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках.

Комиссия также обращает внимание, что нормы статьи 3.4 Закона о закупках являются специальными по отношению к иным положениям указанного закона, в том числе, к части 5 статьи 3 Закона о закупках, определяющей общее понятие участника закупки.

Данная позиция также отражена в судебной практике, в частности, в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 18.01.2023 по делу № А40-64315/2022, и подтверждается письмом Минфина России от 16.03.2023 № 24-07-08/22356.

На основании изложенного, довод Заказчика о правомерности включения в документацию условий о возможности участии в Закупке коллективных участников не находит своего подтверждения.

Таким образом, Комиссия также признает данный довод жалобы обоснованным.

В свою очередь, Законом о закупках установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг именно в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

В этой связи, резюмируя вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что установление вышеуказанных требований нарушает пункт 2 части 1, части 6 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4, части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках.

Относительно доводов о неправомерном установлении возможности досрочного оказания услуг и порядка оценки заявок по критерию «Квалификация участника закупки, в том числе - опыт работы, связанный с предметом договора» Комиссия отмечает следующее.

Пунктом 3.2 проекта договора установлено, что исполнитель вправе досрочно оказать услуги по согласованию с Заказчиком.

В своей жалобе Заявитель указывает, что техническим заданием предусмотрено ежедневное, ежемесячное, ежеквартальное и полугодовое оказание услуг и, в том числе, аварийно-техническое обслуживание оборудования.

Таким образом, по мнению Заявителя, услуги, включенные в объект Закупки должны оказываться исполнителем в полной мере весь срок оказания услуг, предусмотренный извещением, и не могут быть оказаны досрочно.

Комиссия оценивает позицию Заявителя критически ввиду следующего.

Указанное требование относится к исполнителю по договору, то есть, не может служить основанием для отклонения заявки на этапе рассмотрения заявок.

Более того, данное требование устанавливает возможность досрочного оказания услуг по согласованию с Заказчиком.

То есть, в силу буквального толкования данный пункт является правом, а не обязанностью исполнителя.

В силу части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

То есть, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказника в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Проанализировав заявленный довод, Комиссия отмечает, что в жалобе Заявителя не указаны обжалуемые действия (бездействие) Заказчика, нарушающие действующее законодательство Российской Федерации, а также отсутствуют ссылки на положения действующего законодательства Российской Федерации, которые, по мнению Заявителя, были нарушены Заказчиком, равно как не приведено указаний в чем именно выразилось нарушение в действиях Заказчика.

В рассматриваемом случае Комиссия не усматривает невозможность исполнения обязательств, поскольку Заявитель жалобы на заседании Комиссии не представил доказательств ограничения конкуренции и избыточности установленного требования.

Иных действительных доказательств, свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о закупках, ограничениях конкуренции и предоставления преимущества конкретному хозяйствующему субъекту, Заявителем не представлено.

В связи с чем, данный довод Заявителя не находит своего фактического подтверждения и признается Комиссией необоснованным.

Как было ранее установлено, согласно пункту 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В закупочной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме, их содержание и значимость.

1. Цена договора.

2. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.

3. Квалификация участника закупки, в том числе

- опыт работы, связанный с предметом договора;

- трудовые ресурсы.

 

3.Квалификация участника закупки, в том числе

Предмет оценки: предложение участника о квалификации.

Рейтинг Предложения по критерию оценки равен сумме оценок в баллах, полученных участником по результатам оценки по показателям данного критерия оценки, с учетом коэффициента значимости критерия оценки

- опыт работы, связанный с предметом договора (коэффициент значимости показателя 0,2)

Содержание показателя: оценивается предложение участника об объеме исполненных участником договоров сопоставимого характера и объема, которые были заключены в соответствии с федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в период 2019-2022 гг. и исполнены без нарушений сроков и иных нарушений условий договора по вине участника.

Договорами сопоставимого характера и объема будут считаться договоры на оказание услуг по техническому обслуживанию инженерных систем, общая сумма по таким договорам, в совокупности, должна быть не менее 50% от Н(М)ЦД, а цена каждого приложенного договора должна быть не менее 2 млн.руб.

Участником в составе предложения по данному показателю представляются «Сводные сведения о наличии опыта по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» (Приложение №2 к документации), содержащие данные о номере договора, дате заключения, предмете, сумме договора, дате исполнения договора. Предоставленные сведения подтверждаются копиями договоров, копиями актов выполненных работ (оказанных услуг) по договорам, указанным в сводных сведениях, содержащие данные о полном исполнении договора, предмете договора и объеме (в руб.) по выполненным работам. В случае если договор исполнен на сумму отличную от указанной в договоре, необходимо прикладывать документы, подтверждающие увеличение/уменьшение цены договора и/или объема оказанных услуг, выполненных работ. Прикладывать необходимо копии всех страниц договора и акта. Если договор подписывался при помощи ЭЦП, то приложить подтверждение о подписании.

При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.

Непредоставление в составе заявки на участие в закупке таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки.

Порядок оценки:

При оценке учитываются договоры, выполненные на 100%.

Нулевой рейтинг по показателю будет присвоен:

- заявке участника закупки, которая не содержит «Сводные сведения о наличии опыта по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема», либо такие сводные сведения, содержат не все требуемые данные, указанные в показателе;

- заявке участника закупки, который не имеет успешного опыта выполнения работ сопоставимого характера или объем исполненных договоров которого менее 50% от Н(М)ЦД, а также который не предоставил, подтверждающие документы (договоры и акты) или предоставил их в ненадлежащем виде.

Далее баллы присваиваются в зависимости от общей суммы приложенных договоров, в совокупности, удовлетворяющих вышеуказанным условиям:

- от 4 597 372,28 до 7 000 000,00 руб. – 25 баллов;

- от 7 000 000,01 до 9 200 000,00 руб. – 50 баллов;

- от 9 200 000,01 руб. и более – 100 баллов.

Рейтинг заявок по показателю «Опыт работы, связанный с предметом договора» определяется по формуле:

НЦБi = Кi*КЗ, где:

Кi – количество баллов, присуждаемых предложению участника закупки, заявка которого оценивается;

КЗ – коэффициент значимости показателя

 

Заявитель указывает, что данный показатель ограничивает конкуренцию, поскольку к оценке не будут приниматься договоры, заключенные и исполненные в 2023 году.

Также в оценку не будут включены работы по текущему ремонту, которые, по мнению Заявителя, являются сопоставимым опытом.

В свою очередь, Комиссия, проанализировав оспариваемый показатель, отмечает, что непредоставление в составе заявки на участие в Закупке таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в Закупке, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться только те сведения, заявленные участниками Закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в Закупке.

Соответственно, исходя из положений закупочной документации, отсутствие данных документов у потенциального участника Закупки не препятствует возможности подачи заявки, а непредоставление указанных документов, не является основанием для отклонения заявки такого участника.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что такой порядок оценки позволяет Заказчику выявить наиболее опытного из участников, подавших заявки на участие в Закупке, что также направлено на минимизацию рисков Заказчика, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора победителем оспариваемой Закупки.

В пункте 32 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 3, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 10.11.2021 указано, что Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Таким образом, Заказчик формирует закупочную процедуру в соответствии с собственными потребностями, устанавливая наиболее подходящие для него требования к порядку выполнения работ, при условии, что такие требования не приводят к ограничению конкуренции.

Также согласно пункту 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно. Направленные на обеспечение потребностей отдельных видов юридических лиц в товарах, работах и услугах отношения, регулируемые Законом о Закупках, имеют целью повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг (ст. 1 Закона о закупках).

Целесообразность введения повышенных требований к участникам, включая требования к опыту и квалификации, не может выступать в качестве самостоятельного предмета оценки в отрыве от названных выше обстоятельств, если только не будет доказано, что в конкретном случае цели обеспечения неравноправного участия хозяйствующих субъектов в закупке превалировали над целями эффективной хозяйственной деятельности заказчика.

Вместе с тем субъективное, не основанное на конкретных нормах права представление Заявителя о возможных, по его мнению, иных критериях и порядке оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке само по себе не указывает на нарушение заказчиком приведенных норм и не может с учетом целей Закона о Закупках придавать другое истолкование таким нормам.

При этом Заявителем не представлено обоснования, что оспариваемый порядок оценки влечет неравный подход к участникам Закупки, предоставляет преимущества конкретному хозяйствующему субъекту.

Также по смыслу пункта 1 статьи 1 Закона о закупках, в торгах участвуют лишь те претенденты, которые могут своевременно и полно удовлетворить потребности заказчика в товарах, работах услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности. Вместе с тем, Комиссия отмечает, что оспариваемое требование не является квалификационным требованием, а установлено исключительно в рамках оценки заявок в целях выявления лучших условий исполнения договора.

Соответственно, с учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы в указанной части.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Таким образом, на основе всестороннего исследования, оценки конкретных фактических обстоятельств, установленных на заседании и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании жалобы частично обоснованной и выдаче обязательного для исполнения предписания для устранения выявленных нарушений.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу «...» на действия ГАУ «НИАЦ» (ИНН: 7710917860, ОГРН: 1127746596922) при проведении Закупки частично обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4, части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны