Решение б/н решение от 9 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

По списку рассылки

 

РЕШЕНИЕ
по делу № 077/05/5-509/2024

 

«16» мая 2024 года                                                           

        г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в составе:

председателя Комиссии: <…>,

членов Комиссии: <…>, <…>,

рассмотрев дело № 077/05/5-509/2024, возбужденное в отношении АО «Альфа-Банк» (ОГРН 1027700067328, ИНН 7728168971) по признакам нарушения пункта 1 части 2, пункта 1 части 3, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) при распространении:

1) 01.07.2023, 26.09.2023 на телеканале «ТНТ4», 10.09.2023 на телеканале «ТНТ» рекламы АО «Альфа-Банк» следующего содержания: «Самая заметная кредитная карта, год без процентов в Альфа-Банке»,

2) 27.08.2023 на телеканале «Пятница» рекламы АО «Альфа-Банк» следующего содержания: «Сложно не заметить легендарную кредитную карту Альфа-Банка с новыми преимуществами. Закажите кредитную карту год без % (процентов)…»,

в отсутствие АО «Альфа-Банк» (уведомленного надлежащим образом согласно почтовому идентификатору), АО «ТНТ-Телесеть» (уведомленного надлежащим образом согласно почтовому идентификатору), ООО «Газпром-Медиа» (уведомленного надлежащим образом согласно почтовому идентификатору), ООО «НРА» (уведомленного надлежащим образом согласно),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 077/05/5-509/2024 возбуждено в отношении АО «Альфа-Банк» на основании заявлений физических лиц и материалов по факту распространения:

1) 01.07.2023, 26.09.2023 на телеканале «ТНТ4», 10.09.2023 на телеканале «ТНТ» рекламы АО «Альфа-Банк» следующего содержания: «Самая заметная кредитная карта, год без процентов в Альфа-Банке»,

2) 27.08.2023 на телеканале «Пятница» рекламы АО «Альфа-Банк» следующего содержания: «Сложно не заметить легендарную кредитную карту Альфа-Банка с новыми преимуществами. Закажите кредитную карту год без % (процентов)…».

Распространение указанной рекламы подтверждается видеороликом спорной рекламы и эфирными справками, представленными АО «ТНТ-Телесеть», ООО «Телекомпания Пятница».

Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Из содержания рассматриваемой рекламы следует, что объектом рекламирования выступает кредитная карта АО «Альфа-Банк».

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Установлено, что спорная реклама не содержит сноски с обоснованием, почему кредитная карта «Альфа-Банка» является самой заметной.

В связи с тем, что в Законе о рекламе отсутствует определение некорректного сравнения Комиссия по аналогии закона руководствуется определением некорректного сравнения, закрепленным в Федеральном законе от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с положениями статьи 14.3 Закона о защите конкуренции, некорректным сравнением является сравнение хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе сравнение с другим хозяйствующим субъектомконкурентом и (или) его товаром путем использования слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный», иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Из содержания спорной рекламы следует, что по кредитной карте АО «Альфа-Банк» год не начисляются проценты.

Реклама «Самая заметная кредитная карта, год без процентов в Альфа-Банке» не раскрывает тезис «год без процентов», в сноске указывается исключительно стоимость годового обслуживания.

Реклама «Сложно не заметить легендарную кредитную карту Альфа-Банка с новыми преимуществами. Закажите кредитную карту год без % (процентов)…» не раскрывает тезис «год без процентов», в сноске указаны только диапазоны процентной ставки и ПСК, лимит кредитования и снятия наличных, стоимость годового обслуживания.

Вместе с тем Комиссией установлено, что согласно полным условиям, размещенным на официальном сайте АО «Альфа-Банк», годовой беспроцентный период распространяется исключительно на покупки, совершенные в течение 30 дней с даты заключения договора, в то время как на покупки, совершенные с 31 дня, действует сокращенный беспроцентный период, а именно 60 дней.

Таким образом отсутствие какого-либо обоснования относительно предлагаемого АО «Альфа-Банк» беспроцентного периода может искажать представление об объекте рекламирования без возможности объективно оценить его свойства.

На основании изложенного при распространении указанной рекламы усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2, пункта 1 части 3, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 3, частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

В силу пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с документами и материалами, представленными АО «Альфа-Банк», рекламодателем и рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы является АО «Альфа-Банк».

На основании изложенного АО «Альфа-Банк» является рекламодателем рекламы, обратного в материалы дела не представлено, сторонами не оспаривается.

Таким образом, Комиссией Московского УФАС России в действиях АО «Альфа-Банк» установлено нарушение пункта 1 части 2, пункта 1 части 3, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 при распространении:

1) 01.07.2023, 26.09.2023 на телеканале «ТНТ4», 10.09.2023 на телеканале «ТНТ» рекламы АО «Альфа-Банк» следующего содержания: «Самая заметная кредитная карта, год без процентов в Альфа-Банке»,

2) 27.08.2023 на телеканале «Пятница» рекламы АО «Альфа-Банк» следующего содержания: «Сложно не заметить легендарную кредитную карту Альфа-Банка с новыми преимуществами. Закажите кредитную карту год без % (процентов)…».

Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года № 1922 (далее – Правила), при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

Также в дело не представлено документальных доказательств невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении договоров, гражданско-правовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых рассматриваемая реклама размещалась.

Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.

На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи АО «Альфа-Банк» предписания о прекращении (недопущении дальнейшего) нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно размещения (распространения) рекламы, нарушающей положения Закона о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать АО «Альфа-Банк» нарушившим пункт 1 части 2, пункт 1 части 3, часть 7 статьи 5, пункт 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе при распространении:

1) 01.07.2023, 26.09.2023 на телеканале «ТНТ4», 10.09.2023 на телеканале «ТНТ» рекламы АО «Альфа-Банк» следующего содержания: «Самая заметная кредитная карта, год без процентов в Альфа-Банке»,

2) 27.08.2023 на телеканале «Пятница» рекламы АО «Альфа-Банк» следующего содержания: «Сложно не заметить легендарную кредитную карту Альфа-Банка с новыми преимуществами. Закажите кредитную карту год без % (процентов)…».

2. Выдать АО «Альфа-Банк» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Московского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

<…>

Члены Комиссии:

 

<…>

 

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны