Решение б/н по делу № 077/07/00-1964/2020 о нарушении процедуры торгов и... от 17 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «УралПромСталь»

455037, Челябинская область, г. Магнитогорск, пр. Ленина, дом 89, офис 610

 

АО «ТД РЖД»

111033, г. Москва, улица Волчаевская, двлд. 5, корпус 3

 

 

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

Большой Саввинский пер., 12, с 9, Москва, 119435

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-1964/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

  

10.02.2020    

  г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

рассмотрев жалобу ООО «УралПромСталь» (далее - заявитель) на действия АО «ТД РЖД» (далее - заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей грузовых вагонов (реестровый № 31908709530, лот № 3),

в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.

Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Действия (бездействие) заказчиков, комиссии по осуществлению закупок по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4 - 6 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках отдельными юридическими лицами), обжалуются в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 пункту 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в административном порядке осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

 В свою очередь, Законом о закупках провозглашены принципы, которым должны соответствовать действия заказчика при проведении конкурентной процедуры в порядке регулирования указанного закона. К таковым относятся принцип информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Отклонение заявки участника закупки без законных на то оснований, свидетельствует о несоблюдении заказчиком требований ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, в связи с чем рассматриваемая жалоба заявителя попадает под основания, предусмотренные ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, и подлежит рассмотрению антимонопольным органом в административном порядке.

Заявитель в жалобе не согласен с действиями заказчика по отклонению его заявки от участия в торгах.

Комиссия Управления, рассмотрев жалобу заявителя, приняла решение о признании ее обоснованной.

Как следует из материалов дела, заказчиком в единой информационной системе закупок опубликовал извещение о проведении закупки.

24 декабря 2019 г. в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) размещено извещение № 31908709530 о проведении АО «ТД РЖД» Закупки.

В процессе организации и проведения Закупки Заказчик руководствовался Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «ТД РЖД», утвержденным решением совета директоров АО «ТД РЖД» протоколом от 30.09.2019 № 12-2019 (далее — Положение о закупке), а также приложением к извещению о проведении Закупки (далее — Документация).

Заявитель ссылается на то, что Заказчиком нарушен Закон о закупке посредством установления требований к товару одного производителя, а также заявитель не согласен с отклонением его заявки от участия в закупочной процедуре.

Согласно части 1 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам товара, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам товара, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Пунктом 3.7.3.4 Документации установлено, что участник аукциона не допускается к участию в аукционе в случаях, если техническое предложение не соответствует требованиям аукционной документации.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок участников закупки от 20.01.2020 по итогам рассмотрения экспертной группой заявок участников, представленных для участия в открытом аукционе № А-132/19 по лоту № 3, установлено, что заявка заявителя отклонена (с номером заявки 6928) на основании подпункта 3.7.3.4 в связи с несоответствием технического предложения требованиям пункта 3.7.3 документации о закупке. Технические характеристики предложенного участником товара не соответствуют требованиям к товару, изложенным в техническом задании приложения № 1.1 к аукционной документации.

Так, согласно требованиям технического задания по лоту № 3 «высота пружины в свободном состоянии должна быть 259 +-2. В свою очередь, согласно представленному техническому предложению Заявитель, предложил товар с другими характеристиками, а именно «высота пружины в свободном состоянии 259 +6/-3 мм».

Также в протоколе указано, что в нарушение пунктов 3.17.2, 3.17.4 Заявитель не указал характеристики предлагаемого товара, а именно:

предел выносливости;

предел прочности на поверхности;

предел прочности в сердцевине;

твердость на поверхности;

твердость в сердцевине;

разброс высот пружин в свободном состоянии.

Пунктом 3.17.2 Документации, предусмотрено, что техническое предложение должно содержать все показатели и характеристики товаров, указанные в техническом задании аукционной документации.

Согласно пункту 3.17.4 Документации если участником аукциона предлагается эквивалентный товар, участник в техническом предложении должен указать по каждому наименованию эквивалентного товара марку (при наличии), модель, название, производителя, конкретные характеристики и их значения, соответствующие требованиям документации. В случае непредставления указанной информации товар не будет рассматриваться как эквивалентный.

Заявитель в жалобе указывает, что аукционной документацией по лоту № 3 по позициям «пружина внутренняя для тележки грузовых вагонов (чертеж 57830.007-1) и пружина наружная для тележки грузовых вагонов (чертеж 578.30.006-1)» предусмотрена возможность предложения эквивалента и установлены параметры для определения соответствия поставляемого эквивалентного товара - требования, указанные в разделе «Технические и функциональные характеристики товара». Кроме того, техническое задание содержит ссылку на нормативный документ, согласно которому установлены технические требования — ГОСТ 1452-2011.

Заявителем была подана заявка с предложением эквивалента - пружина внутренняя для тележки грузовых вагонов (чертеж 555.30.002-0) и пружина наружная для тележки грузовых вагонов (чертеж 555.30.001-0). Также заявитель указывает, что соответствие техническим требованиям Заказчика и ГОСТу 1452-2011 подтверждается сертификатом соответствия РС ФЖТ, информационным письмом Проектно-конструкторского бюро № 22178/ПКБЦВ от 30.12.2019 «О применяемости пружин», письмом ООО «Уральское конструкторское бюро вагоностроения» (конструктор и держатель лицензии тележки грузовых вагонов) № 250-151/0269 от 27.12.2019.

В свою очередь, Комиссия отмечает, что заявитель в случае, если полагал, что предлагаемый им товар-эквивалент имеет иные характеристики, отличные от требований документации, но своим функциональным характеристикам не отличающимся от необходимых заказчику, вправе был оспаривать параметры эквивалентности, установленные заказчиком в документации до окончания срока подачи заявок в антимонопольный орган.   Однако такие параметры не были им оспорены, в связи с чем Комиссия Управления лишена возможности определения эквивалентности товара, предложенного заявителем в составе заявки требованиям документации и положениям ГОСТа, поскольку часть 1 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках представляет заказчику право установить требования в документации к характеристикам закупаемого им товара, отличающиеся от ГОСТа, в отсутствие ограничения конкуренции при должном обосновании на стадии оспаривания документации.

В свою очередь, в настоящем случае усматривается, что предлагаемый товар не соответствует требованиям документации при его возможном соответствии ГОСТу. В свою очередь, часть параметров и вовсе не была заполнена заявителем, что лишает как заказчика, так и Комиссию сделать вывод о соответствии товара потребности заказчика.

Заявитель, направив заявку от 16.01.2020 на участие в Закупке, подтвердил свое согласие с техническими требованиями к товару, установленными Документацией. Такие действия свидетельствуют о том, что Заявитель признавал соответствие положениям Закона о закупках требований Документации, в том числе в отношении технических характеристик, предъявляемых к товару.

При таких обстоятельствах оспариваемые Заявителем положения Документации, которые, по его мнению, ограничивают конкуренцию, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок, а именно не позднее 10:00 17.01.2020.

В противном случае реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с действующими условиями Документации.

Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Обжалование Заявителем положений Документации после окончания срока подачи заявок свидетельствует о злоупотреблении своим правом на обжалование процедуры.

Указанная позиция подтверждается судебной практикой. Так, в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 16.10.2019 по делу № A40-26097/2019 указано, что участники закупки вправе оспорить положения документации до окончания срока подачи заявок, поскольку иное означало бы нарушение принципа равенства участников гражданских правоотношений (ч. 1 ст. 1 ГК РФ). При этом предоставление участникам закупок права оспаривать положения документации после окончания срока подачи заявок, а также после отклонения заявок, свидетельствовало бы о предоставлении таким участникам необоснованных и незаконных преимуществ, что нарушало бы права заказчиков и явно не соответствовало бы балансу частных и публичных интересов (на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П) и принципу стабильности публичных правоотношений, а также принципу добросовестной реализации прав и законных интересов (ч. З ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (ч. 4 ст. 1 ГК РФ), недопустимости злоупотребления правом (ч. 1 ст. 10 ГК РФ).

На основании изложенного, Комиссия Управления признает жалобу заявителя необоснованной, а  в части оспаривания положений документации – без рассмотрения, и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «УралПромСталь» (ИНН 7446039590) на действия АО «ТД РЖД» (ОГРН 1027700066041) при проведении закупки необоснованной, в части оспаривания положений документации – без рассмотрения.
  2. Снять ограничение с закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 05.02.2020 № ПО/5449/20.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны