Решение б/н б/а от 5 мая 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-6122/2022 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
04.05.2022 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<.....>,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ГБУ «Мосветобъединение»,
в отсутствие представителей ООО «Партнер-Агро Спб», извещенных надлежащим образом письмами Московского УФАС России от 19.04.2022 № НП/21697/22, от 26.04.2022 № НП/23017/22, 28.04.2022 № НП/23671/22,
рассмотрев жалобу ООО «Партнер-Агро СПб» (далее - Заявитель) на действия ГБУ «Мосветобъединение» (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку офтальмологического оборудования для нужд ГБУ «Мосветобъединение» в 2022 году (реестровый № 32211257745) (далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.
Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.
Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.
Заявлений о невозможности подключения к сеансу в назначенное время, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от Заявителя, которому направлялось уведомление о переносе рассмотрения жалобы в Управление не поступало.
Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие представителей Заявителя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
Согласно доводам жалобы, техническим характеристикам, установленным в конкурсной документации соответствует товар единственного производителя, что приводит к ограничению конкуренции.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно пункту 1 части 6.1. статьи 3 Закона о закупках в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
Требованиями части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Комиссией установлено, что 25.03.2022 Заказчик на сайте Единой электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку офтальмологического оборудования для нужд ГБУ «Мосветобъединение» в 2022 году (реестровый № 32211257745) (далее – аукцион, процедура).
В соответствии с пунктом 12 Информационной карты требования, установленные заказчиком к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы установлены в соответствии с Техническим заданием.
Так, пунктом 2.2 Технического задания установлены следующие характеристики поставляемого товара:
Наименование |
Ед. изм. |
Кол-во |
Панорамный офтальмоскоп |
шт |
6 |
Характеристики |
Тип |
Прямой |
Тип освещения |
Лампа галогенная
|
Защита оптики |
Наличие (пылезащитная оптика)
|
Линзы |
Не менее 28 шт (в единой обойме)
|
Диоптрии |
от - 20 до + 20 дптр
|
Поле зрения |
Не менее 25° |
Фильтры |
- без красного |
Диафрагмы |
- малая, -средняя, - большая, - щелевая, - полукруг.
|
Резиновый упор врача |
Наличие |
Наглазник пациента |
Съемный |
Габаритные размеры |
не более 130x36x55 мм |
Вес |
не более 230 г |
Материал |
Корпус - прочная циклоидная пластмасса, Разъем для соединения с рукояткой - нержавеющая сталь. |
Рукоятка перезаряжаемая |
Наличие |
Тип аккумулятора |
Ионно-литиевый, 3,5 В |
Зарядное устройство типа подстаканник |
Наличие
|
Адаптер для подключения к сети |
Наличие
|
Индикатор заряда батареи |
Наличие
|
Регулировка мощности освещения |
Реостат на корпусе рукоятки с кнопкой.
|
Чехол жесткий на молнии для размещения всех приборов. |
Наличие |
Наименование |
Ед. изм. |
Кол-во |
Тонометр |
шт |
5 |
Характеристики |
Назначение |
Тонометр используется для измерения внутриглазного давления |
Настройки на 4 вида животных |
Наличие |
Возможность установки автоопределяемой последовательности измерений
|
Наличие |
Наконечник |
Одноразовый для избегания занесения инфекции |
Двойной звуковой сигнал после неправильного измерения
|
Наличие |
Одинарный звуковой сигнал после удачного измерения
|
Наличие |
Диапазон измерений |
1 – 99 мм.рт.ст. |
Предел допускаемой погрешности измерения в диапазоне |
не более: 2% (5-30 мм.рт.ст.), 10% (30-80 мм.рт.ст.). |
Вес |
|
Габариты (ШхВхД) |
в диапазоне (24 -29) мм х (35 -95) мм х 215 мм |
Комплектация |
|
Заявитель ссылается на то, что представленные в Техническом задании технические характеристики к товару «Тонометр» составлены таким образом, что под описание подходит единственная модель товара, а именно Ветеринарный тонометр для измерения ВГД TonoVet, производства Финляндия.
Также под технические характеристики к товару «Панорамный офтальмоскоп» подходит модель Panoptic производства США.
При этом Заявитель указывает, что на рынке представлено достаточное количество офтальмологического оборудования, а именно – Тонометр для измерения ВГД и Панорамный офтальмоскоп, которые выполняют основные функциональные характеристики необходимые заказчику, однако характеристики Товаров составлены таким образом, что альтернативные товары ограничены к поставке за счет совокупности указанных характеристик Заказчиком.
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что технические характеристики к оборудованию установлены для наиболее качественного и эффективного использования в работе, постольку технические характеристики ранее используемого Заказчиком оборудования не соответствуют таким требованиям.
В свою очередь, Комиссией принято решение о переносе рассмотрения жалобы для предоставления Заказчиком дополнительных доказательств, подтверждающих необходимость закупки оборудования с техническими характеристиками, представленными в Закупочной документации.
Так, Заказчиком в материалы дела была представлена сравнительная характеристика требуемого к поставке товара и уже используемого Заказчиком оборудования, согласно которой Заказчиком использовалось оборудование «Офтальмоскоп ВETA 200 HEINE» со следующими техническими характеристиками:
Тип |
Прямой |
Тип освещения |
лампа ксенон-галогеновая тип XHL 2,5В |
Защита оптики |
наличие |
Линзы |
количество корригирующих линз: 1 |
Диоптрии |
от -35 до +40 дпрт |
Поле зрения |
|
Фильтры |
кобальтовый голубой, бескрасный |
Диафрагмы |
точка, средняя апертура, большая апертура, голубой фильтр, фиксационная звезда с полярными координатами, фиксационная звезда |
Резиновый упор врача |
отсутствие |
Наглазник пациента |
нет |
Габаритные размеры |
|
Вес |
600 гр. |
Материал |
алюминий |
Рукоятка перезаряжаемая |
нет |
Тип аккумулятора |
нет, батарейного типа |
Зарядное устройство типа подстаканник |
нет |
Адаптер для подключения к сети |
наличие |
Индикатор заряда батареи |
нет |
Регулировка мощности освещения |
нет |
Чехол жесткий на молнии для размещения всех приборов. |
наличие |
Заказчик пояснил, что используемое ранее оборудование - «Офтальмоскоп ВETA 200 HEINE» содержит ряд недостатков в использовании, а именно:
1. Неудобно одновременно держать в руках и фиксировать животное;
2. Обследование происходит на близком расстоянии (травмоопасно);
3. Отсутствует осмотр трудодоступных частей глаза и его дна.
Вместе с тем Заказчиком представлены дополнительные характеристики закупаемого оборудования:
1. Увеличенное в пять раз, по сравнению со стандартным значением, поле обзора благодаря технологии Axial Point Source;
2. Модель оснащена кобальтовым фильтром и линзой для осмотра роговицы. С помощью данной опции можно своевременно выявить истончение роговицы и обнаружить инородное тело;
3. Отсутствие бликов и блуждающих лучей;
4. Плавная и более точная настройка в пределах -20/+20 дптр;
5. Специальный мягкий регулируемый наглазник позволяет выбрать оптимальный угол обзора;
6. Совместимость со всеми стандартными источниками питания на 3,5 В;
7. Возможность подключения смартфона при использовании адаптера;
8. Данная технология позволяет диагностировать изменение в сосудах глазного дна при сахарном диабете на ранних стадиях. С помощью данного прибора выявляются такие заболевания, как диабетическая и гипертоническая ретинопатия, глаукома, отек диска зрительного нерва;
9. Разделение лучей освещения и наблюдения при помощи асферической оптической системы устраняет роговичный и зрачковый рефлексы;
10. Пылезащищенный корпус - не требует обслуживания;
11. Эргономичный дизайн. Можно управлять одной рукой;
12. Полный обзор гарантируется даже при маленьком зрачке. фиксационно-измерительная сетка (звезда с полярными координатами); Углубленное, многослойное смотровое окно - возможность избежать рассеивания света;
13. Осмотр без корнеального и роговичного рефлекса;
15. Диапазон линз дает хорошие результаты даже с высокими нарушениями рефракции. Рефракции линз насадки для прямой офтальмоскопии, дптр;
16. Использование современного аккумулятора сохраняет работоспособность прибора в течение длительного времени — до 4-х часов непрерывной работы.
Также Заказчиком представлены технические характеристики используемого оборудования - «Тонометр Zoomed BPM-2»:
Назначение |
тонометр используется для измерения внутриглазного давления |
Настройки на 4 вида животных |
нет |
Возможность установки автоопределяемой последовательности измерений
|
нет |
Наконечник |
наличие |
Двойной звуковой сигнал после неправильного измерения
|
наличие |
Одинарный звуковой сигнал после удачного измерения
|
наличие |
Диапазон измерений |
5-60 мм рт.ст. |
Предел допускаемой погрешности измерения в диапазоне |
Точность измерений: ± 30 мм рт. ст. |
Вес |
1350 г |
Габариты (ШхВхД) |
178*146*168 мм |
Комплектация |
Батареи типа АА - 4 шт. Наконечники (зонды) - 5 шт. в коробке |
Заказчик пояснил, что используемое ранее оборудование - «Тонометр Zoomed BPM-2» содержит ряд недостатков в использовании, а именно:
1.Необходима анестезия во время манипуляций;
2. Отсутствует возможность использования у лошадей и кроликов (предназначен только для использования у кошек и собак);
3. Отсутствие корректора позиционирования;
4. Диапозон измерений значительно меньше;
5. Возможность установки автоопределяемой последовательности измерений отсутствует;
6. Погрешность измерений выше.
Вместе с тем Заказчиком представлены дополнительные характеристики закупаемого оборудования:
режим измерений: ручной , автоматический;
Дисплей: цветной, интерактивный;
метод измерения: контактный, рикошетный;
анестезия: не требуется.
Следовательно, технические характеристики закупаемого оборудования позволяют быстро и безболезненно проводить диагностические процедуры без риска для жизни животного, в отличие от закупленного ранее оборудования.
Таким образом, Заказчик при установлении требований к закупаемому оборудованию исходил из собственной потребности.
Кроме того, Заявитель на заседания Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих, что технические характеристики закупаемого товара сводятся к единственному производителю не предоставил, равно как и не представил доказательств, что на рынке существует оборудование, выполняющие функции требуемые Заказчику.
На основании изложенного, доводы Заявителя признаются Комиссией необоснованными.
В свою очередь Комиссия отмечает, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).
Одной из целей Закона о закупках является удовлетворение потребностей заказчиков в удовлетворении нужд в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).
Согласно требованиям части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Из приведенных норм права в их взаимосвязи следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
При этом Закон о закупках не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми и необходимыми для выполнения соответствующих функций, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что указание Заказчиком в Закупочной документации оспариваемых Заявителем требований обусловлены его потребностями.
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу, что установленные Заказчиком в закупочной документации требования не могут рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Действительных доказательств нарушения прав оспариваемым требованием, Заявителем Комиссии не представлено.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Партнер-Агро СПб» (ИНН: 7820059050; ОГРН: 1177847365376) на действия ГБУ «Мосветобъединение» (ИНН: 7708006274; ОГРН: 1037700008928) при проведении Закупки необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные письмами Московского УФАС России от 19.04.2022 № НП/21697/22, от 26.04.2022 № НП/23017/22, 28.04.2022 № НП/23671/22.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.