Решение №ПО/18991/20 РЕШЕНИЕ по делу № 077/05/24-1664/2020 от 8 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ООО «Императив Медиа»

 

Дмитрия Ульянова ул., д. 31,

пом XL VI, комн. 13, эт. 2,

г. Москва, 117447

 

info@imperativemedia.ru

 

АО «Босналек»

 

Саввинская наб., д. 11,

г. Москва, 119435

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/05/24-1664/2020

 

    г.  Москва

Резолютивная часть решения оглашена «06» марта 2020 г.

В полном объеме решение изготовлено «___» апреля 2020 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве  по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее — Комиссия Московского УФАС России) в составе:

председателя Комиссии – <…>,

членов Комиссии – <…>, <…>, <…>,

рассмотрев дело № 077/05/24-1664/2020 по признакам нарушения                     АО «Босналек» (Босния и Герцеговина) (адрес: Саввинская наб., д. 11,                               г. Москва, 119435) пункта 8 части 1 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38‑ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе),

в присутствии представителей: АО «Босналек» в лице <…>; ООО «Императив Медиа» в лице <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 077/05/24-1664/2020 возбуждено Московским УФАС России в отношении АО «Босналек»  на основании заявления физического лица и материалов по факту распространения рекламы лекарственного средства «Лизобакт», размещенной на странице 75 выпуска журнала «Вестник Победы» за ноябрь 2019.

Факт размещения рассматриваемой рекламы в журнале «Вестник Победы» не отрицается лицами, участвующими в деле, подтверждается копиями страниц журналов, на которых размещена спорная реклама, а также сведениями, представленными ООО «Императив Медиа».

На заседании Комиссии 06.03.2020 представителем ООО «Императив Медиа» заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью ознакомиться с материалами дела. Между тем Комиссия Московского УФАС России не находит оснований для удовлетворения данного ходатайства в связи со следующим.

          Ознакомление с материалами дел, находящимися в производстве Московского УФАС России, происходит в соответствии с Порядком ознакомления с материалами дела в Московском УФАС России, утвержденным приказом Московского УФАС России от 14.02.2019 № 29 (далее — Порядок ознакомления), который размещен в открытом доступе на официальном сайте Управления по адресу: https://moscow.fas.gov.ru/page/6184.

          Согласно пункту 1.5 Порядка ознакомления Заявление (ходатайство) об ознакомлении с материалами дела должно содержать: наименование органа, в который оно подается; наименование лица, подающего ходатайство, место его нахождения и процессуальное положение в деле, а если ходатайство подается гражданином - его фамилия, имя, отчество, место жительства и процессуальное положение в деле; контактную информацию представителя для оперативной связи (номера телефона, факса, адрес электронной почты и т.п.); номер дела; в случае необходимости срочного (в день подачи ходатайства) ознакомления с материалами дела должна быть указана мотивировка.

          В свою очередь установлено, что ранее поданное ООО «Императив Медиа» ходатайство об ознакомлении с материалами дела, поступившее в Московское УФАС России 18.02.2020 (вх. № 9100/20), не содержало в себе каких-либо контактных данных для оперативной связи, в том числе номера телефона, факса, адрес электронной почты и т. п. Также ООО «Императив Медиа» не была приведена мотивировка необходимости срочного ознакомления с материалами дела.

          В соответствии с 1.12 Порядка ознакомления информацию о времени ознакомления заинтересованное лицо может узнать у исполнителя по делу, связавшись с ним по телефону, указанному в сопроводительном письме, которым было направлено определение о назначении дела, рассматриваемого в рамках компетенции антимонопольного органа.

          Установлено, что в период с момента поступления ходатайства ООО «Императив Медиа» до начала рассмотрения дела на заседании Комиссии, назначенной на 06.03.2020 в 13 часов 10 минут, Обществом, его уполномоченными представителями, не совершались какие-либо действия, направленные на получение информации о дате и времени возможного ознакомления с делом, в том числе попытки связаться с исполнителем по делу, контактный номер которого содержался в определении о возбуждении дела, направленное ООО «Императив Медиа» в установленном порядке.

          Обязанность антимонопольного органа в самостоятельном совершении каик-либо действий, направленных на сообщение лицу, заявившему ходатайство об ознакомлении с материалами дела, не предусмотрено Порядком ознакомления. Более того в настоящем случае такая возможность вовсе отсутствовала ввиду неуказания ООО «Императив Медиа» в самом ходатайстве каких-либо контактных данных, кроме почтового адреса.

          Вышеуказанные обстоятельства ООО «Императив Медиа» не опровергаются и прямо подтверждены его уполномоченным представителем в процессе рассмотрения дела.

          Таким образом, пассивное поведение ООО «Императив Медиа», а также повторное заявление ходатайства об ознакомлении дела непосредственно на заседании Комиссии расценивается Комиссией Московского УФАС России исключительно как злоупотребление правом со стороны Общества и направлено на затягивание процесса рассмотрения дела по существу.

          На основании изложенного Комиссией принято решение об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного ООО «Императив Медиа» ходатайства в контексте именно отложения заседания Комиссии ввиду того, что какие-либо процессуальные основания для подобного затягивания процедуры административного рассмотрения отсутствуют. При этом Общество не лишено возможности ознакомления с материалами дела в любое иное время с соблюдением вышепоименованной процедуры.

Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, выслушав доводы представителей сторон по делу, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации как предназначенность для неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

В рассматриваемом случае реклама распространялась в журнале «Вестник Победы» за ноябрь 2019 года.

Журнал «Вестник Победы» зарегистрирован в качестве печатного средства массовой информации (свидетельство № ПИ № ФС 77 - 60156 от 17.12.2014), территориями распространения которого является вся территория Российской Федерации и зарубежные страны.

Следовательно, установлено, что журнал, в котором распространялась спорная реклама, является общедоступным для неопределенного круга лиц потребителей рекламы. Каких-либо ограничений по территории распространения и кругу лиц-потребителей рекламы, Комиссией Московского УФАС России не установлено.  

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В настоящем случае объектом рекламирования является лекарственное средство, что подтверждается сведениями из государственного реестра лекарственных средств (регистрационное удостоверение № Р N014179/01-2002 от 06.05.2008.

Используемые в рассматриваемой рекламе утверждения и словосочетания «От инфекции горла — это факт!», «Устраняет причину боли в горле» создают впечатление о безусловной эффективности рекламируемого лекарственного препарата.

Таким образом, установлено, что информация, распространенная посредством журнала «Вестник Победы» за ноябрь 2019, отвечает всем признакам рекламы: распространена посредством размещения в печатном издании, зарегистрированном в качестве СМИ; адресована неопределенному кругу лиц, поскольку обозначенный журнал не имеет ограничений по территории распространения и кругу лиц-потребителей рекламы; направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.

По мнению АО «Босналек», спорная реклама не содержит утверждение о том, что препарат «Лизобакт» является эффективным и/или не создает впечатление о безусловной эффективности данного препарата.

Изложенная в ней информация содержит сведения о свойствах и характеристиках лекарственного препарата, содержащихся в утвержденной в установленном порядке инструкции по применению препарата «Лизобакт».

Согласно инструкции, препарат «Лизобакт» является комбинированным препаратом, действие которого обусловлено входящими в его состав компонентами. Лизоцим является ферментом белковой природы, применяется как антисептик вследствие его прямого воздействия на грамположительные и грамотрицательные бактерии, а также грибы и вирусы, принимает участие в регуляции местного неспецифического иммунитета. Пиридоксин — оказывает защитное действие на слизистую оболочку полости рта (антиафтозный эффект). Не влияет на фармакодинамические свойства лизоцима.

То есть информация, содержащаяся в рекламе «От инфекций горла — это факт!» соответствует информации, указанной в инструкции, а именно в разделе «фармакологические свойства».

Информация, содержащаяся в рекламном макете «Устраняет причину боли в горле», также, по мнению лиц, участвующих в деле, не может создавать впечатление о безусловной эффективности, так как говорит только о действии препарата на причину боли в горле, то есть способствует лечению инфекционно-воспалительных заболеваний слизистой оболочки полости рта.

Между тем, в результате анализа представленных в материалы дела документов Комиссией Московского УФАС России установлено следующее.     

В рекламе лекарственного препарата «Лизобакт» внимание потребителей фиксируется на утверждениях «От инфекции горла — это факт!», «Устраняет причину боли в горле». АО «Босналек» заверяет и ручается, что лекарственный препарат «Лизобакт» эффективно устранит (уменьшит) боль в горле, гарантирует снятие боли и воспаления, соответственно, в рекламе данные утверждения гарантируют положительное действие, эффективность препарата.

Согласно Толковому словарю Ожегова: факт - действительное, вполне реальное событие, явление; выражает уверенность, уверение.

Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля: гарантия - ручательство, поручительство, порука, обеспеченье, залог, ответ (с ответом), заверение, заверка, безопаска, обезопаска, безопасенье, страх; гарантировать - обеспечить, ручаться, заверить, обезопасить, дать залог, поручиться, заручиться; заложиться, взять на свой страх.

Согласно Большому толковому словарю русского языка С.А. Кузнецова: гарантия - 1. Обеспечение осуществления чего-л., выполнения каких-л. обязательств и т.п.; поручительство, ручательство, порука в чем-л. 2. Условие, обеспечивающее, подтверждающее осуществление, исполнение чего-л.

          Таким образом, гарантия - это заверение наступления, осуществления чего-либо, поручительство.

В рекламе лекарственных препаратов «Лизобакт» АО «Босналек» заверяет и ручается, что данный лекарственный препарат устранит причину боли в горле, соответственно, в рекламе присутствует гарантия наступления выздоровления.

В таком контексте не может также быть принят довод ООО «Императив Медиа» о том, что причиной боли в горле могут быть разные заболевания, а устранение самой боли не является равнозначным излечению от такой болезни. В рекламе используется утверждение именно об устранении причины боли в горле, а равно излечению от любого заболевания, которое может такую боль вызвать.

Таким образом, как отдельное, так и совокупное толкование рассматриваемых утверждений, используемых в рекламе, способно создать впечатление о гарантии его положительного действия, его эффективности.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в рассматриваемой рекламе нарушения пункта 8 части 1 статьи 24 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы лекарственного средства, гарантирующего положительное действие, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, является ненадлежащей.

Таким образом, реклама лекарственного средства «Лизобакт», размещенная на странице 75 выпуска журнала «Вестник Победы» за ноябрь 2019 года, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 8 части 1 статьи 24 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

          Согласно представленным в материалы дела документам, спорная реклама была размещена в журнале «Вестник Победы» по инициативе АО «Босналек» на основании договора № 1-БЛ от 23.11.2017, заключенного между ООО «Императив Медиа» и АО «Босналек».

На основании изложенного, рекламодателем спорной рекламы является               АО «Босналек», что лицами, участвующими в деле, не отрицается.

Таким образом, Комиссией Московского УФАС России в действиях                 АО «Босналек» установлено нарушение пункта 8 части 1 статьи 24 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы лекарственного средства,  гарантирующего положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.

Доказательств, свидетельствующих о прекращении распространения указанной рекламы,  АО «Босналек» не представлено.

 

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения  реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

Также, в дело не представлено документальных доказательств невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении договоров, гражданско-правовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых рассматриваемая реклама размещалась.

Между тем, предписание само по себе направлено именно на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, и не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.

На основании изложенного, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи АО «Босналек», ООО «Императив Медиа» предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37‑42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508,

РЕШИЛА:
 

  1.  Признать АО «Босналек» (Босния и Герцеговина) (адрес: Саввинская наб., д. 11, г. Москва, 119435) нарушившим требования пункта 8 части 1 статьи 24 Закона о рекламе при распространении рекламы лекарственного средства «Лизобакт», размещенной на странице 75 выпуска журнала «Вестник Победы» за ноябрь 2019 года,  гарантирующего положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.
  2.  Выдать АО «Босналек» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  3.  Выдать ООО «Императив Медиа» (ОГРН 5067746074325                             ИНН 7728591344) предписание о принятии мер по предотвращению распространения АО «Босналек» ненадлежащей рекламы в журнале «Вестник Победы».

 

Решение  может  быть обжаловано в Арбитражный суд г. Москвы в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

<…>

Члены Комиссии           

<…>

 

<…>

 

<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны