Решение №54901/23 б/а от 22 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-17508/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
19.12.2023                                                                                                                           г. Москва


Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«…..»,

членов Комиссии:

«…..»,

«…..»,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей «…..», в лице «…..» по доверенности от 15.05.2023 № б/н, «…..», в лице «…..» по доверенности от 18.05.2023 № 1 18.05.23-24,

в отсутствие «…..», извещенной надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по существу письмом Московского УФАС России от 13.12.2023 № НП/53145/23,

рассмотрев жалобу «…..» (далее также — Заявитель) на действия «…..» (далее также — Оператор ЭТП) при проведении «…..» (далее также — Организатор торгов) аукциона по реализации имущества должника: квартиры, общ. пл. 29,5 кв. м., к/н: 50:10:0050106:2233, адрес: МО, г. Химки, ул. Маяковского, д. 26, кв. 44 (извещение № 23000008240000000145, лот № 15, далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Оператора электронной торговой площадки, одна из которых перенаправлена письмом ФАС России исх. от 13.12.2023 № 04/105718/23.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от Заявителя, которому направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению в Управление не поступало.

Вместе с тем в Управление поступило ходатайство от Заявителя об отложении рассмотрения жалобы, поскольку в указанный день Заявитель не может обеспечить явку (участие) представителя на заседании в связи с необходимость оформления соответствующей доверенности и плохим самочувствием самого Заявителя (вх. от 18.12.2023 № 83718-ЭП/23).

Рассмотрев указанное ходатайство, Комиссия не находит оснований для его удовлетворения.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в его отсутствие.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 89 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.

Согласно доводам жалобы Оператором ЭТП нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку функционал электронной торговой площадки не обеспечил Заявителю бесперебойную работу во время торгов, что не позволило Заявителю подать очередное ценовое предложение.

В подтверждение своих доводов Заявителем представлена видеозапись с сайта Оператора ЭТП.

Оператор ЭТП с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Организатор торгов также представил письменные пояснения по доводам жалобы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Комиссией установлено, что между Организатором торгов и ТУ Росимущества в Московской области заключен государственный контракт на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Российской Федерации от 22.12.2022 № 100095304122100044.

Извещение о проведении торгов № 23000008240000000145, лот № 15, размещено Организатором торгов 17.11.2023 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении Торгов ГИС Торги (адрес в сети «Интернет» - https://torgi.gov.ru/new/public/), а также на сайтах Организатора торгов (адрес в сети «Интернет» - http://mos-realcons.ru/) и на электронной торговой площадке (адрес в сети «Интернет» - https://weteh.ru/).

Предмет торгов: квартира, общ. пл. 29,5 кв.м., к/н: 50:10:0050106:2233, адрес: МО, г. Химки, ул. Маяковского, д. 26, кв. 44. П.422-РК от 17.10.23. Собств: «…..» Взыск: ООО СФО Азимут. Цена: 3 727 080,00р.

Дата и время начала подачи заявок: 20.11.2023 13:00 (МСК).

Дата и время окончания подачи заявок: 30.11.2023 15:00 (МСК).

Дата проведения торгов: 04.12.2023 12:00 (МСК).

Заявитель в жалобе указывает, что в ходе проведения Торгов при попытке подать ценовое предложение и подписать его электронной цифровой подписью (далее также — ЭЦП) система ЭТП вывела диалоговое окно «Не найдена электронная подпись. Убедитесь, что подпись прикреплена к профилю в личном кабинете». Как указывает Заявитель, в личном кабинете в разделе «Сведения» в строке «Сертификат» стоит отметка «…..».

Из жалобы Заявителя также следует, что Заявитель проверил работоспособность своей электронной подписи на другой электронной торговой площадке, а именно «…..» и не обнаружил никаких проблем с функционированием ЭЦП, подпись работала исправно. По мнению Заявителя, указанное исключает то обстоятельство, что ЭЦП не функционировала на сайте Оператора ЭТП «…..» по вине Заявителя.

Заявитель приложил видеозапись, подтверждающую указанные обстоятельства.

В свою очередь, представитель Оператора ЭТП на заседании Комиссии пояснил, что одной из причин отсутствия возможности подать ценовое предложение на сайте электронной площадки могла стать неверная настройка рабочего места. В период проведения Торгов электронная площадка работала без технических сбоев, оператор электронной площадки обеспечивал функционирование электронной площадки в соответствии с положениями Регламента Оператора ЭТП.

В случае недоступности сайта Оператора ЭТП в период торгов был бы зафиксирован технический сбой. В таком случае торги не могли быть проведены и не было бы возможности составить надлежащим образом протоколы о результатах торгов. В свою очередь, со стороны электронной торговой площадки была обеспечена бесперебойная работа и проведен электронный аукцион по вышеупомянутому извещению.

Вместе с тем представитель оператора ЭТП на заседание Комиссии предоставил журнал активности пользователей и указал, что все участники, включая Заявителя имели возможность делать ценовые ставки и пользоваться интерфейсом ЭТП. В свою очередь, Заявитель ценовые предложения не подавал. При этом Заявитель 04.12.2023 в период проведения торгов находился в личном кабинете на сайте Оператора ЭТП и имел возможность пользоваться интерфейсом ЭТП, о чем свидетельствуют записи об открытии страниц и его активность на сайте ЭТП (из журнала логов).

В свою очередь, Комиссия отмечает следующее.

Пунктом 2.6 Регламента электронной торговой площадки «…..» в редакции, утвержденной 03.06.2023 № 201022У (далее также — Регламент Оператора ЭТП) установлено, что администрирование проведения электронных торгов на ЭП (регистрация пользователей, разграничение прав пользователей Системы, наблюдение за ходом проведения торгов, обеспечение надежности программного обеспечения) и равные условия доступа участников размещения заказа к участию в торгах обеспечивается Оператором электронной площадки.

В соответствии с пунктом 6.2. Регламента Оператора ЭТП, Оператор не несет ответственность за какой-либо ущерб, потери и прочие убытки, которые понес Пользователь по причине несоответствия программно-технических средств Пользователя требованиям, указанным в настоящем Регламенте.

Пунктом 6.3 Регламента Оператора ЭТП установлено, что пользователь отвечает за соблюдение требований настоящего Регламента, пользовательской документации, руководств и инструкций, определяющих работу на ЭТП и размещенных на ЭТП. Оператор не несет ответственность за какой-либо ущерб, потери и прочие убытки, которые понес Пользователь по причине ненадлежащего исполнения Регламента, несоблюдения инструкций, определяющих работу на ЭТП и размещенных на ЭТП.

Согласно пункту 6.5 Регламента Оператора ЭТП, Оператор не несет ответственность за какой-либо ущерб, потери и прочие убытки, которые понес Пользователь по причине несоблюдения правил применения ЭП.

В соответствии с пунктом 6.7 Регламента Оператора ЭТП установлено, что Оператор не несет ответственность за технические ошибки, совершенные Пользователем.

Требования к рабочему месту установлены в разделе 7 Регламента Оператора ЭТП.

Так, пунктом 7.1 Регламента Оператора ЭТП установлено, что для работы на электронной площадке необходимо выполнение следующих минимальных аппаратных и программных требований:

• операционная система Windows XP SP3, 2003, VISTA,7; Linux; FreeBSD – данные операционные системы поддерживаются программным обеспечением КриптоПро;

• офисные приложения: MS Office 2010, либо MS Office 2007, либо MS Office 2003 с установленным пакетом обеспечения совместимости для файлов форматов Word, Excel и PowerPoint, доступным на сайте Microsoft, либо другое ПО поддерживающее документы в формате .docx; Adobe Reader 6.0 и выше;

• доступ к информации, размещаемой на электронной площадке, может быть осуществлен посредством использования распространенных веб-обозревателей, в том числе Internet Explorer версии 8.0 и выше, Mozilla FireFox 12.0 и выше, Google Chrome 28.0 и выше, Opera 18.0 и выше, Safari 5.0 и выше; Для совершения юридически-значимых действий с использованием электронной подписи должен использоваться веб-обозреватель Internet Explorer 8.0 и выше.

• программа-архиватор для сжатия файлов в формат zip, rar.

• Наличие любого иного ПО в ОС, кроме необходимого для корректной работы КЭП на ЭТП может повлиять на работоспособность пользователя на ЭТП. Если необходимое для корректной работы КЭП ПО или сама ОС, являются нелицензионными также может повлиять на работоспособность пользователя на ЭТП.

Пользователи системы обязаны самостоятельно обеспечивать бесперебойный доступ к сети «Интернет».

Кроме того, на сайте Оператора ЭТП в разделе «Электронная подпись» размещено руководство по электронной подписи, согласно которому: «Для регистрации и осуществления операций на Электронной площадке «ВЭТЭ», заявители должны получить электронную подпись в одном из Удостоверяющих Центров. Для корректной работы ЭТП поддерживаются сертификаты CAdESCOM, CAPICOM, OID и CN сертификат соответствия ГОСТ Р 34.11/34.10-2001(2012). Электронная подпись функционирует в браузерах (Yandex, Mozilla Firefox; Opera; Chrome; Safari). Для настройки ЭЦП рекомендуем воспользоваться мастером настройки от СТБ Контур» https://help3.kontur.ru/uc.».

Также в разделе «Электронная подпись» опубликована инструкция по настройке рабочего места для участников Торгов.

Таким образом, Оператором ЭТП на сайте ЭТП размещен исчерпывающий перечень действий и рекомендаций для участия в торгах, с которыми Заявителю до участия в Торгах необходимо было ознакомиться.

При исследовании представленной Заявителем видеозаписи установлено, что Заявитель беспрепятственно осуществил вход в личный кабинет на ЭТП с использованием действительного сертификата электронной подписи на имя ".....". В личном кабинете в разделе «Сведения» было указано, что сертификат ЭЦП действителен. Кнопка «Отправить предложение» была активна, но после осуществления попытки отправить ценовое предложение, отобразилось диалоговое окно «Не найдена электронная подпись. Убедитесь, что подпись прикреплена к профилю в личном кабинете».

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что представленный Заявителем видеоматериал не является надлежащим доказательством, поскольку содержит исключительно фрагмент записи, при этом невозможно однозначно установить действия Заявителя которые предшествовали началу записи, в том числе не были ли сбиты Заявителем настройки браузера и иные настройки устройства, с которого Заявитель осуществлял вход.

Из представленного видео не представляется возможным установить, кем именно осуществляется видеозапись, идентифицировать лицо, осуществившего вход в личный кабинет на электронной площадке от имени Заявителя также невозможно.

Следует также отметить, что Заявителем не были представлены документы, подтверждающие факт корректной работы электронного устройства (персонального компьютера, ноутбука и т.д.), с которого осуществлялся вход на ЭТП для участия в оспариваемых Торгах, в том числе подтверждающих факт надлежащей настройки программного обеспечения, наличие необходимой цифровой подписи в соответствии с требованиями установленными на площадке, подтверждение бесперебойного подключения к сети Интернет.

Комиссия отмечает, что в соответствии со статьями 102, 103 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус осуществляет процедуру обеспечения доказательств.

Основанием необходимости совершения нотариальных действий является снижение вероятности представления недостоверных или незаконных доказательств.

В свою очередь представленная Заявителем видеозапись не заверена в установленном законодательством порядке.

Таким образом, исходя из представленных материалов, в том числе видеозаписи, не представляется возможным с делать однозначный вывод о наличии в действиях Оператора ЭТП нарушений.

Комиссия также отмечает, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в жалобе должны быть указаны нормативные правовые акты, которые нарушены вследствие действий (бездействия) организатора торгов, электронной торговой площадки.

Вместе с тем Заявителем не представлено фактических доказательств, в подтверждение доводов о наличии технической ошибки работы официального сайта электронной торговой площадки.

В рассматриваемом случае, с учетом представленных документов и сведений, Комиссией установлено, что в период проведения Торгов ЭТП работала без технических сбоев, оператор электронной площадки обеспечивал функционирование электронной площадки в соответствии с положениями Регламента.

Оператором ЭТП был обеспечен равный доступ участников торгов к процедуре подачи ценового предложения, включая надежное функционирование используемых программно-аппаратных средств электронной площадки, во время проведения торгов ЭТП работала в штатном режиме, торги проведены корректно, сбоев в работе ЭТП не зафиксировано, что подтверждается предоставленным журналом активности.

На основании вышеизложенного, с учетом фактических обстоятельств дела, Комиссия не усматривает нарушений в действиях электронной торговой площадки, поскольку в указанный Заявителем период времени каких-либо технических сбоев не зафиксировано, иного не доказано, а Комиссией не установлено.

Комиссия отмечает, что Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Оператора ЭТП при проведении Торгов необоснованной.

  2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 13.12.2023 № НП/53145/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны