Решение б/н б/а от 17 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-2088/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
14.02.2022 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «АВИСТРОЙ», ГБУ «Жилищник района Южное Тушино»,

рассмотрев жалобу ООО «АВИСтрой» (далее - Заявитель) на действия ГБУ «Жилищник района Южное Тушино» (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на формирование материально-технического запаса для нужд капитального ремонта в 2022 году (реестровый № 32211052738) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, оспариваемая Закупка проводится среди субъектов малого или среднего предпринимательства, однако на электронной площадке Заказчик не указал, что данная закупка (№ 32211052738) проводится среди субъектов малого или среднего предпринимательства, поэтому закупка попала в раздел «Коммерческие закупки» электронной площадки, а не в раздел «Закупки МСП».

Также Заявитель указывает, что Заказчиком нарушены требования о внесении денежных средств для обеспечения заявки на участие в электронной форме.

Помимо этого Заявитель указывает на противоречия в аукционной документации и проекте договора в части, касающейся страны происхождения товара.

На заседании Комиссии Заявитель пояснил, что не поддерживает довод жалобы относительно неуказания Заказчиком Идентификационного кода закупки.

В связи с этим, указанный довод не подлежит оценке Комиссией.

Заказчик с доводами жалобы согласился в полном объеме.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссией установлено, что 20.01.2022 Заказчик на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на формирование материально-технического запаса для нужд капитального ремонта в 2022 году (2 этап) (реестровый № 32211052738) (далее – аукцион, процедура).

В соответствии с пунктами 12, 13 части II Информационной карты аукциона документации об аукционе в электронной форме на право заключения договора на формирование материально-технического запаса для нужд капитального ремонта в 2022 году (2 этап) участником закупки может быть субъект малого или среднего предпринимательства, который должен соответствовать требованиям ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

При этом на сайте Оператора ЭТП и ЕИС не размещена информация о том, что данный аукцион проводится среди среди субъектов малого или среднего предпринимательства.

Как указал Заявитель, денежные средства Оператору ЭТП для проведения операций по организации процедур и обеспечению участия в них списываются при подаче заявки на участие в электронном аукционе, что противоречит пп. 4.1.11 п. 4.1. Регламента процесса осуществления закупок в электронной форме, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Комиссией также установлено, что в соответствии с пунктом 22 части II Информационной карта аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки на участие закупке, вносятся участником на специальный счет. Однако в Извещении о проведении закупки Заказчик установил требование о перечислении денежных средств, предназначенных для обеспечения заявки на реквизиты Заказчика, что явилось также требованием электронной торговой площадки с последующем предоставлением платежного поручения в состав заявки, что является противоречием между данными в Извещении и Аукционной документации.

В свою очередь Комиссия отмечает, что пунктом 1 части 9 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о способе осуществления закупки.

В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

Таким образом, извещение (информация) о проведении закупки, размещенная на ЕИС не соответствует документации, что является нарушением части 8 статьи 4 закона о закупках.

Также, в соответствии с пунктом 1.11.1 документации при проведении закупки предоставляется приоритет товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами, при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее – приоритет).

Вместе с тем, поскольку предметом закупки является оказание услуг, применение постановления Правительства РФ № 925 распространяется не на происхождение товара, а на Организации Исполнителя (Страна происхождения организации – РФ. Услуги оказываются российскими лицами).

Однако в пункте 1.2 Проекта договора указано требование о Стране происхождения товара: Россия.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 (ред. от 10.07.2019) "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее - Постановление N 925) закреплено, что в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Правительство Российской Федерации постановило установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее - приоритет).

Устанавливая в настоящем случае в проекте договора страну происхождения: Россия, Заказчик ограничивает конкуренцию и делает невозможным предоставление приоритета, установленного Постановление N 925.

Комиссия также отмечает, что документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования. Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки направо участия в торгах, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком, а также однозначные требования к перечню оказываемых услуг.

В настоящем случае допущенные Заказчиком нарушения приводит к ограничению конкуренции и как следствие к отклонениям заявок участников.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «АВИСТРОЙ» (ОГРН: 1097746056704, ИНН: 7721655486) на действия ГБУ «Жилищник района Южное Тушино» (ОГРН: 5147746343993, ИНН: 7733902193) при проведении закупки обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, части 8, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны