Решение б/н Решение по жалобе ООО «Инжиниринг» на действия ПАО «МРСК Цен... от 13 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-3710/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

20.06.2019 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО «Инжиниринг» (далее также - Заявитель) на действия ПАО «МРСК Центра» (далее также - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение СМР, ПНР по реконструкции заходов ВЛ 35-110 кВ ПС 330 кВ Губкин с заменой устройств РЗА и ПА, каналообразующего оборудования на ПС 35 - 110 кВ (1 и 2 этап строительства) для нужд ПАО «МРСК Центра» (реестровый № 31907746315, далее - Закупка) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов при проведении Закупки выразилось в неправомерном отклонении его заявки.

Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая случаи, предусмотренные ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Заказчик с доводами Заявителя не согласился, представив письменные возражения.

Комиссия, рассмотрев представленные на заседании сведения и материалы, признает жалобу обоснованной в части неправомерного отклонения заявки Заявителя, в части оспаривания последним положений документации - Комиссия приняла решения оставить жалобу без рассмотрения.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила Закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур Закупки (включая способы Закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением Закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее - Положение о закупках) размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт; ЕИС).

Согласно протоколу очного заседания Конкурсной комиссии по рассмотрению и оценке первых частей заявок участников (далее -Протокол) Заявителю отказано в допуске к участию в Закупке на основании подпункта (б) пункта 6.2.3 части I «ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКУПКИ», поскольку первая часть заявки не соответствует требованиям документации в части предоставления «Технического предложения», не соответствующего требованиям пункта 9.1.1 части II «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ»:

Требования Технического задания

Предложение Участника

Выполнить строительство нового участка от существующей опоры №6 ВЛ 110 кВ Губкин – Старый Оскол-1 с отпайками на ПС Журавлики, ВЛ 110 кВ Губкин - Пушкарная с отпайками до существующей опоры №9. Отпайки от ВЛ 110 кВ Губкин – Пушкарная на ПС Журавлики протяженностью – 1,118 км.

Выполнить строительство нового участка от существующей опоры №6 ВЛ 110 кВ Губкин – Пушкарная с отпайками до существующей опоры №9. Отпайки от ВЛ 110 кВ Губкин – Пушкарная на ПС Журавлики протяженностью – 1,118 км (не указана часть работ)

Трехполюсные разъединители 110 кВ типа РПНП.2-110.II*/1000 УХЛ1 c двигательными приводами главных и заземляющих ножей в количестве 2 шт;

Трехполюсные разъединители 110 кВ типа РПНП.2-110.II*/100 УХЛ1 c двигательными приводами главных и заземляющих ножей в количестве 2 шт;

В доводах жалобы Заявитель указывает на неправомерность отказа в допуске к участию в Закупке, ссылаясь на образцы основных форм документов, включаемых в заявку, а именно п. 1.1.1 формы технического предложения, в котором указано, что участник Закупки в свободной форме приводит описание выполняемых работ, опираясь на Техническое задание на выполнение работ и требования части II «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ».

При этом, согласно пояснениям представителя Заказчика, количество и состав работ не подлежали изменению, то есть при заключении договора состав работ будет проверяться на соответствие техническому заданию, размещенному в документации.

В п. 2.4 и п. 2.10.1 предложения заявки Заявителя указано, что общество предлагает выполнить реконструкцию отпайки в полном соответствии с разделом проекта и установить трехполосные разъединители.

Комиссия учитывает, что Техническим заданием полностью перечислен неизменяемый состав и содержание работ, с которыми Заявитель жалобы согласился, исходя из содержания его заявки.

Следовательно, количество и состав работ не подлежали изменению участниками Закупки, а указав общее согласие на выполнение работ, согласно условиям Документации, Заявитель подтвердил намерение заключить договор на опубликованных Заказчиком условиях.

Комиссия отмечает, что Заказчик в данном случае обоснованно должен ориентироваться на добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий (п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ).

Заказчик на заседании Комиссии не представил доказательств того, что форма изложения Заявителем предложения по выполнению технического задания нарушает его права и говорит о несоответствии участников требованиям действующего законодательства, тем более в данном случае, когда такое требование необоснованно ограничило конкуренцию и затронуло права и законные интересы Заявителя.

На основании вышеизложенного, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и признает жалобу обоснованной.

В остальной части Комиссия приняла решение оставить жалобы без рассмотрения в связи со следующим.

Заявитель подал заявку на участие в Закупке, а также направил жалобу на действия Заказчика 04.06.2019.

В своей жалобе Заявитель также оспаривает требования документации, не позволяющие точно определить объем работ и определить технические характеристики оборудования.

Комиссия учитывает, что до окончания подачи заявок Заявитель указанное не оспаривал, запрос разъяснений в отношении указанных положений Документации в адрес Заказчика не направлял, а допущенное, по его мнению, нарушение, не повлияло на то, что Заявитель подал заявку на участие в Закупке.

При этом Комиссия отмечает, что обжалование в антимонопольном органе осуществляется в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и происходит с учетом особенностей, установленных названной статьей, а также в соответствии с ч. 11 ст. 3 Закона о закупках. Согласно указанной норме, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, из буквального толкования приведенной нормы права следует, что законодателем разделены возможные к оспариванию действия организаторов закупки на совершенные до окончания срока подачи заявок и совершенные после этого срока. При этом действия, совершенные организатором закупки до окончания такого срока, могут быть оспорены в антимонопольном органе лицами вне зависимости от факта подачи ими заявок на участие в закупке.

В свою очередь, действия, совершенные уже на стадии рассмотрения заявок, допустимы к обжалованию исключительно лицами, подавшими заявки на участие в закупке.

Кроме того, из положений ч. 10 ст. 3 Закона о закупках следует, что для обжалования подобных действий лицо, обращающееся в антимонопольный орган с жалобой, должно доказать нарушение оспариваемыми действиями своих законных прав и интересов либо прав и законных интересов неопределенного круга лиц – потенциальных участников закупки.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения закупочной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Также следует отметить, что нарушения при составлении Документации могут быть подразделены на явные и скрытые, проявляющиеся только при злоупотреблении организаторами закупок своими правами при совершении тех или иных действий в рамках их проведения и не выявляемые при общей проверке закупочной документации на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о закупках. Скрытые нарушения в составе закупочной документации могут быть выявлены и устранены контрольным органом при рассмотрении им жалобы участника закупки на последствия таких нарушений, что не будет являться злоупотреблением правом со стороны последних и не будет свидетельствовать о выходе административного органа за пределы предоставленных ему полномочий и доводов поданной жалобы (ч. 13 ст. 3 Закона о закупках).

В то же самое время, оценивая содержание нарушения, на которое ссылается в настоящем случае Заявитель, следует признать, что подобное (по мнению Заявителя) нарушение, в случае его действительного наличия в действиях организатора закупки, являлось явным и не могло не быть обнаружено Заявителем при изучении им Документации. Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, на наличие таких несоответствий в Документации Заявитель указал только после отказа Заказчика допустить его к участию в закупочной процедуре.

При таких данных, оценивая поведение Заявителя в указанной части, следует признать его злоупотреблением правом (п. 2 ст. 10 ГК РФ).

Вместе с тем Комиссия отмечает, что оспариваемые Заявителем положения Документации подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями Документации.

Кроме того, Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия закупочной документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в строгом соответствии с требованиями собственной Документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

Аналогичного подхода придерживаются суды, например, по делу № А40 255742/18.

При этом предписание не выдается, поскольку по результатам Закупки уже заключен договор.

С учетом изложенного и руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу ООО «Инжиниринг» (ИНН:7107119308, ОГРН:1177154006501) на действия ПАО «МРСК Центра» (ИНН: 6901067107, ОГРН:1046900099498) при проведении Закупки обоснованной в части отклонения заявки участника, в остальной части - оставить без рассмотрения.

    2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

    3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать в связи с заключением договора по результатам Закупки.

       

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (даты изготовления).

Связанные организации

Связанные организации не указаны