Постановление №НП/39762/22 о назначении административного наказания по делу об админист... от 29 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Москва

Резолютивная часть постановления оглашена 25.07.2022.

В полном объеме постановление изготовлено 28.07.2022.

Я, заместитель руководителя Московского УФАС России <...>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 077/04/9.21-10113/2022, возбужденного в отношении ПАО «Россети Московский регион» (ИНН 5036065113, КПП 772501001, дата регистрации юридического лица 01.04.2005, юридический адрес: 115114, г. Москва, проезд 2-й Павелецкий, д. 3 стр. 2), в присутствии посредством видеоконференц-связи представителей (защитников) ПАО «Россети Московский регион»: <...>,

УСТАНОВИЛ:

Протоколом по делу об административном правонарушении № 077/04/9.21- 10113/2022 (исх. от 18.07.2022 № 37469/22) зафиксирован факт административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В Московское УФАС России из Федеральной антимонопольной службы поступило заявление <...> (вх. от 16.03.2022 № 19416-ЭП/22) на действия ПАО «Россети Московский регион» по непредоставлению надлежащей информации по запросу заявителя от 09.08.2021 о наличии пропускной способности электрических сетей, направленному в адрес сетевой организации посредством личного кабинета на официальном интернет-сайте сетевой организации. ПАО «Россети Московский регион» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании устава, утвержденного решением годового общего собрания акционеров ПАО «Россети Московский регион» 21.05.2021 (протокол от 25.05.2021 № 24) (далее — Устав).

В соответствии с пунктом 3.2 Устава одним из видов деятельности общества является оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии. Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» территориальная сетевая организация — коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, — с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» (далее — Критерии отнесения к территориальным сетевым организациям).

В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона о естественных монополиях cубъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

В целях определения общих принципов и порядка обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее — Правила недискриминационного доступа).

Таким образом, ПАО «Россети Московский регион», осуществляя деятельность по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии и на него распространяются требования Правил недискриминационного доступа.

В силу пункта 57 Правил недискриминационного доступа сетевая организация обязана предоставлять по письменному запросу лица, обратившегося с намерением осуществить технологическое присоединение к электрической сети и (или) заключить договор, а также потребителя услуг информацию о наличии пропускной способности электрических сетей и о стоимости услуг по передаче электрической энергии. Согласно пункту 58 Правил недискриминационного доступа запрашиваемая информация подлежит предоставлению в течение 7 дней с даты получения запроса.

Из материалов заявления <...> (вх. от 16.03.2022 № 19416-ЭП/22) следует, что 09.08.2021 заявителем посредством личного кабинета на официальном сайте ПАО «Россети Московский регион» был направлен в адрес сетевой организации запрос о представлении информации о величине выделенной мощности для электроснабжения СНТ «Водник», расположенного по адресу <...> (далее — СНТ «Водник»), а также о пропускной способности электрических сетей.

В соответствии с записью из личного кабинета Калинина А.В. запрос заявителя от 09.08.2021 был получен ПАО «Россети Московский регион» 09.08.2021.

По располагаемым Московским УФАС России сведениям, в ответном письме, размещенном 13.08.2021 в личном кабинете Калинина А.В., ПАО «Россети Московский регион» сообщило заявителю о необходимости подтверждения полномочий со стороны СНТ «Водник» в целях представления сетевой организацией в адрес заявителя документов о технологическом присоединении садового некоммерческого товарищества, не представив при этом запрашиваемых сведений о пропускной способности электрических сетей сетевой организации.

Согласно письменным пояснениям, представленным ПАО «Россети Московский регион» в адрес Московского УФАС России (вх. от 21.06.2022 № 43065-ЭП/22), по мнению сетевой организации, заявителем в вышеупомянутом запросе были затребованы сведения относительно пропускной способности электрических сетей СНТ «Водник».

При этом из запроса <...> от 09.08.2021, направленного в адрес ПАО «Россети Московский регион» посредством личного кабинета на официальном сайте сетевой организации, однозначно не следует, что заявителем запрашиваются сведения о пропускной способности электрических сетей именно СНТ «Водник».

Вместе с тем должностное лицо Московского УФАС России отмечает, что пунктом 57 Правил недискриминационного доступа регулируются отношения между сетевой организацией и лицом, обратившегося с намерением осуществить технологическое присоединение к электрической сети и (или) заключить договор, а также потребителем услуг электроснабжения.

Так, получив запрос о пропускной способности электрических сетей от лица, намеревающегося осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, ПАО «Россети Московский регион» как сетевой организации надлежало в силу пункта 57 Правил недискриминационного доступа предоставить заявителю запрашиваемые сведения в отношении своих сетей.

Кроме того, должностное лицо Московского УФАС России обращает внимание, что Калининым А.В. в запросе от 09.08.2021 у ПАО «Россети Московский регион» одним пунктом запрашивались сведения о величине выделенной сетевой организацией мощности для электроснабжения СНТ «Водник» и информация о пропускной способности электрических сетей, соответственно, запрос <...> от 09.08.2021 в части получения информации о пропускной способности электрических сетей также был направлен в отношении сетей ПАО «Россети Московский регион», посредством которых присоединены энергопринимающие устройства СНТ «Водник».

Так, ПАО «Россети Московский регион», являясь профессиональным участником рынка, зная о наличии обязанности сетевой организации о предоставлении сведений о наличии пропускной способности электрических сетей, предусмотренной пунктом 57 Правил недискриминационного доступа, не представило в адрес <...> запрашиваемых сведений в соответствии с запросом от 09.08.2021.

ПАО «Россети Московский регион» представлены возражения на протокол по делу об административном правонарушении № 077/04/9.21-10113/2022, согласно которым положения Правил недискриминационного доступа не распространяются на запросы Калинина А.В. о предоставлении информации о наличии пропускной способности электрических сетей сетевой организации и о стоимости услуг по передаче электрической энергии.

Рассмотрев возражения сетевой организации, должностное лицо антимонопольного органа считает необходимым их отклонить по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 Правил недискриминационного доступа указанные Правила определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг. Со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2020 г. № 320 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования активных энергетических комплексов» по 31 декабря 2030 г. Правила недискриминационного доступа применяются, если иное не установлено приложением № 5 к Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

Пунктом 1 приложения № 5 «Условия создания, функционирования и развития активных энергетических комплексов» к Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее — Приложение № 5) предусмотрено, что данный документ определяет условия создания, функционирования и развития на розничных рынках электрической энергии активных энергетических комплексов.

Согласно пункту 2 Приложения № 5 данный документ не распространяется на население и приравненные к нему категории потребителей электрической энергии (мощности), а также потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям.

Вместе с тем предметом правоотношений, возникших между ПАО «Россети Московский регион» и Калининым А.В. при рассмотрении запросов последнего о предоставлении информации о наличии пропускной способности электрических сетей сетевой организации и о стоимости услуг по передаче электрической энергии, не являются создание, функционирование и развитие на розничных рынках электрической энергии активных энергетических комплексов.

Таким образом, сетевая организация основывает возражения на протокол по делу об административном правонарушении № 077/04/9.21-10113/2022 на неверном толковании положений законодательства, ввиду чего указанные возражения не могут быть приняты во внимание. Позиция антимонопольного органа по иным доводам сетевой организации отражена в тексте настоящего постановления.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей, на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Место совершения административного правонарушения — г. Москва.

Время совершения административного правонарушения — 17.08.2021 (рабочий день, следующий за последним днем окончания срока предоставления в соответствии с запросом <...> (вх. ПАО «Россети Московский регион» от 09.08.2021) надлежащей информации о пропускной способности электрических сетей сетевой организации, предусмотренного пунктом 58 Правил недискриминационного доступа).

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ПАО «Россети Московский регион» (ИНН 5036065113, КПП 772501001, дата регистрации юридического лица: 01.04.2005, юридический адрес: 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий пр-д, д. 3, стр. 2) заключается в непредоставлении в срок, установленный пунктом 58 Правил недискриминационного доступа, по запросу <...> от 09.08.2021, направленного в адрес сетевой организации посредством личного кабинета на официальном интернет-сайте ПАО «Россети Московский регион», надлежащей информации о наличии пропускной способности электрических сетей сетевой организации.

Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 077/04/9.21-8719/2021 (исх. от 15.07.2021 № НП/41876/21) ПАО «Россети Московский регион» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Штраф оплачен ПАО «Россети Московский регион» 27.07.2021.

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении в отношении ПАО «Россети Московский регион» установлен факт повторного совершения ПАО «Россети Московский регион» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, в период, когда лицо являлось подвергнутым административному взысканию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

На основании изложенного ответственность в соответствии частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ за нарушение пункта 58 Правил недискриминационного доступа, выразившееся в непредоставлении в установленный срок по запросу <...> от 09.08.2021, направленного в адрес сетевой организации посредством личного кабинета на официальном интернет-сайте ПАО «Россети Московский регион», надлежащей информации о наличии пропускной способности электрических сетей сетевой организации, несет юридическое лицо ПАО «Россети Московский регион».

ПАО «Россети Московский регион» также заявлено ходатайство о назначении наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В данном случае, учитывая характер совершенного ПАО «Россети Московский регион» административного правонарушения, а также тот факт, что неполучение заявителем информации о пропускной способности электрических сетей, предусмотренной пунктом 57 Правил недискриминационного доступа, не лишило его возможности впоследствии направить заявку на осуществление технологического присоединения и заключить соответствующий договор с ПАО «Россети Московский регион», должностное лицо считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. На основании вышеизложенного, с учетом положений части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, а также с учетом части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, необходимо применить штраф в размере 300 000 (шестьсот тысяч) рублей 00 копеек.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 4.1 КоАП РФ, на основании части 2 статьи 9.21 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ПАО «Россети Московский регион» (ИНН 5036065113, КПП 772501001, дата регистрации юридического лица 01.04.2005, юридический адрес: 115114, г. Москва, проезд 2-Й Павелецкий, д. 3 стр. 2) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена в федеральный бюджет через банк или иную кредитную организацию на счет федерального казначейства по следующим реквизитам с указанием УИН, содержащегося в образце платежного поручения, приложенного к настоящему постановлению:

Получатель: ИНН 7706096339 КПП 770101001 УФК по г. Москве (для Московского УФАС 2022-41893 9 России, л/с 0473132489)

Банк получателя: ГУ Банка России по ЦФО р/с 40102810545370000003 БИК 004525988 ОКТМО 45375000

Назначение платежа: КБК 161 1 16 01091 01 0021 140 Административный штраф, зачисляемый в Федеральный бюджет по Постановлению № 077/04/9.21-10113/2022

Копии документов, подтверждающих оплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет в должностному лицу, вынесшему постановление, в письменном виде по адресу: г. Москва, Мясницкий проезд, д. 4 стр. 1, 107078, или в электронном виде на адрес электронной почты: to77@fas.gov.ru.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Приложение: образец платежного поручения на 1 л. в 1 экз.

Заместитель руководителя

Связанные организации

Связанные организации не указаны