Решение б/н б/а от 24 января 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-300/2022 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
19.01.2022 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<.........>,
при участии при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ФГБУ «Научно-исследовательский институт медицины и труда им. Академика Н.Ф. Измерова»; ПАО «Россети Московский регион»,
рассмотрев жалобу ФГБУ «Научно-исследовательский институт медицины и труда им. Академика Н.Ф. Измерова» (далее - Заявитель) на действия ПАО «Россети Московский регион» (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на определение исполнителя на оказание услуг по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров работникам ПАО «Россети Московский регион» в 2022 – 2024 г. (реестровый № 32110823317) (далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
Как следует из доводов жалобы, Заявитель не согласен с результатами оценки заявки победителя закупки.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Комиссией установлено, что 16.11.2021 Заказчик на сайте Единой электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на определение исполнителя на оказание услуг по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров работникам ПАО «Россети Московский регион» в 2022 – 2024 г. (реестровый № 32110823317) (далее – конкурс, процедура).
В соответствии с пунктом 3.3 Протокола заочного заседания Постоянно действующей конкурсной комиссии (далее - Комиссия) по пересмотру ранее принятого решения и рассмотрению Заявок Участников Конкурса (АО «РАД» № rssmr21089DP)№ РМР/5713 от 24.12.2021 на основании балльной оценки (итогового рейтинга) ранжировать допущенные Заявки Участников следующим образом:
Место в ранжире |
Наименование Участника, его адрес и номер |
Стоимость Заявки, руб. НДС не облагается |
Итоговый балл (итоговый рейтинг) |
1 |
ООО «СОЦМЕД» (115162, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 31, стр. 6)/ Участник №2 |
134 162 168,00 |
20 |
2 |
ООО «ДИРЕКЦИЯ» (107078, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 10, стр. 1, эт. 1, пом. VI, ком. 21)/ Участник №3 |
134 162 168,00 |
20 |
3 |
ФГБНУ «НИИ МТ» (105275, г. Москва, пр-т Будённого, д. 31)/ Участник №1 |
134 162 168,00 |
11 |
Согласно итоговому протолку № РМР/5763 от 29.12.2021 победителем Конкурса признано ООО «СОЦМЕД» с итоговым баллом — 64,87, заявка Заявителя заняла второе место с итоговым баллом — 63.
Так, Пунктом 3.2. Закупочной документации установлены обязательные требования к участникам, в том числе:
- иметь соответствующие разрешающие документы на осуществление видов деятельности, связанных с выполнением договора, указанные в Техническом задании.
- иметь квалифицированный персонал, в случае если данное требование указано в Приложении №1 «Техническое задание» к настоящей Документации.
- иметь опыт выполнения аналогичных работ, в случае если данное требование указано в Приложении №1 «Техническое задание» к настоящей Документации.
В соответствии с пунктом 4 Тектонического задания в качестве обязательных отборочных требований к Участникам установлены:
4.1. Наличие лицензий дающих право на проведение:
медицинского осмотра (предварительного, периодического);
экспертизы профессиональной пригодности;
экспертизы связи заболевания с профессией;
психиатрического освидетельствования.
Предоставить лицензии.
4.2. Наличие лицензированной лечебно-диагностической базы, территориально расположенной в г. Москве. Лечебно-диагностическая база должна быть расположена в пределах не более 1,0 км от станции метро Московского метрополитена или Московской кольцевой железной дороги (МКЖД) (в заявке участником предоставляется справка в свободной форме о наличии лечебно-диагностической базы и ее месторасположении, распечатку из «Яндекс карты» с указанием расстояния от лечебного учреждения до метро, МКЖД).
4.3. Участник должен обеспечить:
- проведение медицинских осмотров и освидетельствований в рабочие дни по адресу медицинского центра с 8-00 до 17-00 и субботу с 8-00 до 16-00;
- проведение периодических медицинских осмотров работников на выезде (на площадях подразделений ПАО "Россети Московский регион");
- проведение массовых медицинских осмотров и освидетельствований (от 40 до 80 человек в день), в том числе на выезде;
- проведение электроэнцефалографии коры головного мозга с расшифровкой и электрокардиографию с расшифровкой.
Предоставить гарантийное письмо в свободной форме в составе заявки.
4.4. Для проведения медицинских осмотров у Участника должна быть сформирована врачебная комиссия, в состав которой включаются врач-профпатолог, имеющий первичную подготовку по профпатологии, а также врачи-специалисты (терапевт, невролог, офтальмолог, отоларинголог, хирург, акушер – гинеколог, дерматовенеролог, психиатр, нарколог, стоматолог, врач ультразвуковой диагностики, профпатолог), прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности «профпатология» или имеющие действующий сертификат по специальности «профпатология». Возглавляет врачебную комиссию врач-профпатолог.
Иметь не менее двух врачебных бригад состоящих из следующих специалистов: терапевт, невролог, офтальмолог, отоларинголог, хирург, акушер – гинеколог, дерматовенеролог, психиатр, нарколог, стоматолог, врач ультразвуковой диагностики, профпатолог. Одна бригада для проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников в лечебном центре, другая для проведения периодических медицинских осмотров работников на выезде.
Предоставить в составе заявки справку о кадровых ресурсах, копии трудовых книжек или копии заключенных гражданско-правовых договоров, а также копию приказа о создании врачебной комиссии и заверенные копии документов подтверждающих квалификацию врачей специалистов (диплом, сертификат по специальности, документ подтверждающий повышение квалификации по профпатологии).
4.5. Наличие не менее 2-х электроэнцефалографов (участник в составе заявки предоставляет документы, подтверждающие право собственности или аренды, регистрационные удостоверения на электроэнцефалографы).
4.6. У Участника на постоянной основе должно быть не менее 3-х врачей психиатров и не менее 4-х врачей функциональной диагностики (2 для электроэнцефалографии и 2 для электрокардиографии).
Предоставить в составе заявки копии трудовых книжек или копии заключенных гражданско-правовых договоров, а также заверенные копии документов подтверждающих квалификацию врачей специалистов (сертификат, диплом), копию приказа о создании психиатрической комиссии.
4.7. Наличие необходимых площадей для обеспечения конфиденциальности при приеме у врача обследуемых работников (один специалист на один медицинский кабинет). Предоставить в составе заявки план помещений с указанием кабинетов врачей специалистов, документы о собственности или аренде медицинского центра.
4.8. Наличие не менее одного передвижного медицинского комплекса (не менее чем с 6-ю кабинетами для врачей-специалистов без учета кабинетов флюоромобиля) и передвижного флюорографа на транспортной платформе. (В составе заявки предоставить копии документов о собственности или договор аренды не менее чем до 31.12.2024г., копии ПТС. На передвижной медицинский комплекс дополнительно предоставляются копии следующих документов: регистрационное удостоверение, сертификат соответствия, схема расположения кабинетов. Для флюоромобиля предоставляются копии регистрационного удостоверения и декларации соответствия на флюорографическую установку).
4.9. Наличие защищенной цифровой онлайн-платформы с доступом к результатам медицинских осмотров, статистике, отчетности по результатам медицинских осмотров работников Заказчика с возможность доступа к ней ответственного лица Заказчика без участия куратора/менеджера Исполнителя. Предоставить в составе заявки информационное письмо с приложением скрин-снимков работы в онлайн-платформе.
Пунктом 5 Технического задания установлены требования к исполнителю в соответствии с которыми исполнитель обязан оказывать услуги по проведению обязательного психиатрического освидетельствования, обязательного предварительного, периодического медицинского осмотра работников, включая периодический медицинский осмотр работников, имеющих стаж работы 5 лет во вредных условиях труда (подклассы 3.1 - 3.4, класс 4) в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, и проведение всех необходимых осмотров врачами – специалистами и исследования работника единовременно в день проведения медицинского осмотра (пункт 5.1).
Согласно пункту 2 Технического задания организация и проведение медицинского осмотра и освидетельствования работников осуществляется в соответствии с основными нормативными документами:
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 29н «Об утверждении порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»;
- Приказ Министерства здравоохранения России от 05.05.2016г. № 282н «Об утверждении Порядка проведения экспертизы профессиональной пригодности и формы медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ»;
- Закон РФ от 02.07.1992г. №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
- Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности»;
- Постановление Совета Министров-Правительства РФ от 28.04.1993 г. №377 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
Заявитель указывает на то, что в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 29н для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, при стаже работы 5 лет во вредных (опасных) условиях труда (подклассы 3.1 - 3.4 класс 4) и имеющих стойкие последствия несчастных случаев на производстве периодический осмотр проводится в центре профпатологии. Кроме того, данным приказом не предусмотрено привлечение иных медицинских организаций для повеления медицинских осмотров указанной категории работников.
По мнению Заявителя участники ООО «СОЦМЕД» и ООО «ДИРЕКЦИЯ» не являются центрами профпатологии, не имеют лицензии на проведение экспертизы профессиональной пригодности и не уполномочены проводить периодичекие осмотры работников, имеющих стаж работы 5 лет во вредных условия труда (подклассы 3.1-3.4, класс 4) при подтверждении соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ участники закупочной процедуры предоставляют указанные в Закупочной документации сведения самих участников, а не иных юридических лиц, с которыми участник закупки осуществляет совместную деятельность. Привлечение соисполнителей не подтверждает соответствие заявки участника, поскольку требования документации установлены непосредственно к участнику закупки, а не к соисполнителю.
Комиссия отмечает, в соответствии с пунктом 3.1.7 Закупочной документации участник Закупки вправе привлечь к исполнению договора соисполнителей (субподрядчиков) в случае, если это допускается положениями Гражданского кодекса Российской Федерации для соответствующего предмету договора виду гражданско-правового договора.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что для проведения медосмотров работникам занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, при стаже работы 5 лет во вредных условиях труда (подклассы 3.1-3.4, класс 4) и имеющих стойкие последствия несчастных случаев на производстве Участник конкурса ООО «СОЦМЕД» привлекает в качестве субподрядчика ФГБУ ФНКЦ ФМБА России, имеющего лицензию на оказание медицинской помощи ФС-77-01-007313 от 30.09.2019г. выданная Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, и включающая работы и услуги по: профпатологии, экспертизе профессиональной пригодности, экспертизе связи заболевания с профессией. Также в составе заявки ООО «СОЦМЕД» был представлен договор с ФГБУ ФНКЦ ФМБА России на оказание медицинских услуг.
Таким образом, учитывая возможность привлечения соисполнителя, победителем в составе заявки была представлена лицензия на осуществление медицинской деятельности в соответствии с требованиям Закупочной документации.
Также Заявитель не согласен с порядком присвоения баллов победителя закупки по квалификации участника.
Пунктом 7 Технического задания установлен порядок оценки заявок:
«Профессионализм и компетентность»:
Количество исполненных договоров на оказание услуг по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров, начиная с января 2019 года по настоящее время (стоимость договора не менее 10000 тыс. руб., без НДС). Предоставить договоры и акты оказанных услуг.
Документы не предоставлены/не соответствуют критериям – 0 баллов.
1-2 договора = 20 балла,
3-4 договора = 40 балла,
5-7 договоров = 60 баллов,
8-9 договоров = 80 баллов,
10 и более договоров = 100 баллов.
1.2. Кадровое обеспечение - количество
врачей-специалистов (специальность должна соответствовать проводимым обследованиям при данных медосмотрах), имеющих сертификаты, первую или высшую квалификационную категорию. Предоставить справку о кадровых ресурсах, копии трудовых книжек, трудовых договоров или гражданско-правовых договоров, а также документы подтверждающие квалификацию (диплом, сертификат по специальности, документ подтверждающий повышение квалификации по профпатологии, удостоверении о присвоении высшей/первой квалификационной категории по предоставленной специальности )
Документы не предоставлены/не соответствуют критериям – 0 баллов,
менее 10 врачей-специалистов =10 баллов,
10-19 врачей-специалистов =20 баллов,
20-29 врачей-специалистов =60 баллов,
30-39 врачей-специалистов = 80 баллов,
40 и более врачей-специалистов =100 баллов
В качестве подтверждения опыта ООО «СОЦМЕД» было представлено 10 договоров на сумму свыше 10 млн. рублей, исполнение каждого договора подтверждено актами выполненных работ.
В соответствии с требования пункта 4.4 Технического задания ООО «СОЦМЕД» были предоставлены данные на 68 врачей специалистов, из них 44 специалиста имеют документы о присвоении высшей/первой квалификационной категории.
В связи с чем, по оценочным критериям «Профессионализм и компетентность» участнику конкурса ООО «СОЦМЕД» присвоено максимальное количество баллов.
На совании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что оценка заявки победителя была осуществлена правомерно и в соответствии с требованиями Закупочной документации.
В свою очередь, Заявителем не представлено действительных доказательств, подтверждающих нарушение прав участников с учетом вышеизложенных требований документации.
Между тем, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика совершены в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими закупочную деятельность Заказчика.
Исходя из вышеизложенного, с учетом фактических обстоятельств дела, Комиссия признает жалобу Заявителя необоснованной, поскольку Заказчик оценивал документы, представленные в составе заявки участников на соответствие требованиям, установленным в документации.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ФГБУ «Научно-исследовательский институт медицины и труда им. Академика Н.Ф. Измерова» (ИНН: 7719022912; ОГРН: 1027739776954) на действия ПАО «Россети Московский регион» (ИНН: 5036065113; ОГРН: 1057746555811) при проведении Закупки необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенное письмом Московского УФАС России от 14.01.2022 № НП/1259/22.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.