Решение б/н б/а от 20 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-18358/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

15.10.2021                                                                                                  г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

при участии посредством видеконференцсвязи представителей <.................>, ООО «ОРГТОРГ», в отсутствие представителя от КУ <.................>, извещенного надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 11.10.2021 № ЕО/62235/21,

рассмотрев жалобу <.................> (далее - Заявитель) на действия организатора торгов — ООО «ОРГТОРГ» (далее - Организатор торгов) и конкурсного управляющего <.................> при проведении торгов по продаже имущества должника (сообщение № 7130978, лот № 63, далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов и Конкурсного управляющего при проведении Торгов.

Заявитель выражает несогласие с установленным порядком проведения Торгов.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

В уведомлении о принятии жалобы к рассмотрению содержалась информация о том, что в случае отсутствия технической возможности, а также при наличии иных объективных причин невозможности рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи, стороны вправе подать ходатайство об очном рассмотрении жалобы, оформленное надлежащим образом. Указанное ходатайство должно быть направлено не позднее 15:00 (по московскому времени) рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы на электронные почты to77@fas.gov.ru, to77-torgi.mufas@fas.gov.ru.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от лиц, которым направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению Заявителем в Управление не поступало.

Таким образом, учитывая, что указанные лица надлежащим образом извещены о способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС России считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие Конкурсного управляющего.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона
от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон
о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов. Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС России от 22.04.2014 № 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.

Таким образом, Комиссией установлено, что жалоба подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3–19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Информация о Торгах опубликована на официальном сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ) (сообщение
№ 7130978 от 11.08.2021).

Предметом торгов является транспортное средство -Nissan X-Trail,г.в. 2012,VIN №: Z8NTANT31CS075698, Рег.№: К311АВ777.

Из жалобы следует, что согласно Протоколу о результатах проведения открытых торгов по лоту № 63 от 16.09.2021 № 39530-63 Заявитель был признан победителем торгов с предложением о цене 605 700,00 рублей.

21.09.2021 Заявителю на указанный в заявке адрес электронной почты поступило сообщение о необходимости подписания в течении 5 (пяти) дней договора купли-продажи. Согласно сообщению о проведении торгов Победитель обязан уплатить в течение 30 дней с даты заключения ДКП определенную на торгах стоимость, за вычетом внесенного ранее задатка по реквизитам Должника, которые будут указаны в договоре купли-продажи, заключенном по итогам торгов. Переход права собственности осуществляется после полной оплаты. Расходы по регистрации перехода права собственности на предмет торгов возлагаются на Покупателя.

В связи с тем, из текста полученного письма следует, что вместо 30 дней для оплаты, было указано 5 дней и получение техники возможно после подтверждения поступления полной оплаты на р/с СУ-155, Заявитель 21.09.2021 решил обратиться ответственному сотруднику и договориться о осмотре, приобретенного имущества позвоним по указанному в сообщении о проведении торгов номеру телефона (8-495-155-35-95).

Вместе с тем, в период с 10.09.2021 по 15.09.2021 для ознакомления с имуществом по месту его нахождения по указанному номеру ответа не последовало.

В составе сообщения № 6531862 от 19.04.2021 Конкурсным управляющим был опубликован отчет об оценке имущества должника от 15.12.2020 № 227-20/0. Оценка имущества проводилась с целью определения начальной цены продажи на торгах, вид стоимости: рыночная. Наиболее эффективное использование: по прямому назначению.

В соответствии с сообщением на ЕФРСБ № 6911136 от 02.07.2021, стоимость лота на первых торгах соответствовала начальной цене продажи на торгах по заключению Оценщика.

В соответствии с отчетом оценки от 15.12.2020 № 227-20/0 оценщиком осмотр ТС не проводился, автомобили, состояние которых указано в сводной таблице характеристик объектов оценки как «удовлетворительное», находятся в работоспособном состоянии, не требуют ремонта. Аварийным указаны ТС разукомплектованные или имеющие повреждения кузова, основных узлов и агрегатов.

Заявитель полагает, что оценщику была передана недостоверная информация о состоянии подлежащего оценки имущества: Т.С. -Nissan X-Trail,г.в. 2012,VIN №: Z8NTANT31CS075698, Рег.№: К311АВ777.

24.09.2021 Заявителем в адрес Организатора торгов посредством электронной почты было направлено требование о возврате задатка, перечисленного за участие в торгах в полном объеме - 60 570 рублей, либо предоставить по акту приема пригодное (в удовлетворительном состоянии, находящееся в работоспособном состоянии, не требующее ремонта) ТС.

На настоящий момент ответ на письмо от Организатора торгов Заявителю не поступил, задаток не возвращен.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно сообщению о проведении торгов от 11.08.2021 № 7130978 победитель обязан заключить с продавцом договор купли-продажи (далее по тексту - ДКП) в срок, не позднее 5 (Пяти) дней со дня получения предложения КУ о заключении такого договора. В случае отказа или уклонения победителя от подписания ДКП в течение 5 (Пяти) дней со дня получения предложения КУ о заключении такого договора, внесенный задаток ему не возвращается. В этом случае КУ предлагает заключить ДКП участнику, предложившему наиболее высокую цену по сравнению с ценой, предложенной другими участниками, за исключением победителя.

Победитель обязан уплатить в течение 30 дней с даты заключения ДКП определенную на торгах стоимость, за вычетом внесенного ранее задатка по реквизитам Должника, которые будут указаны в договоре купли-продажи, заключенном по итогам торгов. Переход права собственности осуществляется после полной оплаты. Расходы по регистрации перехода права собственности на предмет торгов возлагаются на Покупателя.

На основании ч. 16 статьи 110 Закона о банкротстве в течение двух рабочих дней с даты подписания протокола о результатах проведения торгов организатор торгов направляет победителю торгов и внешнему управляющему копии этого протокола. В течение пяти дней с даты подписания этого протокола внешний управляющий направляет победителю торгов предложение заключить договор купли-продажи предприятия с приложением проекта данного договора в соответствии с представленным победителем торгов предложением о цене предприятия.

В случае отказа или уклонения победителя торгов от подписания данного договора в течение пяти дней с даты получения указанного предложения внешнего управляющего внесенный задаток ему не возвращается и внешний управляющий вправе предложить заключить договор купли-продажи предприятия участнику торгов, которым предложена наиболее высокая цена предприятия по сравнению с ценой предприятия, предложенной другими участниками торгов, за исключением победителя торгов.

Согласно ч. 19 статьи 110 Закона о банкротстве при продаже предприятия оплата в соответствии с договором купли-продажи предприятия должна быть осуществлена покупателем в течение тридцати дней со дня подписания этого договора.

Представитель конкурсного управляющего 21.09.2021 направил в адрес Заявителя уведомление о необходимости подписания договора в течение 5 (пяти) календарных дней, а на оплату приобретенного имущества после подписания договора предоставлялось 30 (тридцать) календарных дней.

Вместе с тем порядок оплаты приобретенного имущества, а также сроки оплаты были размещены Организатором торгов в сообщении о проведении торгов.

В связи с чем, Заявитель не был лишен возможности ознакомиться с порядком подписания договора и оплаты имущества.

Доказательств противоречий в вышеуказанном порядке заключения договора Заявителем не представлено, а Комиссией не уставлено, поскольку Сообщение о Торгах содержит необходимую информацию о сроках совершения сторонами действий, направленных на заключение договора купли-продажи.

В связи с чем данный довод Заявителя Комиссия признает необоснованным.

Относительно довода Заявителя о нарушении Организатором торгов порядка ознакомления с имуществом Комиссия отмечает, что согласно сообщению о проведению торгов дополнительную информацию можно получить с момента публикации сообщения о торгах и до окончания периода приема заявок по будням с 11:00 до 17:00 (по МСК; обед с 13:00 до 14:00) по адресу: orgtorgpro@gmail.com, а также на электронной площадке. Ознакомление с имуществом – по месту его нахождения, по предварительной записи в указанное время по тел. 8-495-155-35-95.

При этом Организатор торгов на заседании Комиссии пояснил, что с указанного в жалобе номера телефона звонков в адрес Организатора торгов не поступало, что подтверждается распечаткой реестра входящих звонков. Также на указанный в Сообщении адрес электронной почты Организатора торгов Заявителем запросы на ознакомление с имуществом не поступали.

В заседании Комиссии Заявитель также подтвердил, что с запросами на электронную почту Организатора торгов он не обращался.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что оспаривание Заявителем порядка ознакомления с имуществом, по его мнению, ограничивающего конкуренцию, подлежало обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников данных торгов, которые подали заявки в соответствии с условиями Извещения.

В свою очередь, окончанием срока приема заявок, установленного в Сообщении, являлось 15.09.2021.

В свою очередь, жалоба в антимонопольный орган была направлена Заявителем 07.10.2021, то есть за пределами регламентированных сроков на обжалование.

В силу статьи 8 ГК РФ Заявитель, подавая заявку на участие в Торгах, конклюдентно согласился с условиями их проведения, что свидетельствует, что такие условия были ясны и понятны подателю жалобы.

Согласно статье 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, «действия в обход закона» с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

На основании вышеизложенного, Комиссией принято решение об оставлении данного довода Заявителя без рассмотрения.

В соответствии с частью 5.1 статьи 110 Закона о банкротстве в течение тридцати рабочих дней с даты включения сведений о результатах инвентаризации имущества должника в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве конкурсный кредитор или уполномоченный орган, если размер требования конкурсного кредитора или размер требования уполномоченного органа превышает два процента общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, вправе направить внешнему управляющему требование о привлечении оценщика с указанием имущества, в отношении которого требуется оценка.

Отчет об оценке имущества должника подлежит включению конкурсным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение двух рабочих дней с даты поступления копии этого отчета в электронной форме.

Таким образом, осуществление действий по оценке реализуемого имущества входит в компетенцию внешнего управляющего, конкурсного управляющего.

Комиссия отмечает, что полномочия антимонопольного органа ограничены возможностью рассмотрения действий организатора торгов или конкурсного управляющего в части заключения договора, в случае если последний выступал также и организатором торгов. В настоящем случае, обжалование действий конкурсного управляющего при формировании конкурсной массы не входит в полномочия антимонопольного органа и может быть оспорено исключительно в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 5 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, рассмотрение жалоб на действия организаторов торгов, проводимых в рамках конкурсного производства в соответствии с Законом о банкротстве, относится к компетенции антимонопольного органа. В свою очередь, действия конкурсного управляющего не входят в полномочия антимонопольного органа.

Согласно части 8 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая для этих целей специализированная организация.

В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве внешний управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий; конкурсный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий.

Таким образом, в случае если конкурсный управляющий (внешний управляющий) выступает в качестве организатора торгов при проведении торгов в рамках Закона о банкротстве, антимонопольный орган по итогам рассмотрения жалобы в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, вправе выдать такому конкурсному управляющему (внешнему управляющему) обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

В случае если организатором торгов при проведении конкурсного производства выступает специализированная организация, привлеченная на договорной основе конкурсным управляющим (внешним управляющим), при выявлении антимонопольным органом нарушений законодательства Российской Федерации при организации и проведении таких торгов, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обязательное для исполнения предписание выдается специализированной организации как организатору данных торгов.

Таким образом, антимонопольным органом рассматриваются жалобы на действия (бездействие) конкурсного управляющего (внешнего управляющего), в случае если он является организатором торгов.

В данном случае, организатором торгов является специальная организация, а не конкурсный управляющий.

Указанная позиция также нашла свое отражение в письме Федеральной антимонопольной службы от 30.06.2016 № РП/44252/16.

В связи с чем, доводы Заявителя о нарушении его прав действиями Конкурсного управляющего, связанными с проведением ненадлежащей оценки реализуемого имущества, оставляются Комиссией без рассмотрения.

Относительно довода Заявителя о взыскании внесенного задатка Комиссия отмечает, что антимонопольный орган не располагает компетенцией по осуществлению контроля за внутренним порядком функционирования хозяйствующих субъектов.

Вместе с тем, доводы Заявителя направлены на восстановление его имущественных прав, связанных с возможным неосновательным обогащением юридического лица. В связи с изложенным, указанный спор подлежит рассмотрению исключительно в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30, антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры. Согласно части 1 статьи 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд.

В связи с чем, Комиссией принято решение об оставлении данного довода Заявителя без рассмотрения.

Относительно размещения Организатором торгов недостоверной информации о состоянии реализуемого имущества, Комиссия отмечает, что Заявитель, действуя добросовестно, при принятии решения об участии в торгах должен был проявить должную осмотрительность и изучить всю необходимую информацию о предмете купли-продажи.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

Вместе с тем Заявитель своим правом на ознакомление с имуществом не воспользовался.

В свою очередь, осмотр имущества после подведения итогов Торгов, в которых Заявитель принял участие и последующий отказ от оплаты имущества нельзя считать добросовестным поведением со стороны победителя Торгов, соответствующему ожидаемому от участника гражданского оборота.

Изучив представленные материалы дела, Комиссия также не находит правовых оснований для установления в действиях Организатора торгов нарушений при проведении Торгов, поскольку последний в строгом соответствии со статьей 110 Закона о банкротстве определил победителя Торгов в регламентированные сроки согласно протоколам, составленным по результатам Торгов.

Доказательств обратного Заявителем в материалы дела не представлено.

Таким образом, доводы жалобы Заявителя на действия Организатора торгов о несоблюдении порядка проведения Торгов, предусмотренного законодательством в сфере банкротства, не находят своего подтверждения, в связи с чем жалоба в указанной части признана необоснованной.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов в части нарушения порядка проведения Торгов необоснованной, в остальной части действий Организатора торгов и Конкурсного управляющего — оставить жалобу без рассмотрения.

  2. Снять ограничения на размещение Торгов, наложенные письмом Московского УФАС России от 11.10.2021 № ЕО/62235/21

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны