Решение №72927/19, 72928/19 Решение и предписание по жалобам ОООО НПО «Хорда» на действи... от 31 декабря 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-18518/2019 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
26.12.2019 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия),
рассмотрев жалобы ООО НПО «Хорда» (далее также — Заявитель) на действия ПАО «МОЭСК» (далее также — Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку «изоляторов 55 в сборе» для нужд «МКС» - филиала ПАО «МОЭСК» (реестровый № 31908586354), конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку «арматуры к самонесущему изолированному проводу (СИП) напряжением до 1 кВ» для нужд филиалов ПАО «МОЭСК» (реестровый № 31908630228), (далее — Закупки) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, мотивированная установлением неправомерных требований в Закупочных документациях в части отказа в допуске в случае наличия у участника документально подтвержденных фактов отказов оборудования (рекламационных актов, письменных рекламациях и т. п.), наличия срывов (нарушений сроков поставки по договорам с Заказчиком.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (в редакции, действующей на дату опубликования извещения о проведении Закупки) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее также — Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — Официальный сайт).
В соответствии с пунктом 2.11.2.4 Закупочных документаций по результатам рассмотрения вторых частей заявок Закупочная комиссия Заказчика отклоняет участников от дальнейшего участия в процедуре в случае:
– наличия документально подтвержденных фактов отказов оборудования (рекламационных актов, письменных рекламациях и т.п.), аварийных ситуаций вследствие эксплуатации продукции, иного негативного опыта эксплуатации продукции.
– наличия на момент окончания срока подачи заявок срывов (нарушений) сроков поставки по договорам с Заказчиком, где вина участника за срыв (нарушение) сроков поставки доказана в судебном порядке и имеются непогашенные исполнительные листы по выплате неустойки и/или убытков в пользу Заказчика, либо если нарушение сроков поставки участником по договорам с Заказчиком признано в любой форме самим участником, а также наличие не предусмотренных договором случаев отказов участника от исполнения договоров/осуществления обязательств по договорам с Заказчиком полностью или в части, если случаи, указанные в настоящем пункте, произошли в последние 24 месяца до подачи заявки участником.
По мнению Заявителя, вышеуказанные требования необоснованно ограничивают конкуренцию.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что установление в Закупочных документациях данных требований позволяет отграничить доступ к процедуре недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков), что, в свою очередь, позволит своевременно выполнить предусмотренные объектом Закупочных процедур работы.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что из установленных Заказчиком формулировок содержания Закупочных документаций не представляется возможным определить, что значит негативный опыт эксплуатации продукции и по поставке какой продукции должны отсутствовать рекламации, что противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Более того, установленные Заказчиком требования не могут быть применены ко всем участникам Закупок в равной степени, поскольку исходя из положений пункта 2.11.2.4 Закупочных документаций учету подлежат исключительно договоры, заключенные с Заказчиком.
Также Комиссия считает необходимым отметить следующее.
Включение в Закупочные документации, в том числе требований, предусмотренных пунктом 2.11.2.4 Закупочных документаций в качестве критерия допуска для принятия участия в таких процедурах не является безусловной гарантией надлежащего исполнения будущих обязательств, а равно установление таких требований не позволяет заказчикам достоверно установить добросовестность потенциальных участников конкурентных процедур. В свою очередь, в соответствии с пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
В связи с чем установление таких требований в качестве критерия допуска к дальнейшему участию в процедурах влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок, ограничивая количество участников, поскольку остальные участники объективно лишены возможности принять участие в данном случае в Закупках.
Поскольку Заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования к претендентам, условиям допуска к участию, к составу их заявок, перечню документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документациях требованиям, то он обязан, в первую очередь, при формировании таких требований руководствоваться принципами, провозглашенными Законом о закупках.
Также необходимо учесть, что наличие у Заказчика права по самостоятельному определению требований к участнику закупочных процедур не означает, что реализация данного права должна осуществляться произвольно.
Следовательно, требования должны устанавливаться Заказчиком таким образом, при котором обеспечиваются равные возможности (условия) для принятия участия в процедурах.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком недолжным образом установлены требования к участникам процедур. Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения требований Закона о закупках, представителем Заказчика в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при проведении закупочных процедур должны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушений принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок, установленного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
При таких обстоятельствах, доводы, изложенные в жалобах признаются обоснованным.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ОООО НПО «Хорда» (ОГРН: 1165029057302, ИНН: 5029214075) на действия ПАО «МОЭСК» (ОГРН: 1057746555811, ИНН: 5036065113) при проведении Закупок обоснованными.
2. Установить в действиях Заказчика нарушение пунктов 2, 4 части 1 статьи 3, пункт 13, пунктов 1, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках..
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание
об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 077/07/00-18518/2019 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
26.12.2019 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия),
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 26.12.2019 по делу по делу № 077/07/00-18518/2019,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ПАО «МОЭСК» (далее — Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку «изоляторов 55 в сборе» для нужд «МКС» - филиала ПАО «МОЭСК» (реестровый № 31908586354), конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку «арматуры к самонесущему изолированному проводу (СИП) напряжением до 1 кВ» для нужд филиалов ПАО «МОЭСК» (реестровый № 31908630228), (далее — Закупки), а именно:
-
-
Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Закупок.
-
Заказчику вернуть участникам Закупок ранее поданные заявки
с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Закупках. -
Заказчику внести изменения в Закупочные документации с учетом решения Комиссии от 26.12.2019 по делу по делу № 077/07/00-18518/2019.
-
Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Закупках таким образом, чтобы он составлял не менее половины срока подачи заявок на участие в Закупках с момента размещения информации о внесении изменений в Закупочные документации до даты окончания приема заявок.
-
Заказчику назначить новые даты окончания подачи заявок, даты рассмотрения заявок, даты подведения итогов Закупок с учетом решения Комиссии
от 26.12.2019 по делу по делу № 077/07/00-18518/2019. -
Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в сети Интернет.
-
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 27.01.2020.
-
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 31.01.2020 с приложением подтверждающих документов.
-
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи (изготовления в полном объеме).
Примечание:
-
-
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
-
Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
-