Решение б/н б/а от 23 мая 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-6962/2022 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
17.05.2022 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего Комиссии:
«...»;
членов Комиссии:
«...»;
«...»;
в отсутствие представителей «...», «...», ООО «Фабрикант.ру», Управление Росреестра по Москве, извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 06.05.2022 № НП/24812/22,
рассмотрев жалобу «...» (далее — Заявитель) на действия «...» (далее — Организатор торгов) при проведении торгов по продаже имущества должника (сообщение № 8657398, далее - Торги) (далее — Жалоба),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.
Согласно доводам жалобы, Организатор торгов указал в сообщении информацию, повлекшую ограничение Заявителя возможности для дальнейшего участия в Торгах.
Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения.
Комиссия отмечает, что, согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется Комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.
Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.
Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.
Заявлений о невозможности подключения к сеансу, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от Заявителя в Управление не поступало.
Между тем, от Организатора торгов в составе материалов поступило ходатайство о рассмотрении жалобы Заявителя в его отсутствие.
Таким образом, учитывая, что указанные лица надлежащим образом извещены о способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы без представителей сторон.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 № 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.
Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.
Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 утвержден Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Комиссией Управления установлено, что сообщение о проведении торгов № 8657398 опубликовано в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве — 21.04.2022.
Предмет Торгов: 1/4 доля в праве собственности на квартиру, общей площадью 55 кв.м, расположенную по адресу: гор. Москва, 1-й Рижский переулок, дом 2, корп. 3, кв. 26, кадастровый номер: 77:02:0023014:2205.
Начальная цена: 900 000,00 руб.
Размер задатка - 10,00 %.
Информация о снижении цены - величина снижения цены составляет 10% от начальной цены лота каждые пять рабочих дней.
Вид торгов: публичное предложение.
Дата и время начала подачи заявок: 22.04.2022 15:00.
Дата и время окончания подачи заявок: 17.05.2022 15:04.
Форма подачи предложения о цене: Открытая.
В своей жалобе Заявитель указывает, что, имея намерение участвовать в оспариваемых Торгах, им были совершены действия по оплате задатка.
Вместе с тем, осуществляя перевод денежных средств, Заявитель получал отказ в связи с несуществующим БИК, указанном в сообщении о проведении Торгов.
Заявитель в жалобе отмечает, что им была получена информация из открытых источников о нахождении указанного в сообщении банка для перечисления задатков в стадии ликвидации.
Заявитель обратился за разъяснениями к Организатору торгов, но обратной связи не получил.
Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 8 статьи 110 Закона о банкротстве Организатор торгов выполняет следующие функции:
- опубликовывает и размещает сообщение о продаже предприятия и сообщение о результатах проведения торгов;
- принимает заявки на участие в торгах, предложения о цене предприятия;
- определяет участников торгов;
- осуществляет проведение торгов в случае использования открытой формы представления предложений о цене предприятия;
- определяет победителя торгов и подписывает протокол о результатах проведения торгов;
- уведомляет заявителей и участников торгов о результатах проведения торгов.
Также в соответствии с частью 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться:
сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием;
сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия;
требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги;
условия конкурса в случае проведения торгов в форме конкурса;
порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений. В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием открытой формы представления предложений о цене предприятия время окончания представления предложений не указывается);
порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению;
размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток;
начальная цена продажи предприятия;
величина повышения начальной цены продажи предприятия («шаг аукциона») в случае использования открытой формы подачи предложений о цене предприятия;
порядок и критерии выявления победителя торгов;
дата, время и место подведения результатов торгов;
порядок и срок заключения договора купли-продажи предприятия;
сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи;
сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона.
При подготовке к проведению торгов по продаже предприятия организатор торгов осуществляет прием заявок на участие в торгах и предложений участников торгов о цене предприятия, а также заключает договоры о задатке.
Проект договора купли-продажи предприятия и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке подлежат размещению на электронной площадке и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве без опубликования в официальном издании.
На основании части 14 статьи 110 Закона о банкротстве Организатор торгов обязан обеспечить равный доступ всех лиц к участию в торгах, в том числе к информации о проведении торгов, и обеспечить право лиц на участие в торгах без взимания с них платы, не предусмотренной настоящим Федеральным законом.
Для проведения торгов Организатор торгов обязан использовать информационные системы, обеспечивающие:
свободный и бесплатный доступ к информации о проведении торгов, правилах работы с использованием такой системы;
право участия в торгах без взимания платы;
возможность представления заявки на участие в торгах и прилагаемых к ней документов, их копий в форме электронных документов;
хранение и обработку в электронной форме заявок на участие в торгах и иных документов, представляемых заявителями, с использованием сертифицированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке средств криптографической защиты информации;
защиту информации (заявок на участие в торгах и иных документов), представляемой заявителями, в том числе сохранность этой информации, предупреждение уничтожения информации, ее несанкционированного изменения и копирования;
создание, обработку, хранение и представление в электронной форме информации и документов, в том числе протоколов комиссии о результатах проведения торгов;
бесперебойное функционирование таких систем и доступ к ним пользователей, в том числе заявителей, в течение всего срока проведения торгов.
Комиссия установила, что в сообщении о проведении Торгов указаны реквизиты для перечисления задатка.
Получатель: «...», р/с: 40817810200002000709, открытый в АО «РФИ БАНК», к/с: 30101810045250000799, БИК: 044525799.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 17.05.2022 № ЮЭ9965-22-94338158 АО «РФИ БАНК» находится в стадии ликвидации (пункт 21).
Вместе с тем, в своих возражениях Организатор торгов указал, что на момент публикации сообщения о проведении Торгов, он не обладал информацией, что на указанные реквизиты невозможно осуществить переводы денежных средств в связи с ликвидацией АО «РФИ Банк».
Организатор торгов отмечает, что данный факт стал известен после звонка потенциального участника Торгов.
Комиссия оценивает данный довод критически, поскольку в пункте 22 выписки из ЕГРЮЛ от 17.05.2022 № ЮЭ9965-22-94338158 АО «РФИ БАНК» дата внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей указанные сведения — 06.09.2021. При этом, дата публикации сообщения на ЕФРСБ — 21.04.2022.
По информации, представленной Организатором торгов, он уведомил потенциальных участников Торгов о невозможности перечисления задатка на указанный расчетный счет, участникам было предложено оплатить задаток после открытия нового расчетного счета.
Организатором торгов был открыт специальный банковский счет должника в филиал «Центральный» ПАО «Совкомбанк», г. Бердск 27.04.2022 (сообщение № 8698906 от 27.04.2022, сообщение № 8698928 от 27.04.2022).
Относительно указанных доводов Комиссия отмечает, что вышеуказанные сообщения не содержат ссылки на изначальное сообщение о проведении Торгов от 21.04.2022 № 8657398. Также отсутствует ссылка в сообщении от 28.04.2022 № 8702395 о результатах торгов.
Более того, информации о сообщении № 8698906 от 27.04.2022, сообщении № 8698928 от 27.04.2022 не содержится и на электронной торговой площадке (далее — ЭТП).
Положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Вместе с тем Организатор торгов, зная о наличии в Сообщении некорректных сведений о расчетном счете для внесения задатка, не внес изменения в опубликованное Сообщение, тем самым не обеспечил потенциальным участникам возможность реализации права на участие в Торгах, поскольку в силу части 12 статьи 110 Закона о банкротстве невнесение задатка является основанием для отклонения заявки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что потенциальные участники не могли знать об изменении реквизитов счета, на который необходимо перечислять задатки для участия, что влечет за собой ограничение числа потенциальных участников на участие в оспариваемых Торгах.
Вместе с тем, в соответствии с определением Верховного суда от 26.04.2022 № № 309-ЭС21-27706 по делу № А34-2459/2010 реализация имущества должника посредством проведения торгов в конкурсном производстве подчинена общей цели названной процедуры – наиболее полное удовлетворение требований кредиторов исходя из принципов очередности и пропорциональности (абзац шестнадцатый статьи 2, статьи 110, 111, 124, 139 Закона о несостоятельности (банкротстве)).
Действия, касающиеся формирования лотов, определения условий торгов и непосредственной реализации имущества должны быть экономически оправданными, направленными на достижение упомянутой цели – получение максимальной выручки (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2022 № 305-ЭС21-21247).
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Организатора торгов требованиям, установленным частью 14 статьи 110 Закона о банкротстве.
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы.
При этом, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В свою очередь, в своих возражениях Организатор торгов указал, что с «...» (победителем оспариваемых Торгов) была договоренность, что сумму задатка он внесет вместе с полной оплатой по договору в случае, если от покупки имущества откажутся сособственники после направления им предложения о заключении договора купли-продажи.
Комиссия отмечает, что, согласно части 12 статьи 110 Закона о банкротстве, решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов.
К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.
Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:
заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;
представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;
поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.
В рассматриваемом случае Организатор торгов не имел права допускать «...» до участия в Торгах в связи непоступлением задатка на расчетный счет, тем более, руководствоваться каким-либо иными договоренностями.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Организатора торгов требованиям, установленным частью 12 статьи 110 Закона о банкротстве.
Резюмируя изложенное, с учетом имеющихся в настоящее время документов и сведений, на основании конкретных фактических обстоятельств дела, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Организатора торгов обоснованной.
Также Комиссия приходит к выводу о необходимости в выдаче Конкурсного управляющего обязательного для исполнения предписания.
Руководствуясь частью 17, частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов обоснованной.
2. Установить в действиях Организатора торгов нарушения части 12, части 14 статьи 110 Закона о банкротстве.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.