Решение б/н ООО «НИУ ВШЭ» (ИНН 7714030726) на действия ФАУ «РОСДОРНИИ» (... от 16 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФГАУ ВО «НИУ ВШЭ»

101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20

 

 

ФАУ «РОСДОРНИИ»

125493, г. Москва, ул. Смольная, д. 2

 

 

ООО «РТС-тендер»

Набережная Тараса Шевченко, дом 23, корпус А, г. Москва, 121151

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-4038/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

24.06.2019

г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

 

рассмотрев в открытом заседании жалобу жалобы ФГАОУ ВО «НИУ «ВШЭ» на действия заказчика ФАУ «РОСДОРНИИ», при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение научно-исследовательской работы по теме: «Подготовка оптимальных форматов и методических форм реализации контрактов жизненного цикла, ориентированных на повышение качества и снижение совокупной стоимости дорожных работ, с учетом необходимого нормативно-правого регулирования, а также формирование организационно правовых схем и финансовых моделей для расширения практики применения контрактов жизненного цикла, включая сферу отраслевого ценообразования» (реестровый № 31907892938) (далее — Конкурс) в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),


 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки.

Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Частью 10 ст. 3 Закона о закупках предусмотрены основания, позволяющие участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Заявитель в жалобе ссылается на неправомерность действий заказчика по ненадлежащему формированию документации, которая затронула права заявителя при участии в торгах, что выразилось в допущении заказчиком разночтений при определении порядка оценки заявок участников закупки в документации, которые не позволили участнику закупки сформировать надлежащую конкурентоспособную заявку на участие в торгах.

Как следует из материалов дела, заказчиком в единой информационной системе закупок опубликовано извещение о проведении указанного конкурса.

Заявитель в жалобе ссылается на следующие противоречия, допущенные заказчиком при формировании документации.

В соответствии с п. 3.1 приложения № 1 к Информационной карте в составе документации о проведении конкурса в электронной форме указаны квалификационные требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение аналогичных работ/оказание услуг сопоставимого характера.

Сведения должны быть подтверждены копиями государственного контракта (с приложением актов выполненных работ/оказанных услуг), заключенного в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ или копией гражданско-правового договора (с приложением актов выполненных работ/оказанных услуг), заключенного в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ. В качестве документов, подтверждающих приемку выполненных работ/оказанных услуг могут быть представлены итоговые акты о приемке, акты сверки взаиморасчетов, подтверждающие исполнение участником закупки обязательств по контракту/договору в полном объеме. При этом цена такого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 000 000,00 (Двадцати миллионов) рублей. Контракт (договор) должен быть представлен со всеми дополнительными соглашениями и приложениями.

Далее в документации указано, что предоставление несколько контрактов/договоров, общая сумма которых составляет 20 000 000,00 рублей, не допускается. Контракт (договор) должен быть исполнен без нарушений со стороны участника закупки.

В тоже время заказчиком в приложении № 2 к информационной карте закупки, определены критерии порядка оценки заявок участников закупки, а именно наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ/оказанию услуг сопоставимого характера и объема. В рамках подкритерия оценивается опыт участника по исполнению участником закупки контрактов (договоров) сопоставимого характера (под аналогичными работами/услугами понимаются работы/услуги, указанные в Техническом задании (Раздел 6):

Сведения, указываемые участниками закупки в по указанному подкритерию, должны быть подтверждены копиями государственных или муниципальных контрактов (с актами об исполнении), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, копиями гражданско-правовых договоров (с актами об исполнении), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ, содержащих сведения о выполнении работ сопоставимого характера (см. раздел «Содержание критерия»). Контракты (договоры) должны быть заключены и исполнены в полном объеме в период с 01.01.2016 и до даты подачи заявки на участие в закупке. Все контракты (договоры) должны быть исполнены без нарушений со стороны участника закупки. В качестве документов, подтверждающих приемку выполненных работ, могут быть представлены итоговые акты о приемке, акты сверки взаиморасчетов, подтверждающие исполнение участником закупки обязательств по контракту/договору в полном объеме.

При этом цена одного принимаемого к оценке контракта (договора) должна составлять не менее 1 000 000 (одного миллиона) рублей 00 копеек.

На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что на этапе рассмотрения заявок участников закупки выявилась техническая ошибка в установлении требований к участникам закупки о наличии опыта (квалификации) в большем размере (в денежном выражении), чем установлено в порядке оценки заявок по аналогичному критерию. При этом запросов на разъяснение положений Конкурсной документации в части оценки и сопоставления заявок от участников закупки по квалификационным требованиям не поступало. Внести уточнения в порядок оценки и сопоставления заявок участников закупки квалификационным требованиям на этапе рассмотрения вторых частей заявок было невозможно. Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме проводилась Комиссией по закупкам на основании критериев, установленных в информационной карте конкурсной документации, и Приложением №2 к Информационной карте Конкурсной документации по критерию оценки «Квалификация участника закупки», предусмотренного Конкурсной документацией.

Комиссией по закупкам принято решение провести оценку и сопоставление заявок участников закупки квалификационным требованиям по формуле п. 2.1 Приложения № 2 к Информационной карте.

Кроме того, на заседании Комиссии представитель заявителя сослался на необоснованность в действиях заказчика по установления в документации квалификационного требования к участникам закупки о наличии у него опыта исполнения обязательств не менее 20 000 000,00 (Двадцати миллионов) рублей.

Признавая жалобу заявителя обоснованной, Комиссия Управления исходит из следующего.

Закупочная документация заказчика предусматривает квалификационные требования к участникам закупки, которые подлежали представлению в составе второй части заявки.

В соответствии с п. 3.2 документации помимо обязательных и дополнительных требований к участникам закупки, в пункте 16 информационной карты могут быть установлены квалификационные требования, связанные с предметом закупки, которым должны соответствовать участники закупки.

Предоставленное заказчику право на самостоятельное определение критериев допуска заявок к участию в закупочной процедуре направлено на предоставление ему возможности выбора потенциального контрагента, наиболее полно отвечающего предъявляемым требованиям, а потому способного в наиболее короткие сроки обеспечить заказчика необходимыми ему качественными товарами, работами или услугами. В то же самое время такое право заказчика не является безусловным и безграничным и оканчивается тогда, когда вместо выбора наилучшего контрагента по объективным показателям такое право используется для целей искусственного сокращения количества участников закупки с тем, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту. В этом случае действия организатора закупки приобретают характер злоупотребления правом, не подлежащего судебной защите в силу ч. 2 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Требование заказчика в качестве допуска на участие в закупке о наличии у участника закупки договора по исполнению обязательств на сумму не менее 20 000 000 рублей существенным образом ограничивает возможность участия в рассматриваемой закупке, поскольку исключает возможность участия в закупке лиц, не отвечающих таким требованиям.

Вместе с тем заказчик не учитывает, что подобного рода требования не могут быть установлены без соблюдения баланса частных интересов заказчика и публичных интересов расширения количества участников торгов, предотвращения различных злоупотреблений и недопущения ограничения конкуренции на торгах, что установлено законодательством о защите конкуренции, в том числе Законом о закупках. При этом, рассматривая установленные в закупочной документации требования, признать их соответствующими указанным принципам закупочной деятельности не представляется возможным.

В настоящем случае заказчик посчитал возможным рассматривать указанное требование и как критерий допуска до участия в торгах, и как критерий оценки заявок (с учетом признанной заказчиком технической ошибки) что, в свою очередь, не может считаться надлежащим исполнением требований Закона о закупках.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что наличие у участников закупки опыта выполнения договоров (кадровых ресурсов, материально-технических ресурсов) не может являться критерием допуска к участию в закупке в установленном заказчиком виде, так как соответствие указанным требованиям не является гарантией надлежащего исполнения будущего обязательства по договору.

Установление данного требования в качестве допуска к дальнейшему участию в процедуре влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Наличие у Заказчика права по самостоятельному определению требований к участнику закупочной процедуры, не означает, что реализация данного права должна осуществляться произвольно. Следовательно, требования должны устанавливаться Заказчиком таким образом, при котором обеспечиваются равные возможности (условия) для принятия участия в процедуре.

Таким образом, с учетом признания заказчиком факта технической ошибки, допущенное при формировании документации, с учетом доводов заявителя, следует признать, что в нарушение п.п. 9, 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, заказчиком в конкурсной документации не установлены надлежащим образом требования к участникам закупки, порядок оценки заявок участников закупки, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (с четом позиции заказчика о технической ошибке), а указанная их редакция влечет нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ФГАУ ВО «НИУ ВШЭ» (ИНН 7714030726) на действия ФАУ «РОСДОРНИИ» (ИНН 7743937082) при проведении закупки обоснованной в части.

  2. Признать в действиях заказчика нарушение п.п. 9, 13, 14 ч. 10 ст. 4,  п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

  3. Выдать ФАУ «РОСДОРНИИ обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны