Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по д... от 30 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 077/04/9.21-3634/2022


 

г. Москва

Резолютивная часть постановления оглашена «29» июня 2022 года.

В полном объеме постановление изготовлено «29» июня 2022 года.


 

Я, заместитель руководителя Московского УФАС России <...>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 077/04/9.21-3634/2022, возбужденного в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (дата регистрации в качестве юридического лица 23.09.2003, ИНН 7708503727, КПП 7708101001, ОГРН 1037739877295, адрес: 107174, г. Москва, ул. Басманная Нов., д. 2), уведомленного о месте и времени рассмотрения дела определением (исх. от 22.06.2022НП/33169/22), при участии представителя ОАО «РЖД» <...>, по доверенности от 07.04.2021 № ТЭ-68/Д, ООО «Энергопромсбыт» <...> по доверенности от 03.12.202165/2021, СНТ «Каменка» <...> от 18.10.2021 № б/н

УСТАНОВИЛ:

Протоколом по делу об административном правонарушении от 21.06.2022 № 077/04/9.21-3634/2022 (исх. 21.06.2022 32940/22) зафиксирован факт административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В Московское УФАС России поступило заявление СНТ «Каменка» (далее также –Заявитель) на действия (бездействие) ОАО «РЖД», содержащие признаки нарушения ОАО «РЖД» пунктов 105 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения), при рассмотрении заявки СНТ «Каменка» от 13.07.2021 № 36142 на заключение договора об осуществлении технологического присоединения в отношении энергопринимающих устройств объекта, расположенного по адресу: Свердловская обл., Белоярский городской округ, СНТ «Каменка» (кадастровый номер 66:064502004:216) (далее – Объект).

Президиумом ФАС России были даны разъяснения № 7, утвержденные протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 № 15, которые определяют порядок применения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с учетом Правил технологического присоединения, Правил недискриминационного доступа, Правил подключения и законодательства о теплоснабжении, критерии применения статей 9.21 и 14.31 КоАП РФ, а также основания выдачи представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Согласно указанным разъяснениям при поступлении в антимонопольный орган заявления о нарушении антимонопольного законодательства, подготовленного в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции, но содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, данное обращение подлежит квалификации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Таким образом, заявление СНТ «Каменка» необходимо квалифицировать как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ установлено, что Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения заявления должностным лицом Московского УФАС России установлено следующее.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ на 10.12.2020 ОАО «РЖД» осуществляет деятельность железнодорожного транспорта: междугородние и международные пассажирские перевозки (код по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2 — 49.10) в качестве дополнительного вида деятельности — распределение электроэнергии (код по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2 — 35.13).

Согласно Реестру субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, ОАО «РЖД» осуществляет деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии и включено в I Раздел «Услуги по передаче электрической энергии и (или) тепловой энергии» под регистрационным номером 77.1.15.

Таким образом, ОАО «РЖД» является организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, в том числе услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям. При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией,
к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Согласно статье 4 Федерального закона «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляется непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем, не составляет самостоятельного товарного рынка. Данная позиция подтверждена Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.09.2009 № 6057/09, от 15.05.2011 № 16008/10.

Таким образом, ОАО «РЖД» является субъектом естественной монополии на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии, то есть является сетевой организацией.

Между ОАО «РЖД» и ООО «Энергопромсбыт» заключен агентский договор от 30.04.2021 № 4389635, в соответствии с которым вопросы технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства ОАО «РЖД», а также объектов электросетевого хозяйства ОАО «РЖД» к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций, утверждённым распоряжением ОАО «РЖД», отнесены к деятельности «Желдорэнерго» – филиал ООО «Энергопромсбыт».

Таким образом, «Желдорэнерго» – филиал ООО «Энергопромсбыт» является агентом ОАО «РЖД» в части обеспечения приема заявок переоформление (восстановление) объектов энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям ОАО «РЖД» и заключения соответствующих договоров, на основании агентского договора от 30.04.2021 № 4389635.

Следовательно, на сетевую организацию ОАО «РЖД», действующее в лице ООО «Энергопромсбыт», лежит обязанность по контролю за деятельностью уполномоченной организации (ООО «Энергопромсбыт» (в лице его филиала «Желдорэнерго»)) от лица ОАО «РЖД».

Таким образом, ООО «Энергопромсбыт» («Желдорэнерго»), не являясь сетевой организацией и осуществляя действия, связанные с технологическим присоединением к электрическим сетям ОАО «РЖД», выступает от имени и за счет ОАО «РЖД», действующего в качестве сетевой организации.

При нарушении порядка технологического присоединения к электрическим сетям субъектом административной ответственности, предусмотренной статьей 9.21 КоАП РФ, является сетевая организация как лицо, на которое возложена непосредственная обязанность по выполнению возложенных на него государством функций.

Таким образом, непосредственно на сетевой организации ОАО «РЖД» лежит обязанность по соблюдению Правил технологического присоединения в рамках технологического присоединения энергопринимающих устройств Объекта к электрическим сетям.

На основании изложенного сетевой организацией, оказывающей непосредственно услуги по передаче электрической энергии, в том числе
по технологическому присоединению объектов заявителей к электрическим сетям и переоформлению (восстановлению) докуметов о технологическом присоединении, является ОАО «РЖД».

В силу части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащим сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Процедура технологического присоединения объектов заявителей к электрическим сетям определена Правилами технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил технологического присоединения и наличии технической возможности технологического присоединения.

Согласно пункту 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил технологического присоединения.

Для целей Правил технологического присоединения под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом «б» пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.

СНТ «Каменка» 13.07.2021 подало в ОАО «РЖД» заявку № 36142д об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств Объекта с максимальной мощностью 100 кВт по уровню напряжения 0,4 кВ третьей категории надежности (далее - Заявка).

Таким образом, СНТ «Каменка» относится к категории потребителей, указанных в пункте 12(1) Правил технологического присоединения, в связи с чем рассмотрение заявки СНТ «Каменка» осуществляется с учетом особенностей, установленных разделом Х Правил технологического присоединения.

Так, согласно пункту 105 Правил технологического присоединения в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил технологического присоединения, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя): условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с Правил технологического присоединения для соответствующей категории заявителей; счет, предусмотренный пунктом 103 Правил технологического присоединения; технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) Правил технологического присоединения, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 Правил технологического присоединения (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию); инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

Таким образом, на ОАО «РЖД» возложена обязанность по направлению в адрес заявителя документов, предусмотренных пунктом 105 Правил технологического присоединения, в срок до 27.07.2021 (включительно).

В ответ на Заявку ОАО «РЖД» в лице ООО «Энергопромсбыт», действующего на основании агентского договора от 30.04.2021 № 4389635, с нарушением срока, установленного пунктом 105 Правил технологического присоединения, направило письмо исх. от 24.09.2021 № 28944/21 и-ЖДЭ. Согласно указанному письму сети ОАО «РЖД» расположены на расстоянии 1700 м от границ Объекта.

При этом, ОАО «РЖД» сообщило заявителю, что на расстоянии 500 м от границ Объекта расположены объекты электросетевого хозяйства ОАО «МРСК Урала», а именно ВЛ-10 кВ от Вл-10 кВ ф. Кордон (далее — ВЛ), в связи с чем согласно позиции ОАО «РЖД» оснований для разрешений в личном кабинете документов, предусмотренных пунктом 105 Правил технологического присоединения, у ОАО «РЖД» не имеется.

Вместе с тем, как следует из представленных ОАО «МРСК Урала», СНТ «Каменка» и ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» документов и письменных пояснений, ВЛ-10 арендуется ООО «Газпром трансгаз Ектеринбург» у ПАО «Газпром» по договору аренды от 19.11.2021 № 01/1600-Д-25/22. Указанные лица не имеют статуса сетевой организации и не оказывают услуги по передаче электрической энергии, в том числе посредством ВЛ-10, на территории Свердловской области, а также не имеют установленного органом исполнительной власти в сфере тарифного регулирования тарифа на передачу электрической энергии.

Так, согласно письменным пояснениям ООО «Газпром трансгаз Ектеринбург» ВЛ-10 является неотъемлемой технологической частью магистральных газопроводов, обеспечивающей работу газотранспортной системы ПАО «Газпром».

В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности от 17.07.2015 № 259-15/12.1 ЦЭС БП технологическое присоединение ВЛ-10 осуществлено к ВЛ 10 кВ ф. Кордон (ПС 110/10 кВ «Режик»), находящейся на балансе ОАО «МРСК Урала». При этом, согласно представленному ОАО «МРСК Урала» картографическому изображению объектов электросетевого хозяйства ВЛ 10 кВ ф. Кордон находится на расстоянии более 3,7 км от границ участка Заявителя, ПС 110/10 кВ «Режик» - на расстоянии более 4,9 км.

Таким образом, сетевой организацией, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка СНТ «Каменка», является ОАО «РЖД», в связи с чем в действиях ОАО «РЖД», выразившихся в неразмещении в личном кабинете СНТ «Каменка» документов, предусмотренных пунктом 105 Правил технологического присоединения, в установленный названным пунктом Правил технологического присоединения срок должностным лицом установлен факт нарушения статьи 9.21 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Вместе с тем частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 077/04/9.21-26/2020 от 20.03.2020 (исх. от 20.03.2020 № НП/14664/20) ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Указанное постановление вступило в силу 14.12.2020 (постановление Девятого Апелляционного Арбитражного суда от 14.12.2020 № 09АП-64674/2020 по делу № А40-63198/20).

Таким образом, должностным лицом Московского УФАС России установлен факт нарушения ОАО «РЖД» части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения - город Москва.

Время совершения административного правонарушения - 28.07.2021, день, следующий за последним днем окончания установленного срока выдачи заявителю переоформленных документов о технологическом присоединении Объекта, установленного пунктом 69 Правил технологического присоединения.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ОАО «РЖД» (дата регистрации в качестве юридического лица 23.09.2003, ИНН 7708503727, КПП 7708101001, ОГРН 1037739877295, адрес: 107174, г. Москва, ул. Басманная Нов., д. 2) заключается в неразмещении в личном кабинете СНТ «Каменка» документов, предусмотренных пунктом 105 Правил технологического присоединения, в установленный названным пунктом Правил технологического присоединения срок.

Таким образом, ответственность в соответствии частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ за нарушение Правил технологического присоединения, выразившееся неразмещении в личном кабинете СНТ «Каменка» документов, предусмотренных пунктом 105 Правил технологического присоединения, в установленный названным пунктом Правил технологического присоединения срок, несет юридическое лицо ОАО «РЖД».

  1. Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

  2. Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ОАО «РЖД», не установлено.

  3. Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

  4. На основании вышеизложенного, с учетом положений части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, а также с учетом части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, необходимо применить штраф в размере 600 000 (Шестьсот тысяч) рублей 00 копеек.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 4.1 КоАП РФ, на основании части 2 статьи 9.21 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать ОАО «РЖД» (дата регистрации в качестве юридического лица 23.09.2003, ИНН 7708503727, КПП 7708101001, ОГРН 1037739877295, адрес: 107174, г. Москва, ул. Басманная Нов., д. 2) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 (Шестьсот тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена в федеральный бюджет через банк или иную кредитную организацию на счет федерального казначейства по следующим реквизитам с указанием УИН, содержащегося в образце платежного поручения, приложенного к настоящему постановлению:

Получатель:

ИНН 7706096339 КПП 770101001

УФК по г. Москве (для Московского УФАС России, л/с 0473132489)

Банк получателя:

ГУ Банка России по ЦФО

р/с 40102810545370000003

БИК 004525988

ОКТМО 45375000

Назначение платежа:

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Административный штраф, зачисляемый в

Федеральный бюджет по Постановлению № 077/04/9.21-3634/2022

Копии документов, подтверждающих оплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет в должностному лицу, вынесшему постановление, в письменном виде по адресу: г. Москва, Мясницкий проезд, д. 4 стр. 1, 107078, или в электронном виде на адрес электронной почты: to77@fas.gov.ru.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Приложение: квитанция на 1 л. в 1 экз.

Связанные организации

Связанные организации не указаны