Решение №944/24 б/а от 15 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-18356/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

10.01.2024 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«..»;

членов Комиссии:

«..»;

«..»;

«..»,

рассмотрев жалобу ООО ТК «Автоальянс» (далее - Заявитель) на действия ПАО «ФОРВАРД ЭНЕРГО» (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг пассажирским автотранспортом для нужд Няганской ГРЭС (реестровый № 32312897684, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

При этом в жалобе Заявителя содержится ссылка на нарушение Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия разъяснила Заявителю о том, что настоящая жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба, содержащая сведения о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции.

На вопрос Комиссии Заявитель пояснил, что отказывается от рассмотрения жалобы по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции и в качестве способа защиты права выбирает рассмотрение своей жалобы по правилам статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.

Также в ходе заседания Комиссии Заказчиком заявлено ходатайство об оставлении жалобы без рассмотрения вх. от 29.12.2023 № 87291-ЭП/23, ввиду пропуска Заявителем срока на обжалование, предусмотренного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Московского УФАС, рассмотрев указанное ходатайство не находит оснований для его удовлетворения на основании следующего.

В соответствии частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС) итоговый протокол опубликован Заказчиком08.12.2023.

При этом, Комиссией установлено, что жалоба Заявителя подана в антимонопольный орган 15.12.2023, то есть с соблюдением сроков, предусмотренных частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, жалоба подлежит рассмотрению по существу, а ходатайство об оставлении жалобы без рассмотрения не подлежит удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалобы Заявителя отвечают требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Заявитель в своей жалобе выражает несогласие с решением закупочной комиссии об отклонении заявки. По мнению Заявителя, представленные в составе заявки документы соответствовали требованиям Закупочной документации.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами информационная открытость закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При этом Комиссия отмечает, что частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Пунктами 9, 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно подпункту «г» пункта 9 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления следующих информации об отсутствии у участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства - физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

Заказчиком 26.10.2023 на официальном сайте ЕИС размещено извещение о проведении Закупки и закупочная документация.

Начальная цена договора - 37 199 500,00 руб.

Дата начала срока подачи заявок — 26.10.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок - 17.11.2023 15:00.

Дата рассмотрения первых частей заявок — 23.11.2023.

Дата проведения сопоставления ценовых предложений — 24.11.2023.

Дата рассмотрения вторых частей заявок — 05.12.2023.

Дата подведения итогов — 07.12.2023.

Комиссией установлено, что приложением № 1Б, Заказчиком установлен перечень отборочных критериев, соответствие которым устанавливается при рассмотрении вторых частей заявок, в том числе:

п/п

Отборочные критерии

Подтверждающие документы и сведения

Порядок рассмотрения

6.

У Участника Конкурентной закупки с участием субъектов МСП - физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - Участника Конкурентной закупки с участием субъектов МСП отсутствует непогашенная или неснятая судимость за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в отношении указанных физических лиц не применялись наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

Заявка Участника, имеющаяся у Общества достоверная информация (запросы МВД, Прокуратуры, адвокатские запросы, судебные запросы, сайты органов судебной власти и иные официальные публичные источники)

В случае несоответствия критерию – заявка Участника должна быть отклонена

 

В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии по рассмотрению вторых частей заявок от 06.12.2023 № 32312897684-03 (далее — Протокол), заявка Заявителя (номер заявки 2) признана не соответствующей пункту 6 отборочных критериев, установленных Приложением № 1Б к Закупочной документации, а именно: «отсутствие у Участника Конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты МСП, - физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника Конкурентной закупки с участием субъектов МСП непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации».

На заседании Комиссии Заказчик в обоснование несоответствия указанному пункту указал, что Постановлением УВД России по г. Челябинску от 25.09.2023 (далее – Постановление УВД России по г. Челябинску) установлено злоупотребление работниками Заявителя полномочиями в корыстных целях, признаваемых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации преступлением коррупционной направленности.

Полицией «Курчатовский» УМФД России по г. Челябинску были зафиксированы признаки совершения работниками Заявителя преступления, предусмотренного частью 1 статьи 201 Уголовного кодекса Российской Федерации в рамках исполнения договора от 18.12.2019, заключенного между ПАО «Форвард Энерго» и ООО «Азимут» на оказание услуг по управлению транспортными средствами.

Постановлением УВД России по г. Челябинску установлено, что ведущий специалист по транспорту ПАО «Форвард Энерго» «..». получал на свой расчетный счет денежные средства от учредителя и генерального директора ООО ТК «Автоальянс» «..», от диспетчера ООО «Азимут» «..», и от учредителя ООО «Азимут» «..» в период исполнения договора с ПАО «Форвард Энерго», а лица, совершавшие перевод денежных средств на расчетный счет «..», были заинтересованы в заключении и исполнении договора с Обществом. В Постановлении УВД России по г. Челябинску приведены доказательства личной заинтересованности работников ООО ТК «Автоальянс» и ООО «Азимут».

Исходя из данных обстоятельств, по мнению Заказчика, допуск Заявителя в участию в Закупке аналогичных услуг свидетельствовал бы о поощрении Заказчиком противозаконных коррупционных проявлений и об оказании содействия в их развитии.

В свою очередь Комиссия отмечает, что при рассмотрении заявок действует презумпция добросовестности участника закупки, если иное, то есть несоответствие или недостоверность указанных участником в заявке сведений, не выявлены и не доказаны Заказчиком.

При этом Комиссия отмечает, что заявка Заявителя полностью соответствует требованиям Закупочной документации, поскольку на момент подачи заявки у Заявителя отсутствовали непогашенные или неснятые судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в отношении указанного лица не применялись наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

Доказательство обратного Заказчиком не представлено.

При этом на заседании Комиссии, Заявителем также была представлена справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного дела выданная ГУ МВД России по Челябинской области от 18.02.2023 № 074/190164-Л, которая подтверждает отсутствие сведений об осуждении на территории Российской Федерации, а также отсутствие сведений о факте уголовного преследования либо прекращения уголовного преследования на территории Российской Федерации.

Ссылка Заказчика на Постановление УВД России по г. Челябинску от 25.09.2023, согласно которому, установлено злоупотребление работниками Заявителя полномочиями в корыстных целях несостоятельны, поскольку названным Постановлением отказано в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в действиях «..», «..» состава преступления.

Таким образом, доводы Заказчика, приведенные в обоснование несоответствия Заявителя пункту 6 отборочных критериев, установленных Приложением № 1Б к Закупочной документации, не находят своего фактического подтверждения.

При этом действительных доказательств несоответствия Заявителя пункту 6 отборочных критериев, установленных Приложением № 1Б к Закупочной документации, Заказчиком не представлено.

В связи с этим Комиссия считает отклонение заявки Заявителя по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения вторых частей заявок от от 06.12.2023 № 32312897684-03, неправомерным.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, и признает жалобу обоснованной.

В соответствии с подпунктом «а» пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Однако, поскольку в настоящем случае по результатам Закупки, с соблюдением требований законодательства, в части, касающейся сроков подведения итогов Закупки и заключением договора, с единственным участником заключен договор (20.12.2023), Комиссия Управления не выдает Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО ТК «Автоальянс» «..» на действия ПАО «ФОРВАРД ЭНЕРГО» «..» при проведении Закупки обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

  3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.

     

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны