Решение №47800/23 б/а от 9 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-14466/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
02.11.2023                                                                                                                            г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«…..»,

членов Комиссии:

«…..»,

«…..»,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей «…..» («…..» по доверенности от 18.10.2023 № 2), «…..» («…..» по доверенности 15.02.2023 № б/н),

рассмотрев жалобу «…..» (далее также – Заявитель) на действия «…..» (далее также - Организатор торгов)при проведении аукциона по реализации имущества должника: АМТС Хендэ Гранд Санта Фе, 2014 г.в., г.н. С648ТО799, VIN: KMHSN81XDEU067569 (извещение №23000017540000000222, лот №1, далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 89 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.

Комиссией установлено, что между Организатором торгов и ТУ Росимущества в городе Москве заключен государственный контракт на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Российской Федерации от 22.02.2023 № 07-АИ/2023 (далее — Государственный контракт).

Извещение о проведении торгов № 23000017540000000222, лот №1 было опубликовано 10.09.2023 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (ww.torgi.gov.ru) (далее — Официальный сайт).

Предмет Торгов: АМТС Хендэ Гранд Санта Фе, 2014 г.в., г.н. С648ТО799, VIN: KMHSN81XDEU067569.

Дата начала подачи заявок: 11.09.2023 11:00 (МСК)

Дата окончания подачи заявок: 12.10.2023 11:00 (МСК)

Дата проведения торгов: 16.10.2023 11:00 (МСК)

Согласно доводам, изложенным в жалобе, Заявитель выражает несогласие с принятым решением Организатора торгов об отклонении заявки, поскольку документы, представленные в составе заявки, полностью соответствовали требованиям аукционной документации.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно Извещению, размещенному на Официальном сайте, Организатор торгов вправе отклонять представленные заявки, если они не соответствуют требованиям (формам), установленным в извещении о проведении Аукциона.

При рассмотрении заявок на участие в аукционе Организатор торгов также не допускает Заявки к участию в Аукционе в случае, если:

- подача заявки на участие в торгах и прилагаемых к ней документов с

нарушением срока, установленного в информационном сообщении;

- подача предусмотренных информационным сообщением документов, не соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и информационным сообщением;

- заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;

- не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счет, указанный в информационном сообщении.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и ( или ) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе по продаже арестованного имущества в электронной форме от 16.10.2023 № 1, помимо заявки Заявителя, были также отклонены иные участники Торгов, а именно:

1) «…..»;

2) «…..»;

3) «…..»;

4) «…..»;

5) «…..».

В качестве причины отклонения заявок указано, что «Документы не соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, Документы не соответствуют требованиям указанным в извещении. Причины отказа представляются по запросу на почту».

Учитывая, что протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе по продаже арестованного имущества в электронной форме от 16.10.2023 № 1 не содержит оснований отклонения заявок, антимонопольный орган запросил у Организатора торгов письменные пояснения с указанием оснований отклонения каждого участника.

Как указал Организатор торгов, заявка Заявителя была отклонена по причине отсутствия в составе заявки информации предусмотренной частью 5 статьи 449.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Заявки «…..», «…..», «…..», «…..» и «…..» были отклонены по причине неуказания в согласии на обработку персональных данных самих данных, на которые предоставляется согласие в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2016 № 152-ФЗ «О персональных данных». Также заявки «…..», «…..» и «…..» были отклонены по причине предоставления согласий на обработку персональных на имущество, реализуемое на комиссионных началах, в то время как указанные торги не являются комиссионными.

Относительно основания отклонения заявки Заявителя по причине отсутствия в составе заявки информации, предусмотренной частью 5 статьи 449.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, Комиссия отмечает следующее.

Организатор торгов на заседании Комиссии пояснил, что отклонением заявки Заявителя послужило то, что заявка «…..» была подана представителем по доверенности «…..», а задаток на участие в Торгах был оплачен представителем по доверенности «…..».

В свою очередь, как указывает Организатор торгов, агентский договор на оплату денежных средств в составе заявки не представлен. По мнению Организатора торгов, данное обстоятельство свидетельствует о том, что задаток внесен лицом, которое не является стороной сделки, и в составе заявки также должна была быть приложена копия паспорта доверенного, а именно «…..» и декларация в соответствии с частью 5 статьи 449.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Комиссией установлено, что согласно Извещению к торгам допускаются любые лица, зарегистрированные на ЭТП, находящейся в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», предоставившие заявки на участие в торгах с помощью электронного документооборота на ЭТП, подписанные ЭЦП с необходимым комплектом документов (электронные скан-копии с подлинника документа, в том числе:

1. Заявка на участие в торгах по установленной форме;

2. Платежный документ с отметкой банка об исполнении, подтверждающий перечисление Претендентом установленной суммы задатка на указанный в Извещении о проведении торгов счет (оригинал);

3. Надлежащим образом оформленная доверенность на лицо, имеющее право действовать от имени Заявителя, если заявка подается представителем Заявителя;

4. В соответствии с ФЗ № 115 от 07.08.2001 участник обязан предоставить сведения о происхождении денежных средств (для физических лиц: справку 2НДФЛ 3НДФЛ, кредитный/ипотечный договор, договор займа или другие документы) (для юридических лиц: Бухгалтерский баланс за последний отчетный период, Формы 1 и 2 бухгалтерской отчетности за последний отчетный период с приложением документов, подтверждающих факт сдачи отчетности в контролирующие органы, договор займа, кредитный договор). При предоставлении договора займа, участник представляет сведения о происхождение денежных средств в отношении лица предоставившего займ, а также согласие на обработку персональных данных в отношении указанного лица. При непредоставлении запрашиваемых данных Организатор торгов вправе отказать в приеме заявки на участие в торгах. Также в заявочной форме должны быть представлены такие обязательные сведения, как скан-копия СНИЛС– для физических лиц и индивидуальных предпринимателей, копия СНИЛС руководителя – для юридических лиц.

5. Подписанная участником опись предоставляемых документов по установленной форме.

6. Согласие на обработку персональных данных.

Для физических лиц:

1. Копия паспорта Заявителя (все листы) или заменяющего его документа;

2. Нотариально удостоверенное согласие супруга/супруги на заключение сделки купли – продажи (при наличии супруга/супруги), или нотариально заверенное заявление об отсутствии брака (если требует законодательство РФ);

3. Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе (ИНН) Заявителя;

4. Иные документы, предусмотренные Российским законодательством.

Проанализировав заявку Заявителя, Комиссией установлено, что к заявке Заявителя были приложенные следующие документы:

1. Заявка Торги Grand Santa Fe;

2. Подтверждение наличия средств для проведения операций по обеспечению участия в электронных процедурах;

3. СВЕДЕНИЯ, ПОЛУЧАЕМЫЕ В ЦЕЛЯХ ИДЕНТИФИКАЦИИ КЛИЕНТОВ - ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ... «…..» (ОПРОСНЫЙ Л.);

4. Договор займа «…..» и «…..»;

5. Сведения о доходах «…..»;

6. СНИЛС «…..»;

7. Согласие на обработку «…..»;

8. Согласие на обработку «…..»;

9. Паспорт «…..»- 13 л.;

10. Заявление об отсутствии зарегистрированного брака «…..»;

11. Выписка из ЕГРН (ИНН «…..») «…..»;

12. ДЕКЛАРАЦИЯ о соответствии участника требованиям пункта 5 статьи 449.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации;

13. Декларация об отсутствии решения арбитражного суда о признании банкротом;

14. Опись к Заявке;

15. Платежное поручение (подтверждение наличия средств для обеспечения участия) от 27.09.2023;

16. Доверенность на «…..» от 03.09.2023

Комиссией установлено, что заявка «…..» подана от имени «…..» на основании доверенности от 03.09.2023 № 05АА2752729.

Доверенность от 03.09.2023 № 05АА2752729, подтверждающая, что Заявитель уполномочен действовать от имени другого лица, а именно от «…..» приложена в составе заявки.

Согласно приложенной в составе заявки доверенности «…..» уполномочивает «…..» на следующие действия: «- осуществление регистрации для целей участия в торгах, в том числе предоставление необходимых для этих целей документов; получение аккредитации(запрос сервиса) по всем направлениям, в том числе предоставление необходимых для этих целей документов;

- осуществление действий по участию в торгах;

- представление и подписание, в том числе и электронной подписью Представителя, заявки на участие в торгах, и прилагаемых к ней документов, а также получение, направление и подписание электронной подписью Представителя уведомлений, протоколов определения участников торгов, протоколов о результатах торгов, о признании торгов несостоявшимися, договоров о задатке, договоров купли - продажи; осуществление операций с денежными средствами, зачисленными на лицевые счета в личном кабинете Заявителя, а также иные действия, которые могут быть необходимы для выполнения вышеперечисленных полномочии, включая действия, направленные на обеспечение участия в торгах;

-ознакомление с имуществом и документацией; осуществление приёмки имущества и подписание актов приемки имущества по результатам участия в торгах, в том числе и электронной подписью, а также подавать от моего имени заявления, ходатайства, объяснения получать и предоставлять справки и другие документы, расписываться за меня и совершать все действия, связанные с выполнением этого поручения.».

В соответствии с частью 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.

Таким образом, «…..» имел полномочия на участие в Торгах и, следовательно, обладал правом внесения задатка.

Следует также отметить, что в регламенте оператора электронной площадки OOO «РТС-тендер» отсутствуют специальные условия для регистрации либо порядка подачи заявок для лица, имеющего право действовать от имени Заявителя, если заявка подается представителем Заявителя, равно как и Извещение о Торгах не содержит указанных условий.

Как было указано Комиссией ранее, согласно аукционной документации, если заявка подается представителем Заявителя, то в составе заявки должна быть приложена надлежащим образом оформленная доверенность на лицо, имеющее право действовать от имени Заявителя.

В аукционной документации не предусмотрено предоставление каких-либо других документов для лиц, действующих по доверенности.

Проанализировав заявку Заявителя, Комиссией установлено, что все необходимые документы, согласно документации, предоставлены Заявителем в составе заявки.

Доказательств обратного Организатором торгов не представлено.

Положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

В силу статьи 10 ГК РФ участники гражданского оборота должны действовать добросовестно.

Комиссия отмечает, что при принятии решения об отклонении заявки Организатор торгов должен руководствоваться условиями документации, на которую в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации конклюдентно согласились все участники при подаче заявки на участие в Торгах.

При этом Организатор торгов не может ссылаться на другие документы для обоснования отклонения заявки Заявителя.

В свою очередь, Комиссия отмечает, что со стороны Организатора торгов также не предоставлено нормативного обоснования правомерности отклонения заявки Заявителя.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о неправомерном отклонении заявки Заявителя, поскольку прописанных в доверенности полномочий достаточно для представления интересов Заявителя в ходе проведения торгов по продаже арестованного имущества.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы в указанной части.

Относительно основания отклонения участников «…..», «…..», «…..», «…..» и «…..» по причине отсутствия в согласии на обработку персональных данных самих данных, на которые предоставляется согласие в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и предоставления согласий на обработку персональных на имущество, реализуемое на комиссионных началах, Комиссия отмечает следующее.

Приложением № 1 к Государственному контракту от «22» февраля 2023 г. № 07-АИ/2023 предусмотрено Техническое задание на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Российской Федерации (далее — Техническое задание).

В соответствии с пунктом 8.5 Технического задания в качестве требований к содержанию информации о предмете торгов указана необходимость разместить форму заявки на приобретение имущества, а также форму заявки на участие в торгах в течение 2 (двух) рабочих дней с даты заключения Контракта на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов – www.torgi.gov.ru. Формы заявок должны содержать согласие лица на обработку его персональным данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2016 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Согласно Извещению к торгам допускаются любые лица, зарегистрированные на ЭТП, находящейся в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», предоставившие заявки на участие в торгах с помощью электронного документооборота на ЭТП, подписанные ЭЦП с необходимым комплектом документов (электронные скан-копии с подлинника документа), в том числе, согласие на обработку персональных данных (п. 6 Порядка оформления участия в торгах).

На Официальном сайте в составе документов к Извещению Организатором торгов размещены две формы согласий на обработку персональных данных.

В частности, размещена форма согласия на использование и последующую обработку личных данных для возможности заключения сделки по продаже арестованного/заложенного имущества на комиссионных началах.

При этом, Комиссия отмечает, что в размещенных Организатором торгов формах согласий отсутствует требование о предоставлении данных, которые подлежат обработке в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2016 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Перечень сведений, которые должные быть отражены в согласии на обработку персональных данных, приведены в части 4 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».

Так, в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);

3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

4) цель обработки персональных данных;

5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;

9) подпись субъекта персональных данных.

Вместе с тем Комиссией установлено, что форма согласия на обработку персональных данных, размещенная Организатором торгов в составе аукционной документации не соответствует вышеуказанным требованиям Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».

Согласно размещенным Организатором торгов формам согласий на обработку персональных данных, участникам Торгов необходимо указать только владельца персональных данных, указать дату составления документа и проставить подпись. Указание иных сведений, на которые ссылается Организатор торгов и которые должны быть отражены в согласии на обработку персональных данных в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» не предусмотрены размещенными в составе аукционной документации формами.

Таким образом, установленные Организатором торгов формы согласий на обработку персональных данных не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Комиссия, изучив документы и сведения представленных участниками торгов, установила, что представленное согласие на обработку персональных данных заполнено в соответствии с установленной формой, в которой указано только на необходимость указать владельца персональных данных и дату составления.

То обстоятельство, что двое участников представили в составе своих заявок согласие на обработку персональных данных для возможности заключения сделки по продаже арестованного/заложенного имущества на комиссионных началах, обусловлено действиями самого Организатора торгов, который разместил в составе документов две формы согласия на обработку персональных данных.

Как было указано Комиссией ранее, на Официальном сайте в составе документов к Извещению Организатором торгов размещены две формы согласий на обработку персональных данных. В частности, размещена форма согласия на использование и последующую обработку личных данных для возможности заключения сделки по продаже арестованного/заложенного имущества на комиссионных началах.

При этом форма согласия на использование и обработку личных данных для возможности заключения сделки по продаже арестованного/заложенного имущества на комиссионных началах неправомерно была размещена Организатором торгов в составе документации, так как оспариваемые Торги не являются Торгами на комиссионных началах.

Таким образом, согласие на обработку персональных данных было представлено участниками в соответствии с требованиями Извещения, а отклонение заявок по указанному основанию неправомерно и обусловлено действиями самого Организатора торгов.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что аукционная документация по своей сути является офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, в связи с чем не должна содержать в себе неточности и разночтения, приводящих к искажению ее смысла.

В целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в процедуре, документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к участникам, подающим заявки на участие в Торгах.

Из вышеизложенного следует, что заявка участника будет настолько конкретной и максимально отвечающей требованиям Организатора торгов, насколько конкретно Организатор торгов определил в своей документации соответствующие требования к предоставлению тех или иных документов.

Комиссия также считает необходимым отметить, что при оценке правомерности и объективности действий Организатора торгов по отклонению заявок участника необходимо установить причинно-следственную связь между положениями документации, на основании которых заявка участника отклонена и непосредственно заявкой отклоненного участника, т.е. оценка правомерности отклонения заявки в настоящем случае невозможна без исследования законности установления положений документации.

Изучив размещенные в составе документации формы согласий на обработку персональных данных, Комиссия установила, что они не соответствуют Федеральному закону от 27.07.2016 № 152-ФЗ «О персональных данных» и требованиям, установленным документации.

Участники «…..», «…..», «…..», «…..» и «…..» оформили согласие в полном соответствии с размещенной формой.

Формальное отклонение заявки за непредставление предусмотренных сведений не может являться безусловным основанием для отклонения заявки участника, если Организатором торгов не доказано реальное несоответствие такого участника требованиям.

Как было указано Комиссией ранее, согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

В силу пункта 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

Кроме того, целью проведения Торгов является реализация имущества должника по наибольшей цене ввиду необходимости удовлетворения требований взыскателя, в связи с чем, действуя добросовестно, Организатор торгов должен способствовать формированию максимального круга участников.

При этом отклонение заявок по формальному основанию при недоказанности действительного несоответствия участника установленным требованиям не соответствует указанной цели.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что отклонение заявок по указанному основанию не соответствует публичному порядку Российской Федерации, определенного законодательством об исполнительном производстве и положениями законодательства, регулирующего проведение публичных торгов.

Материалами дела подтверждается, что несоблюдение порядка формирования аукционной документации, а именно не корректное установление форм документов со стороны Организатора, в последующем привело к ограничению количества участников Торгов и отклонению заявок «…..», «…..», «…..», «…..» и «…..», поскольку указанные участники оформили согласие в полном соответствии с размещенной формой.

В силу изложенного, Комиссия приходит к выводу об отклонении заявок участников по формальным основаниям, не установленным в Извещении о проведении торгов.

Комиссия также отмечает, что данные действия Организатора торгов существенно повлияли на результат торгов и послужили препятствием для реализации цели выставления имущества на Торги - получения наивысшей цены за реализуемое имущество, что, в свою очередь, затрагивает права взыскателя.

Указанные Торги являются публичными торгами, целью проведения которых является реализация имущества с наибольшей ценой.

Наибольшее количество участвующих в торгах лиц, проявивших интерес к реализуемому имуществу, способно увеличить как уровень конкуренции между участниками, так и итоговую цену за продаваемое имущество, что в конечном счете повышает степень удовлетворяемости требований взыскателя.

Действуя разумно и добросовестно в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, Организатор торгов должен способствовать формированию наибольшего по количеству состава участников торгов. Отсечение же претендентов на стадии определения участников торгов, на стадии подачи заявок не соответствует целям реализации имущества должника.

Согласно пункту 8.3 Приложения к Дополнительному соглашению №1 к Государственному контракту Организатор торгов обязан оказывать Услугу способами, не допускающими ограничение, устранение конкуренции и (или) нарушение законных прав и ущемление интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Исходя из вышеуказанной нормы, рассматриваемое положение государственного контракта не является исключительно гражданско-правовым условием исполнения обязательств, поскольку касается публичного порядка проведения торгов.

Публичный характер некоторых условий государственного контракта также подтверждается тем, что его положения определяют порядок проведения публичных торгов, а именно действий Организатора торгов как лица, обремененного публично-правовой обязанностью по реализации имущества на торгах, проводимых в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом.

Таким образом, условия государственного контракта не являются исключительно гражданско-правовыми условиями исполнения обязательств, а ненадлежащее исполнение последних влечет для Организатора торгов не только наступление санкций гражданско-правового характера, но и публичного-правового, например, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков при расторжении договора в одностороннем порядке заказчиком в связи с ненадлежащим исполнением Организатором торгов обязательств по государственному контракту.

При этом наделение антимонопольного органа полномочиями по осуществлению контроля по обязательным торгам на основании статьи 18.1 Закона о защите конкуренции свидетельствует о возможности установления в действиях Организатора торгов несоблюдения публично-правого порядка их проведения, возложенного на последнего государственным контрактом.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы Заявителя и усматривает в действиях Организатора торгов нарушение пункта 8.3 Приложения к Дополнительному соглашению №1 к Государственному контракту от «22» февраля 2023 г. № 07-АИ/2023.

В соответствии с подпунктом «а» пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Комиссией установлено, что 17.10.2023 Организатором торгов с победителем торгов заключен договор купли-продажи имущества № Л7/23/22/CЗАО-34. При этом, протокол о результатах аукциона от 16.10.2023 размещен на сайте ww.torgi.gov.ru 16.10.2023 11:40 (МСК).

В соответствии со частью 11 статьи 89 Закона об исполнительном производстве не допускается заключение договора по результатам торгов ранее чем через десять дней со дня подписания протокола, на основании которого осуществляется заключение договора, а в случае, если предусмотрено размещение указанного протокола на сайте в сети «Интернет», ранее чем через десять дней со дня такого размещения.

Таким образом, Законом об исполнительном производстве установлен императивный запрет на заключение договора по результатам торгов ранее чем через десять дней со дня подписания протокола торгов (размещения его на сайте в сети «Интернет»).

В связи с чем, Организатором торгов в нарушение части 11 статьи 89 Закона об исполнительном производстве заключен договор по итогам Торгов с нарушением соответствующих сроков и является ничтожным.

Вместе с тем Комиссией установлено, что в соответствии с актом приема-передачи имущества от 17.10.2023 был осуществлен переход права собственности реализуемого имущества.

В связи с этим, у Комиссии отсутствуют основания для выдачи Организатору предписание об устранении выявленных нарушений.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, 1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителей на действия Организатора торгов при проведении Торгов обоснованной.

2. Установить в действиях Организатора торгов нарушение пунктов 8.3, 8.8 Технического задания Государственного контракта, части 11 статьи 89 Закона об исполнительном производстве.

3. Обязательное к исполнению предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны