Решение №53495/23 б\а от 14 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-17119/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
12.12.2023 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...>

при участии посредством видеконференцсвязи представителя <...>

рассмотрев жалобу ООО «Бенефис» (далее — Заявитель) на действия ГБУ «Жилищник Выхино района «Выхино-Жулебино» (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора поставки светодиодных светильников и светодиодных ламп для нужд ГБУ «Жилищник Выхино района Выхино-Жулебино» (реестровый № 32312992773, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Комиссией установлено, что 22.11.2023 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) (далее — ЕИС) и АО «ЕЭТП» была размещена информация о проведении Закупки.

Начальная (максимальная) цена договора: 3 000 000,00 руб.

Дата начала срока подачи заявок: 23.11.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 29.11.2023 в 08:00.

Дата рассмотрения первых частей заявок: 30.11.2023.

Дата начала срока подачи ценовых предложений: 01.12.2023.

Дата проведения сопоставления ценовых предложений: 01.12.2023.

Дата рассмотрения вторых частей заявок: 04.12.2023.

Дата подведения итогов: 06.12.2023.

Комиссией установлено, что Заявителем подана заявка № 1191743.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 30.11.2023 Заказчиком принято решение отклонить заявку Заявителя в связи с «несоответствием продукции, указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации».

Заявитель с отклонением заявки не согласился и отметил, что заявка была подготовлена полностью в соответствии с требованиями документации.

Также Заявитель оспаривает отсутствие указания в протоколе конкретной причины отклонения заявки.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В силу пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации подлежат указанию требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.

При этом согласно пункту 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации также должны содержаться требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с пунктом 10 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления предложения участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

1. Относительно правомерности отклонения заявки Заявителя Комиссия установила следующее.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что позиции 5,6,7, предлагаемые Заявителем, соответствуют установленным требованиям. Вместе с тем иные предлагаемые к поставке товары не соответствуют требованиям, указанным в Расчете НМЦД.

В свою очередь Комиссия установила, что согласно пункту 3.3.1 документации заявка на участие в аукционе состоит из двух частей.

В силу пункта 3.3.2 документации первая часть заявки на участие в открытом аукционе должна содержать документы и сведения:

при размещении заказа на поставку товаров:

- согласие претендента на поставку товара,

-конкретные показатели товара, оборудования, материалов (деталей, конструкций), используемых при поставке товаров, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при его наличии) предлагаемого для поставки товара.

- Предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, в соответствии с формой 2 «ПРЕДЛОЖЕНИЕ О ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ (ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВАХ) ИЛИ КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ПРЕДЛАГАЕМЫХ ТОВАРОВ», приведенной в части IV настоящей документации.

Предложение должно содержать предложение участника о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах), иные сведения о товаре, об организации, качестве и условиях оказания услуг по вводу в эксплуатацию, установке и наладке поставляемого товара, предложение о наличии, составе, объеме и условиях послегарантийного сервисного обслуживания, сведения о сертификации товаров, предложение о контроле качества поставляемого товара и условиях и сроках оперативной замены товара с недостатками качества/ комплектности, выявленными на момент поставки, предложение о составе и квалификации персонала, привлекаемого для оказания услуг по вводу в эксплуатацию, установке и наладке поставляемого товара, послегарантийного сервисного обслуживания, сведения об опыте выполнения аналогичных поставок за последние 36 месяцев, сведения о деловой репутации участника, предложение о наличии и описании системы контроля качества выполняемых работ, иные сведения, требования о предоставлении которых содержатся в настоящей документации.

Предложение может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, образец (пробу) товара, на поставку которого размещается заказ.

В соответствии с пунктом 8.4 Информационной карты количество, объем, место, условия и сроки оказания услуг установлены проектом договора, Техническим заданием с учетом приложений. Требования к сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работ, услуг, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара установлены в соответствии с проектом договора, техническим заданием.

Согласно пункту 5.1.5 документации на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе Закупочной комиссией принимается решения о допуске к участию в электронном аукционе претендента и о признании претендента участником электронного аукциона или об отказе в допуске претендента к участию в электронном аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. При рассмотрении первых частей заявок на участие в электронном аукционе участник процедуры закупки не допускается Закупочной комиссией к участию в электронном аукционе в случаях, предусмотренных настоящим Положением и документацией об электронном аукционе..

Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, в случае:

непредставления сведений, предусмотренных пунктом 3.3.2 или представления недостоверных сведений;

несоответствия сведений, предусмотренных пунктом 3.3.2, требованиям документации об электронном аукционе.

Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, по основаниям, не предусмотренным пунктом 5.1.5 настоящей статьи, не допускается.

Требуемые характеристики установлены в Приложении № 1 к Техническому заданию. В частности, Комиссией установлено, что характеристики имеют формат диапазонных значений.

Изучив материалы заявки Заявителя, Комиссией установлено, что предлагаемый Заявителем товар соответствует требованиям Технического задания по своим техническим характеристикам, что не отрицается Заказчиком.

Например, по позиции 1 в Техническом задании установлены следующие требования: «Вид светильника: Настенно-потолочный. Класс защиты от электрического тока: II. Коррелированная цветовая температура, max: <= 4000 К. Мощность: > 10 <= 15 Вт. Световой поток: > 1000 <= 2000 лм.».

В свою очередь, Заявитель в своем техническом предложении по позиции 1 предлагает к поставке товар со следующими характеристиками: «Вид светильника: Настенно-потолочный. Класс защиты от электрического тока: II. Коррелированная цветовая температура, max: 4000 К. Мощность: 12 Вт. Световой поток: 1020 лм.».

Таким образом, в Техническом задании установлен диапазон характеристик, а значения, предлагаемые Заявителем, включаются в указанный диапазон.

Доводы Заказчика о несоответствии предлагаемого к поставке товара Расчету НМЦД Комиссия расценивает как несостоятельные, поскольку указанный документ является обоснованием цены договора, тогда как поданные заявки должны соответствовать требованиям, установленным в Техническом задании.

При этом Комиссия отмечает, что в Расчете НМЦД указаны коммерческие предложения, которые содержат конкретные технические характеристики товаров, предложенные конкретными хозяйствующими субъектами. Указанные коммерческие предложения использовались для формирования НМЦД обжалуемой закупки. В примечании к Расчету НМЦД указано, что участники закупки вправе предлагать и использовать товары, инструменты, оборудование, услуги и т.д., иного производителя и товарного знака, а также маркированные другими товарными знаками (или не маркированных никакими), других производителей, которые эквивалентны (соответствуют техническим параметрам) указанным в настоящей аукционной документации.

Также Комиссия отмечает, что в документации не содержится положения, согласно которому при подаче заявки участники должны руководствоваться характеристиками, указанными в Расчете НМЦД.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что фактически заявка Заявителя соответствует требованиям Закупочной документации, а равно у Заказчика не имелось правовых оснований для отклонения заявки Заявителя.

В связи с вышеизложенным, Комиссия считает решение Заказчика об отклонении заявки Заявителя неправомерным и устанавливает в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

2. Относительно содержания протокола рассмотрения первых частей заявок Комиссия установила следующее.

Заказчик отметил, что в протоколе Заказчик не может указать конкретные причины отклонения заявки, поскольку это не предусмотрено функционалом Оператора электронной площадки.

В свою очередь, Комиссия установила, что согласно пункту 5.1.6 документации на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе, содержащей сведения, предусмотренные частью II "ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНА", аукционной комиссией оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, который ведется аукционной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе. Требования к содержанию протокола установлены Положением. При этом в протоколе, размещаемом на официальном сайте, допускается не указывать сведения о составе аукционной комиссии и данных о персональном голосовании аукционной комиссии. Участникам процедуры закупки, подавшим заявки на участие в аукционе и признанным участниками аукциона, и участникам процедуры закупки, подавшим заявки на участие в аукционе и не допущенным к участию в аукционе, оператором площадки направляются уведомления о принятых аукционной комиссией решениях не позднее одного рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе должен содержать:

а) сведения о порядковых номерах заявок на участие в электронном аукционе;

б) решение:

- о допуске претендента, подавшего заявку на участие в электронном аукционе с соответствующим порядковым номером, к участию в электронном аукционе;

- об отказе в допуске претендента к участию в электронном аукционе с обоснованием такого решения и с указанием положений документации об электронном аукционе, которым не соответствует заявка на участие в электронном аукционе этого претендента, положений заявки на участие в электронном аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об электронном аукционе.

В соответствии с частью 13 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка;

4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок);

5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой;

6) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

В своей деятельности Заказчик, в том числе, руководствуется Положением о закупке, утвержденным приказом Главного контрольного управления города Москвы от «4» августа 2022 г. № 41 (далее — Положение).

Согласно пункту 9.9 Положения протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка;

4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения Закупочной комиссии о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок);

5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой.

Комиссия, исследовав протокол рассмотрения первых частей заявок от 30.11.2023, установила, что названный протокол составлен в нарушение положений части 13 статьи 3.2 Закона о закупках и пункта 9.9 Положения, а именно: не указаны основания отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.

Таким образом, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 3, части 13 статьи 3.2 Закона о закупках, пункта 9.9 Положения.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании доводов жалобы обоснованными и необходимости выдачи Заказчику обязательного для исполнения предписания.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, а также пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Бенефис» (ИНН: 9715229846, ОГРН: 5157746091300) на действия ГБУ «Жилищник Выхино района «Выхино-Жулебино» (ИНН: 7721818162; ОГРН: 5137746246303) при проведении Закупки обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 6 статьи 3, части 13 статьи 3.2 Закона о закупках, пункта 9.9 Положения.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны