Решение б/н б/а от 18 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-5580/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
13.04.2022                                                                                              г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...........>,

при участии посредством видеконференцсвязи <...........> (лично); представителей ООО «РусТорг»; ООО «ММЦ «ГЕРУС»,

рассмотрев жалобу<...........>(далее - Заявитель) на действия ООО «РусТорг» при проведении аукционов по реализации имущества должника (извещение № 210322/56646706/02, лот №1) (далее-Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов, перенаправленная письмом ФАС России от 07.04.2022 №04/33750/22.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 89 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.

Организатором торгов 21.03.2022 опубликовано извещение о проведении Торгов № 210322/56646706/02, лот № 1.

Предмет Торгов: комната №9, общ. пл. 19,6 кв.м, по адресу: г. Москва, 2-й Очаковский пер., д. 7 пом. IV, к/н 77:07:0014001:19847.

Дата начала подачи заявок: 21.03.2022.

Дата окончания подачи заявок: 01.04.2022.

Дата проведения торгов: 05.04.2022 11:00.

Исходя из доводов жалобы следует, что Заявителем для участия в торгах 23.03.2022 была подана заявка на регистрацию на электронной площадке ООО «РусТорг». По состоянию на 12:00 28.03.2022 заявка не была рассмотрена и находилась в статусе «отправлен». После чего в 15:45 28.03.2022 заявка была удалена из личного кабинета Заявителя. В связи с чем, Заявителем в адрес Оператора ЭТП было направлено обращение в техническою поддержку, на что Оператор ЭТП сообщил следующее:

ООО «РусТорг» уведомляет Пользователей о внесении изменений в регламент ООО «РусТорг» от 12.07.2021. Новая редакция вступает в силу с 28.03.2022 16:00. присоединение к регламенту (реализация имущества в рамках 229-ФЗ), Редакция № 4, осуществляется согласно п. 3.1 Настоящего регламента. Для участия в торгах секции 229-ФЗ, необходимо пройти аккредитацию в секции.

Таким образом, по мнению Заявителя, ввиду неправомерных действий со стороны электронной площадки, у Заявителя отсутствовала возможность участвовать в торгах.

Представители Организатора торгов и Оператора электронной торговой площадки с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В ходе заседания Комиссии уставлено, что 23.03.2022 Заявителем была подана заявка на регистрацию на электронной площадке ООО «РусТорг» с приложением необходимых документов.

На заседании Комиссии Оператор ЭТП, пояснил, что 28.03.2022 Заявителю было отказано в регистрации на основании Редакции № 21 Регламента ввиду непредставления в составе заявки подписанного образа регламента и согласия о присоединении к регламенту.

Впоследствии Оператор ЭТП уточнил, что в действительности основанием отказа в регистрации заявке Заявителя послужило непредставление Заявителем в составе заявки на регистрацию заявления на регистрацию, предусмотренного пунктом 9.3 Регламента.

После чего заявка Заявителя, поданная на регистрацию 23.03.2022 была удалена Оператором ЭТП. В связи с чем, Заявитель был лишен возможности ознакомиться с результатами рассмотрения своей заявки.

Согласно пункту 9.6 Регламента редакции № 21 от 12.07.2021 и Новой редакции в течение пяти рабочих дней, начиная со дня поступления документов и сведений, указанных в пункте 9.3 настоящего регламента, оператор электронной площадки регистрирует заявителя на электронной площадке и направляет ему уведомление о регистрации, содержащее, при необходимости, идентифицирующие заявителя данные (имя пользователя и пароль).

При этом Оператором ЭТП не представлено доказательств, подтверждающих надлежащее рассмотрение поданной Заявителем заявки на регистрацию от 23.03.2022 с указанием оснований отклонения заявки, равно как не представлено доказательство правомерности отклонения такой заявки за непредставление того или иного документа, предусмотренного Регламентом.

На заседании Комиссии Оператор ЭТП пояснил, что с 28.03.2022 в 16:00 вверена новая редакция регламента в секции торгов 229-ФЗ, сославшись на то, что Регламент в редакции № 23 от 12.07.2021г не соответствовал в полной мере требованиям Роскомнадзора, а также Закону «О персональных данных».

Оператором ЭТП Устранена неточность в начислении НДС, исправлены ошибки в обработке персональных данных пользователей, внесены изменения в единообразие данных о паспорте гражданина РФ, с обязательным указанием кода подразделения ОВД, выдавшего документ, внесены изменения в обработку персональных данных, в соответствии со ст. 23.1 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», ст. 45, 52 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ), п. 30 Положения.

Также в соответствии с пунктом п. 3 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» в случае выявления неправомерной обработки персональных данных, осуществляемой оператором или лицом, действующим по поручению оператора, оператор в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты этого выявления, обязан прекратить неправомерную обработку персональных данных или обеспечить прекращение неправомерной обработки персональных данных лицом, действующим по поручению оператора. В случае, если обеспечить правомерность обработки персональных данных невозможно, оператор в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты выявления неправомерной обработки персональных данных, обязан уничтожить такие персональные данные или обеспечить их уничтожение.

Кроме того, 28.03.2022 комиссией ЭТП был составлен Акт об уничтожении персональных данных №322 от 28.03.2022, согласно которому 28.03.2022 были уничтожены все персональные данные пользователей физических лиц с сервера безвозвратно и без сохранения. В связи с чем, ранее предоставленные данные всех пользователей физических лиц более недоступны ЭТП и сверить старые данные с новыми не представляется возможным.

Таким образом, ЭТП 28.03.2022 ввела новый Регламент на основании требований Закона «О персональных данных», в том числе с целью уточнения комиссионного вознаграждения, добавлен пункт 9.2.3, согласно которому при подаче документов, Пользователь обязуется предоставить заявление на обработку, хранение, и уничтожение персональных данных, документов Пользователя и его доверителей. Приложение 1. Документ расположен в разделе «Политика сайта в отношении обработки и защиты персональных данных» (Приложение 1 к регламенту https://русторги.рф/privacy/).

Вместе с тем Комиссия расценивает доводы Оператора ЭТП критически на основании следующего.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона и защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Следовательно, в случае, если в ходе рассмотрения жалобы Комиссия антимонопольного органа установила иное нарушение, комиссия принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Также не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Как следует из пояснений Оператора ЭТП, необходимость принятия Нового регламента была вызвана внесением изменений в законодательство Российской Федерации, требованиями Роскомнадзора, а также сбором, обработкой, использованием и хранением оператором ЭТП персональных данных (далее – обработка персональных данных) пользователей ЭТП в нарушение требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон о персональных данных).

Одновременно в качестве доказательства несоответствия положений Редакции № 21 Регламента от 12.07.2021 Закону о персональных данных оператором ЭТП представлен приказ Роскомнадзора № 18 от 24.02.2021 «Об утверждении требований к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения», со ссылкой на то, что форма согласия на обработку персональных данных пользователей ЭТП, истребуемая ранее оператором ЭТП, не удовлетворяет требованиям указанного нормативного правового акта.

Вместе с тем Оператором ЭТП не приведено доказательств о вступлении в силу нормативных правовых актов, в реализацию которых необходимо было внесение изменений в Редакцию № 21 Регламента от 12.07.2021, а Комиссией не установлено.

Также согласно пояснениям Оператора ЭТП 28.03.2022 им уничтожены персональные данные всех пользователей физических лиц. Дополнительно оператором ЭТП представлен Акт об уничтожении персональных данных № 322 от 28.03.2022, согласно которому 28.03.2022 были уничтожены все персональные данные пользователей физических лиц с сервера безвозвратно и без сохранения.

Комиссия отмечает, что Акт об уничтожении персональных данных № 322 от 28.03.2022 не содержит в себе информации о количестве пользователей, персональные данные которых уничтожены, также не содержит каких-либо индивидуализирующих сведений пользователей данные которых уничтожены.

Кроме того, Оператор ЭТП указал, что при уничтожении персональных данных он руководствовался положениями пункта 3 статьи 21 Закона о персональных данных, согласно которому в случае выявления неправомерной обработки персональных данных, осуществляемой оператором или лицом, действующим по поручению оператора, оператор в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты этого выявления, обязан прекратить неправомерную обработку персональных данных или обеспечить прекращение неправомерной обработки персональных данных лицом, действующим по поручению оператора. В случае, если обеспечить правомерность обработки персональных данных невозможно, оператор в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты выявления неправомерной обработки персональных данных, обязан уничтожить такие персональные данные или обеспечить их уничтожение. Об устранении допущенных нарушений или об уничтожении персональных данных оператор обязан уведомить субъекта персональных данных или его представителя, а в случае, если обращение субъекта персональных данных или его представителя либо запрос уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных были направлены уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, также указанный орган.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что положения пункта 3 статьи 21 Закона о персональных данных позволяют уничтожить персональные данные только в случае невозможности обеспечения правомерности обработки персональных данных, при этом об устраненных нарушениях оператор ЭТП должен был уведомить субъектов персональных данных.

При этом, Оператором ЭТП не представлено доказательств о направлении уведомления субъектам персональных данных об устраненных нарушениях.

Согласно пунктам 6.8 и 8.5 Редакции 21 Регламента и Нового Регламента оператор несет ответственность за надлежащее хранение и своевременное уничтожение электронных документов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, оператор электронной площадки обеспечивает создание, обработку и хранение в электронной форме заявок на участие в торгах и иных документов, представляемых заявителями, участниками торгов, а также протоколов о результатах проведения торгов.

Таким образом, лицом ответственным за хранение персональных данных является Оператор ЭТП. В связи с чем, действия по уничтожению персональных данных пользователей физических лиц нарушают пункты 6.8 и 8.5 Редакции № 21 Регламента и Нового Регламента.

Кроме того, необходимость уничтожения персональных данных в рассматриваемом случае также не следует из положений нормативных правовых актов, на которые ссылается Оператор ЭТП.

Таким образом, Оператором ЭТП не представлено нормативных обоснований, подтверждающих правомерность удаления персональных данных пользователей, включая также поданные заявки на регистрацию на электронной площадке.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что не рассмотрение заявки Заявителя на регистрацию от 23.03.2022 и последующее ее удаление по указанным Оператором ЭТП основаниям в данном случае неправомерно.

В этой связи доводы жалобы признаются Комиссией обоснованными, а в действиях Оператора фиксируется нарушение пп. 6.8, 8.5 Редакции № 21 Регламента и Нового Регламента, пункта 3 статьи 21 Закона о персональных данных.

При этом Комиссией принято решение обязательное для исполнения предписание не выдавать, поскольку данное нарушение носит неустранимый характер.

В ходе заседании Комиссии установлено, что 28.03.2022 в 17:45 Заявителем была повторно подана заявка на регистрацию. По результатам рассмотрения заявки 01.04.2022 в 15:33 Оператором ЭТП было отказано в регистрации на основании следующего:

Ваши полномочия в системе электронных торгов были изменены: В доступе к системе отказано, согласно п. 9.7 регламента ЭТП (https://русторги.рф/regulations/sales/), а именно: 

Не подписан регламент ЭТП. Образ документа https://русторги.рф/regulations/sales/, заверенного собственноручной или электронной подписью, с приложением заявления на присоединение к регламенту по форме Приложения 3 (https://русторги.рф/verification-centers/), к настоящему регламенту. Ссылка на документ https://русторги.рф/verification-centers/. Исправьте данные ошибки и отправьте документы повторно.

Согласно пункту 9.3 Регламента редакции № 24 от 28.03.2022 для регистрации на электронной площадке заявитель предоставляется оператору электронной площадки заявление на регистрацию и нижеследующие документы и сведения:

Для физических лиц:

- копия паспорта гражданина РФ, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 (ред. от 20.11.2018) «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации»;

- страховой номер индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде Российской Федерации;

- адрес электронной почты для направления оператором электронной площадки уведомлений;

- заполненный опросный лист (в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»);

- идентификационный номер налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 3.1 согласно раздела 9 Регламента, зарегистрированные на электронной площадке, Универсальная электронная торговая площадка https://русторги.рф/sales/ лица, присоединяются к настоящему Регламенту, путем предоставления заявления на регистрацию (аккредитацию) https://русторги.рф/personal/accreditation/, с приложением подписанного образа документа https://русторги.рф/regulations/sales/, заверенного собственноручной или электронной подписью, с приложением заявления на присоединение к регламенту по форме Приложения 3, к настоящему регламенту. Ссылка на документ https://русторги.рф/verification-centers/.

Согласно пункту 9.6 Регламента в течение пяти рабочих дней, начиная со дня поступления документов и сведений, указанных в пункте 9.3 настоящего регламента, оператор электронной площадки регистрирует заявителя на электронной площадке и направляет ему уведомление о регистрации, содержащее, при необходимости, идентифицирующие заявителя данные (имя пользователя и пароль).

Так, Заявителем в составе заявки от 28.02.2022 были представлены следующие документы:

Копия паспорта (все страницы);

СНИЛС;

ИНН;

Анкета.

При этом, в составе заявки Заявителя отсутствовал подписанный образ Регламента и заявление о присоединении к Регламенту.

Таким образом, Заявителем при подаче заявки на регистрацию не были приложены все документы, предусмотренные пп. 9.3, 3.1, 9.2.3 Регламента.

В соответствии с пунктом 9.7 Регламента оператор электронной площадки отказывает заявителю в аккредитации (регистрации в секции торгов) в случае непредставления им документов и сведений, указанных в пункте 9.3, 3.1, 9.2.3. настоящего Регламента, или в случае, если представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или в них обнаружена недостоверная информация, либо представленные заявителем сведения являются недостоверными или иным причинам, несоответствующим требованиям настоящего регламента. В случае принятия решения об отказе заявителю в регистрации оператор электронной площадки направляет заявителю, уведомление в личный кабинет, содержащее указание на основания принятия такого решения, в том числе указание на отсутствующие документы и сведения или обоснование того, что представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или содержат недостоверную информацию, либо представленные заявителем сведения являются недостоверными. После устранения указанных оснований для отказа в регистрации заявитель вправе повторно подать заявление на регистрацию и предоставить документы и сведения.

В связи с чем, у Оператора ЭТП имелись основания для отказа в регистрации заяви Заявителя.

На основании изложенного, Комиссией признает довод Заявителя о неправомерном отказе в регистрации заявки от 28.03.2022 необоснованным.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Оператора ЭТП частично обоснованной.

2. Установить в действиях Оператора ЭТП нарушения пп. 6.8, 8.5 Редакции № 21 Регламента и Нового Регламента, пункта 3 статьи 21 Закона о персональных данных.

3. Обязательное к исполнению предписание об устранении допущенных нарушений Оператору ЭТП не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны