Решение б/н б/а от 5 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-12654/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

31.08.2022 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...>

в отсутствие <...>, арбитражного управляющего Черкасовой Т.А. (извещены надлежащим образом о дате, месте и времени заседания письмом Московского УФАС России от 29.08.2022 № НП/45048/22),

рассмотрев жалобу <...>. (далее - Заявитель) на действия арбитражного управляющего Черкасовой Т.А. (далее — Организатор торгов) при проведении торгов по продаже имущества должника (сообщение № 9078263 (лоты 7-9), 9072808 (лоты 1, 4, 5), далее — Торги),

в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении торгов по реализации имущества должника, направленная письмом ФАС России от 18.08.2022 № 04/77675/22.

По мнению Заявителя, Организатором торгов неправомерно отклонены заявки Заявителя от дальнейшего участия в Торгах.

Организатор с доводами жалобы не согласился, направил письменные возражения.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от лиц, которым направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению (Заявителем, Заказчиком, Организатором торгов), в Управление не поступало.

Таким образом, учитывая, что указанные лица надлежащим образом извещены о способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие сторон.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу пп. 4 и 7 ст. 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 № 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.

В соответствии с п. 3 ст. 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пп. 3 - 19 ст. 110 и п. 3 ст. 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Решением Арбитражного суда г. Москвы по делу А40-288746/2019 от 20.02.2021 <...> признан несостоятельным (банкротом) и введена процедура реализации имущества гражданина.

Финансовым управляющим должника утверждена Черкасова Татьяна Андреевна.

Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 утвержден Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с указанным извещением дата публикации объявления о проведении Торгов посредством открытого аукциона в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве — 24.06.2022 (далее — Сообщение).

Предметом Торгов являлось следующее имущество:

1. Лот № 1 - Земельный участок с кадастровым номером 50:08:0090220:793, площадью 1 200 +/-12 кв. м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования объекта недвижимости: для дачного строительства. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 740 м, по направлению на северо-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Истринский район, с/п Ядроминское, д. Троица, д. 5;

2. Лот № 4 - рава требования (дебиторская задолженность) к Шмелевой Алисе Андреевне (ИНН 526206239880) в размере 6 176 000 руб. на основании определения Арбитражного суда города Москвы от 19.04.2022 по делу № А40-288746/19-101-363 ИП.

3. Лот № 5 - Права требования (дебиторская задолженность) к Морозову Кириллу Олеговичу (ИНН 772901018875) в размере 5 489 663 руб. на основании определения Арбитражного суда города Москвы от 19.04.2022 по делу № А40-288746/19-101-363 ИП.

4. Лот № 7 - Земельный участок с кадастровым номером 50:08:0090220:792, площадью 1 200 +/-12 кв. м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования объекта недвижимости: для дачного строительства. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 740 м, по направлению на северо-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Истринский район, с/п Ядроминское, д. Троица, д. 5.;

5. Лот № 8 - Земельный участок с кадастровым номером 50:08:0090220:789, площадью 1 203 +/-12 кв. м. категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования объекта недвижимости: для дачного строительства. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 740 м, по направлению на северо-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Истринский район, с/п Ядроминское, д. Троица, д. 5;

6. Лот № 9 - Земельный участок с кадастровым номером 50:08:0090220:1005, площадью 655 +/-9 кв. м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования объекта недвижимости: для дачного строительства. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 755 м, по направлению на северо-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Истринский район, с/п Ядроминское, д. Троица, д. 5.

Заявителем 29.07.2022 были поданы заявки на участие в Торгах с приложением полного пакета документов согласно Сообщению.

Вместе с тем, 04.08.2022 Организатором торгов опубликованы протоколы об определении участников Торгов по указанным лотам, в соответствии с которыми Заявителю было отказано в дальнейшем участии в процедуре на основании абз. 4 п. 12 ст. 110 Закона о банкротстве, поскольку представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны.

В свою очередь, поскольку вышеуказанные протоколы не содержали сведения о конкретных причинах несоответствия поданных заявок требованиям, Заявитель попыталась узнать причины у Организатора торгов путем обращений по электронной почте и звонков на контактный мобильный телефон. Однако, ответов на запросы от Организатора торгов Заявитель не получал.

По мнению Заявителя, поданные заявки в полной мере отвечали установленным требованиям, в связи с чем действия Организатора торгов по отклонению таких заявок Заявитель считает неправомерным.

В своих письменных возражениях Организатор торгов пояснил, что Филиппов Василий Викторович при подаче заявок на участие в торгах не раскрыл сведения о заинтересованности по отношению к должнику, что противоречит нормам законодательства и является основанием для отклонения заявки участника торговой процедуры.

Аналогичная правовая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой, в том числе: Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 03.07.2019 по делу № А50-11093/2016, Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.05.2021 по делу № А63-7546/2017, Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от14.07.2021 по делу № А46-12721/2020.

До окончания срока приема заявок на участие в торгах Филиппов Василий Викторович имел возможность обратиться к организатору торгов для уточнения вопросов по оформлению заявки на участие в торгах (при их наличии) в связи с наличием у него заинтересованности по отношению к должнику, однако, Филиппов В.В. к организатору торгов не обращался.

Организатором торгов был установлен факт наличия заинтересованности Заявителя по отношению к должнику, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 27.04.2022 № 770420220123472, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 24.08.2022 № ЮЭ9965-22-155505701 в отношении ООО «ЭМДЕВЯТЬ».

Кроме того, организатором торгов установлено, что Филиппов Василий Викторович является доверенным лицом должника <...>, что подтверждается, в том числе, доверенностями на распоряжение индивидуальной сейфовой ячейкой и листом посещений депозитария ЗАО «БСЖВ».

Изучив представленные документы, Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 11 статьи 110 Закона о банкротстве заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.

Заявка на участие в торгах должна содержать, помимо прочего, сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий (абзац 6 пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве).

Как было установлено Комиссией, в своей заявке, подаваемой посредством функционала ЭТП, Заявитель в графе «Сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности» указал - «Нет».

Согласно положениям статьи 19 Закона о банкротстве заинтересованными лицами по отношению к должнику признаются, в частности, лицо, которое в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» входит в одну группу лиц с должником, а также лицо, которое является аффилированным лицом должника; заинтересованными лицами по отношению к должнику-гражданину признаются его супруг, родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии, родители, дети, сестры и братья супруга.

При этом в материалы дела не представлено доказательств наличия родственных связей между <...>.

Относительно аффилированности лица Комиссия отмечает, что статьей 4 Закона о Защите конкуренции установлено, что аффилированные лица - физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

В свою очередь, аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

  • лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;

  • юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

В настоящем случае, Организатором торгов не было представлено доказательств, что Заявитель отвечает признакам аффилированного лица, установленного Законом о защите конкуренции.

Представленные в материалы дела копии доверенностей на распоряжение индивидуальной сейфовой ячейкой, датированные 25.10.2006 и 26.02.2007, не могут быть положены в основу для выводов об аффилированности лица, поскольку срок действия полномочий лица истек более, чем 10 лет назад до объявления процедуры Торгов.

При этом приведенная Организатором торгов судебная практика не может быть принята во внимание Комиссией, поскольку не является аналогичной, рассматриваемому делу, а принятие названных решений основано на фактических обстоятельствах судебных дел и имеющихся в материалах дела доказательствах.

Согласно п. 12 ст. 110 Закона о банкротстве решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:

  • заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;

  • представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;

  • поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.

Комиссия отмечает, что под недостоверными сведениями следует понимать сведения, не соответствующие действительности. В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что для принятия решения об отклонении той или иной заявки по причине наличия в ней недостоверных сведений Организатор торгов должен располагать неопровержимым и документальным подтверждением данного обстоятельства.

Комиссия приходит к выводу, что Организатором торгов не представлено доказательств предоставления Заявителем в составе заявки недостоверных сведений о заинтересованности по отношению к должнику, в связи с чем отклонение заявки Заявителя по оспариваемым Торгам являются неправомерными и не соответствуют п. 12 ст. 110 Закона о банкротстве.

Резюмируя изложенное, Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы Заявителя.

Дополнительно Комиссией установлено, что по результатам торгов по лотам 4, 5 были заключены договоры купли-продажи от 10.08.2022, о чем в ЕФРСБ размещено сообщение № 9417421 от 13.08.2022.

На основании части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного названным пунктом, является ничтожным.

В свою очередь, уведомление о принятии жалобы Заявителя к рассмотрению было направлено в адрес сторон письмом от 15.08.2022 № ЕИ/42412/22.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о заключении договоров купли-продажи от 10.08.2022 по лотам №4,5 с соблюдением требований положения Закона о защите конкуренции, в связи с чем у антимонопольного органа отсутствуют правовые основания для выдачи Организатору торгов предписания об устранении допущенного нарушения.

Согласно ст. 166 ГК РФ недействительная сделка может быть оспорена в судебном порядке. Таким образом, договор, заключенный по результатам Торгов, может быть оспорен только в судебном порядке.

Относительно оспариваемых Торгов (сообщения № 9072808 (лот 1), 9078263, лоты №№ 7-9) Комиссия отмечает, что предметом торгов являются земельные участки. Организатором торгов в материалы дела не представлено документов, подтверждающих заключение договоров купли-продажи в отношении таких земельных участков, в ЕФРСБ также отсутствуют сведения о заключении договоров, а равно у антимонопольного органа отсутствуют правовые препятствия к выдаче предписания об устранении допущенного нарушения.

На основании изложенного, Комиссия приняла решение о выдаче Организатору торгов обязательного для исполнения предписания о пересмотре заявок, поданных на участие в Торгах (сообщения № 9072808 (лот 1), 9078263, лоты №№ 7-9).

Комиссия, руководствуясь п. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов обоснованной.

  2. Установить в действиях Организатора торгов нарушение п. 12 ст. 110 Закона о банкротстве.

  3. Обязательное для исполнения предписание в отношении торгов (сообщение № 9072808 (лоты 4, 5) не выдавать в связи с заключением договоров купли-продажи от 10.08.2022.

  4. В отношении Торгов (сообщения № 9072808 (лот 1), 9078263, лоты №№ 7-9) выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны