Решение б/н б/а от 12 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-17764/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
07.10.2021 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «Специализированная Сервисная Компания», ГБУ г. Москвы «Жилищник района Черемушки»;

рассмотрев жалобу ООО «Специализированная Сервисная Компания» (далее также — Заявитель, Общество) на действия ГБУ г. Москвы «Жилищник района Черемушки» (далее также — Заказчик) при проведении запросов предложений в электронной форме на право заключения договоров на техническое обслуживание узла учета тепловой энергии (УУТЭ) и техническое обслуживание инженерных систем для ГБУ «Жилищник района Черемушки», оказание услуг по техническому обслуживанию автоматизированного узла управления центральным отоплением жилых домов в 2022 году (реестровые №№ 32110667728,32110667734) (далее — Закупки),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупок.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в ненадлежащем формировании Закупочных документаций.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалобы Заявителя отвечают требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Учитывая, что доводы жалоб Заявителя по Закупкам являются идентичными, дальнейшее изложение обстоятельств дела осуществлялось на основании запроса предложений с реестровым № 32110667734 (далее — Запрос предложений).

Извещение о проведении Запроса предложений размещено в единой информационной системе в сфере закупок (адрес в сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru) 24.09.2021.

Дата и время окончания подачи заявок 05.10.2021 в 06:00.

Дата рассмотрения первых частей заявок - 07.10.2021.

Дата рассмотрения вторых частей заявок - 11.10.2021.

Дата подведения итогов - 12.10.2021.

 

 

Заявитель считает неправомерным установленный порядок оценки заявок по критерию опыта участника, предполагающего учет гражданско-правовых договоров, поскольку заключение и исполнение таких договоров невозможно администрировать, что создает возможность злоупотреблений со стороны недобросовестных участников.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Соответствующий порядок определен Заказчиком в Приложении № 1 к Документации, в том числе по критерию «Опыт выполнения аналогичных предмету закупки работ (услуг):

Минимальное значение — 0.

Максимальное значение — 100.

Оцениваются представленные участником закупки сведения об опыте успешного выполнения работ/оказания услуг, аналогичных (сопоставимого характера) предмету закупки. Оценивается количество ранее заключенных и исполненных участником государственных контрактов (с актами выполненных работ/оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральными законами №44-ФЗ, гражданско-правовых договоров (с актами выполненных работ/оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ и иных договоров (с актами выполненных работ/оказанных услуг), содержащих сведения о стоимости оказанных услуг/выполненных работ.

При этом под аналогичными (сопоставимыми) работами/услугами для целей оценки заявок в настоящем запросе предложений в электронной форме понимаются работы/услуги по техническому обслуживанию узлов учета тепловой энергии и/или техническому обслуживанию отопительных систем с ценой одного контракта (договора) не менее 1 000 000 (один миллион) рублей 00 копеек, выполненные/оказанные участником закупки с 01.01.2019 года до даты окончания срока подачи заявок настоящего запроса предложений в электронной форме.

Под «Успешным опытом выполнения работ/оказания услуг» понимается отсутствие внесенных в акты сдачи-приемки выполненных работ / оказанных услуг по государственным (или) муниципальным контрактам, и (или) гражданско-правовым договорам, на основании которых выполнялись такие работы, сведений о применении к участнику закупки, являющемуся исполнителем, штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по таким контрактам/договорам.

 

Рекомендуемая форма предоставления информации: Приложение № 1 к предложению о квалификации участника закупки.

Заявленные участником закупки сведения, подтверждаются в составе заявки на участие в запросе предложений копиями государственных контрактов, заключенных в соответствии с Федеральными законами №44-ФЗ, гражданско-правовых договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ и иных договоров, копии документа, содержащей информацию об объеме выполненных работ / оказанных услуг по такому контракту/договору и цену контракта/договора, исполнение которых подтверждено копией акта сдачи-приемки выполненных работ / оказанных услуг по такому контракту/договору и (или) копией итогового акта об исполнении обязательств по такому контракту/договору. В случае подтверждения участником закупки опыта выполнения работ/оказания услуг, копии соответствующих актов так же прикладываются в составе заявки, непосредственно под каждым контрактом/договором исполнение которого подтверждается участником закупки.

Непредставление в составе заявки на участие в запросе предложений информации, подтверждающей опыт по успешному выполнению работ/оказанию услуг сопоставимого характера и объема, не является основанием для отказа в допуске такому участнику в участии в запросе предложений.

Комиссией, при оценке заявок по настоящему показателю, учитываются только те сведения, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в запросе предложений в вышеуказанном порядке. Контракт/договор, в отношении которого будет представлен неполный перечень подтверждающих документов и сведений, не будет учтен при оценке заявки на участие в закупке.

 

Расчет показателя С1(i) = C1(max)х(ОД(i)/ОД(max)),

где:

C1(max) – максимальное значение показателя С1 в баллах,

ОД(i) – количество всех учитываемых контрактов (договоров), в соответствии с актами сдачи-приемки выполненных работ/оказанных услуг i-ого участника запроса предложений в электронной форме, ОД(max) - количество всех учитываемых контрактов (договоров), в соответствии с актами сдачи-приемки выполненных работ/оказанных услуг участника запроса предложений в электронной форме, набравшего максимальное значение количества контрактов (договоров) среди других участников запроса предложений в электронной форме (лота).

Изучив представленные документы и сведения, Комиссия считает необходимым отметить, что Заявителем не представлено доказательств, что оспариваемый порядок оценки представляет преимущества конкретному субъекту или влечет ограничение конкуренции.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик самостоятельно определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Как отмечается в определении Верховного суда РФ от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и положением о закупках, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.

Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно. Само по себе предъявление заказчиком указанных требований не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции.

В свою очередь Комиссия отмечает, что установление в документации о проведении закупки критериев оценки не ограничивает право хозяйствующих субъектов на участие в процедуре закупки, а преследует цель определения лучшего предложения в рамках проводимой Заказчиком процедуры закупки.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

На основании изложенного, Комиссия приняла решение признать жалобу заявителя необоснованной.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобы ООО «Специализированная Сервисная Компания» (ОГРН: 1177746463091, ИНН: 9718063050) на действия ГБУ г. Москвы «Жилищник района Черемушки» (ОГРН: 1157746481133, ИНН: ИНН 7727178374) при проведении Закупок необоснованной.

  2. Снять ограничение на размещение Закупок, наложенные письмом Московского УФАС России о 04.10.2021 № ЕО/60419/21.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны