Решение б/н б/а от 4 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-1253/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
01.02.2022                                                                                                           г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...............>,

при участии посредством видеконфренцсвязи представителей ООО «ПРОММАШ ТЕСТ»; АО «Почта России»,

рассмотрев жалобу ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» (далее - Заявитель) на действия АО «Почта России» (далее - Заказчик) при проведении конкурса на право заключения договора на оказание комплекса услуг в области охраны труда по проведению специальной оценки условий труда, инструментальных измерений в рамках программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, оценки профессиональных рисков на рабочих местах с учетом и оценкой человеческого фактора (личностных качеств сотрудников) на базе собственного программного обеспечения, разработанного Исполнителем (реестровый № 32111008772) (далее - Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Заявитель в своей жалобе выражает несогласие с требованиями, установленными в документации, в части требований Технического задания к исполнителю.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Комиссией установлено, что 29.12.2021 Заказчик на сайте Единой электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении конкурса на право заключения договора на оказание комплекса услуг в области охраны труда по проведению специальной оценки условий труда, инструментальных измерений в рамках программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, оценки профессиональных рисков на рабочих местах с учетом и оценкой человеческого фактора (личностных качеств сотрудников) на базе собственного программного обеспечения, разработанного Исполнителем (реестровый № 32111008772) (далее – конкурс, процедура).

Так, пунктом 5.1.9 Технического задания установлено, что исполнитель обязан за свой счет по требованию Заказчика организовать проведение контрольных измерений на рабочих местах не аффилированной с Исполнителем испытательной лабораторией, аккредитованной Федеральной службой по аккредитации

В соответствии с пунктом 5.5.3 Технического задания оформление Исполнителем протоколов по результатам проведения ПК в соответствии с положениями ФЗ № 52-ФЗ, СП 1.1.1058-01, а также санитарными правилами СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда».

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что данное требование было установлено в целях проверки качества материалов, оформленных по результатам оказанных услуг и снижения рисков возникновения трудовых споров с работниками, привлечения к административной ответственности АО «Почта России».

Также Заказчиком в материалы дела была представлена претензия АО «Почта России» в рамках исполнения ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» договора оказания услуг по проведению оценки условий труда от 26.09.2018 № СОУТ-9, а также предписание Государственной инспекции труда в Алтайском крае № 22/7-1675-20-ОБ/10-1355_ОБ/66-351/1 от 19.08.2020 об устранении нарушений в рамках исполнения аналогичного договора.

Заказчик также отмечает, что проведение контрольных измерений на рабочих местах не аффилированной с организациейисполнителем испытательной лабораторией, аккредитованной Федеральной службой по аккредитации, позволит снизить риск проведения ненадлежащей оценки условий труда.

При этом, Заявитель в жалобе не приводит обоснований о наличии ограничений в установлении данного требования.

Таким образом, доводы Заявителя в части установления вышеуказанного требования в Техническим задании не находят своего подтверждения.

Пунктом 3 Технического задания установлено описание услуги, цели и задачи:

3.1. Оказание комплекса услуг в области охраны труда по проведению специальной оценки условий труда, инструментальных измерений в рамках программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, оценки профессиональных рисков на рабочих местах с учетом и оценкой человеческого фактора (личностных качеств сотрудников) на базе собственного программного обеспечения, разработанного Исполнителем проводится в целях обеспечения безопасности работников Общества в процессе их трудовой деятельности и реализации прав работников Общества на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Задачей оказания услуг является исполнение государственных нормативных требований охраны труда и санитарно-эпидемиологических требований по проведению специальной оценки условий труда, инструментальных измерений в рамках программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, оценки профессиональных рисков на рабочих местах.

3.2. Перечень оказываемых услуг:

3.2.1. Проведение специальной оценки условий труда (далее СОУТ);

3.2.2. Проведение СОУТ с оценкой тяжести и напряженности трудового процесса путем составления фотографии рабочего времени (хронометража) в течение не менее 2 (двух) рабочих смен;

3.2.3. Проведение оценки профессиональных рисков (далее ОПР) на базе собственного программного обеспечения, разработанного Исполнителем;

3.2.4. Проведение ОПР на базе собственного программного обеспечения, разработанного Исполнителем, с формированием отчета по результатам оценки профессиональной надежности работников с точки зрения качества функционирования в производственном процессе (оценки человеческого фактора (личностных качеств сотрудников));

3.2.5. Проведение инструментальных измерений в рамках программы производственного контроля (далее ПК) за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Исполнитель оказывает Заказчику услуги, перечисленные выше, на основании заявок на оказание услуг в соответствии с Приложением № 2 к Техническому заданию «Перечень и прогнозный объем услуг».

В соответствии с пунктом 5.3. Технического задания оказание услуг по проведению ОПР в соответствии с п. 3.2.3. Технического задания включает в себя следующие этапы:

п. 5.3.1 согласование с Заказчиком методики ОПР, соответствующей требованиям Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 г. № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда»;

Исполнитель обязан предоставлять Заказчику доступ к собственному программному обеспечению и поддерживать его в работоспособном состоянии в течение 6 лет после даты оценки уровней профессиональных рисков.

Собственное программное обеспечение Исполнителя должно обладать следующим функционалом:

- возможность загрузки штатного расписания Заказчика;

- формирование выгрузки сводных результатов проведения оценки профессиональных рисков на рабочих местах;

- автоматизированное формирование типового перечня опасностей для рабочего места в зависимости от его типа, используемого оборудования, материалов, сырья;

- возможность индивидуальной ручной корректировки перечня опасностей для рабочего места;

- формирование перечня необходимых средств индивидуальной защиты, полагающихся работнику на рабочем месте;

- наличие личного кабинета Заказчика с доступом к архиву результатов проведения оценки профессиональных рисков на рабочих местах в течение не менее 6 лет с момента формирования результатов;

Хранение и обработка данных осуществляются на облачном сервере, имеющем следующие минимальные технические характеристики: 2 CPU, 4 GB RAM, 40 GB SSD, 100 mbit/s. Исполнитель может по своему усмотрению изменить характеристики в сторону их увеличения в целях обеспечения бесперебойного доступа к сервису.

п. 5.3.2. согласование с Заказчиком форм документов, оформляемых по результатам проведения ОПР;

п. 5.3.3. содействие Заказчику в составлении сводного перечня рабочих мест;

п. 5.3.4. предварительная идентификация опасностей в рамках ОПР на рабочих местах в составе Заявки на оказание услуги;

п. 5.3.5. проведение исследований на рабочих местах и объектах Заказчика в целях уточнения реестра опасностей и определения уровней профессиональных рисков (адреса местонахождения рабочих мест перечислены в Приложении № 1 к Техническому заданию);

п. 5.3.6. проведение оценки уровней профессиональных рисков;

п. 5.3.7. оформление Исполнителем результатов ОПР на базе собственного программного обеспечения, включающего в себя:

- реестр опасностей;

- сводный реестр оценки уровней профессиональных рисков;

- карты оценки рисков;

- возможность загрузки штатного расписания Заказчика;

- возможность формирования выгрузки сводных результатов проведения оценки профессиональных рисков на рабочих местах;

- автоматизированное формирование типового перечня опасностей для рабочего места в зависимости от его типа, используемого оборудования, материалов, сырья;

- возможность индивидуальной ручной корректировки перечня опасностей для рабочего места;

- возможность формирования перечня необходимых средств индивидуальной защиты, полагающихся работнику на рабочем месте;

- наличие личного кабинета Заказчика с доступом к архиву результатов проведения оценки профессиональных рисков на рабочих местах в течение не менее 6 лет с момента формирования результатов.

Согласно пункту 5.4 Технического задания оказание услуг по проведению ОПР в соответствии с п. 3.2.4. Технического задания включает в себя следующие этапы:

п. 5.4.1. согласование с Заказчиком методики ОПР, соответствующей требованиям Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 г. № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» и учитывающей человеческий фактор (личностные качества сотрудников) на базе собственного программного обеспечения, разработанного Исполнителем, для следующих категорий профессий:

- аккумуляторщик;

- электромеханик;

- сортировщик;

- вулканизаторщик;

- кузнец;

- газорезчик;

- капитан-механик;

- машинист;

- монтажник;

- штурман-помощник механика;

- моторист;

- испытатель;

- электрогазосварщик.

Исполнитель обязан предоставлять Заказчику доступ к собственному программному обеспечению и поддерживать его в работоспособном состоянии в течение 6 лет после даты оценки уровней профессиональных рисков.

Собственное программное обеспечение Исполнителя должно обладать следующим функционалом:

- автоматизированная оценка профессиональной надежности работников с точки зрения качества функционирования в производственном процессе (оценки человеческого фактора (личностных качеств сотрудников) по результатам опроса (дистанционного тестирования) персонала;

- автоматизированная выгрузка отчетов по результатам оценки с возможностью просмотра результатов по каждому работнику;

- отчеты по результатам автоматизированной оценки должны быть пригодны для целей выявления лидеров культуры безопасности, а также сотрудников, склонных к нарушению правил производственной безопасности и имеющих высокий риск попадания в аварии, потенциально опасные события, допущенные по причине человеческого фактора.

Хранение и обработка данных осуществляются на облачном сервере, имеющем следующие минимальные технические характеристики: 2 CPU, 4 GB RAM, 40 GB SSD, 100 mbit/s. Исполнитель может по своему усмотрению изменить характеристики в сторону их увеличения в целях обеспечения бесперебойного доступа к сервису.

п. 5.4.2. согласование с Заказчиком форм документов, оформляемых по результатам проведения ОПР;

п. 5.4.3. содействие Заказчику в составлении сводного перечня рабочих мест;

п. 5.4.4. проведение оценки уровней профессиональных рисков;

п. 5.4.5. оформление Исполнителем результатов ОПР на базе собственного программного обеспечения, включающего в себя:

- отчет по результатам оценки профессиональной надежности работников, выбранных Заказчиком в качестве объектов оценки, с точки зрения качества функционирования в производственном процессе (оценки человеческого фактора (личностных качеств сотрудников));

- автоматизированную оценку профессиональной надежности работников с точки зрения качества функционирования в производственном процессе (оценки человеческого фактора (личностных качеств сотрудников) по результатам опроса (дистанционного тестирования) персонала;

- автоматизированную выгрузку отчетов по результатам оценки с возможностью просмотра результатов по каждому работнику;

- отчеты по результатам автоматизированной оценки должны быть пригодны для целей выявления лидеров культуры безопасности, а также сотрудников, склонных к нарушению правил производственной безопасности и имеющих высокий риск попадания в аварии, потенциально опасные события, допущенные по причине человеческого фактора.

По мнению Заявителя, наличие собственного программного обеспечения не является обязательным требованием проведения процедуры ОПР, а именно в Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 г. № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» данное требование отсутствует. Также Заявитель указывает, что только одна компания имеет техническую возможность исполнить данное требование, что нарушает само проведения процедуры закупки.

Вместе с тем Заказчик отмечает, что обязательность данного требования обусловлена фактом существенного влияния человеческого фактора на производственный травматизм. Так, вследствие особенностей человеческого поведения, нарушений правил производственной безопасности (человеческого фактора) происходит около 67,7% несчастных случаев.

В связи с чем, Заказчиком было принято решение об учете человеческого фактора и диагностике профессиональной надежности работников в рамках оценки профессиональных рисков.

При этом оценка человеческого фактора техническим заданием Документации предусмотрена для строго ограниченной категорий профессий, а именно, профессий, где человеческий фактор может привести к тяжелым и/или смертельным несчастным случаям и/или к техногенным авариям.

В соответствии с п. 6.1.4. ГОСТ Р 58771-2019, устанавливающим описание технологии оценки риска, человеческий фактор должен рассматриваться в явном виде и учитываться при необходимости в рамках проведения оценки риска. П. 6.3.2. указанного ГОСТа устанавливает требование на этапе идентификации риска по обязательному рассмотрению человеческого аспекта. Руководствуясь п. 4 ГОСТ Р ИСО 31000-2019 для эффективного менеджмента риска обязателен учет поведенческих факторов.

При этом, при этом Исполнитель самостоятельно вправе выбрать методику такой оценки.

Кроме того, Заказчиком в рамках проведения закупки были получены коммерческие предложения от 4 участников, в том числе, от Заявителя.

Таким образом, довод Заявителя о том, что требования Технического задания сводятся к единственному поставщику не находит своего подтверждения.

Относительно требования о наличии собственного программного обеспечения Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с пп. 6.6.3, 6.6.4 Технического задания Исполнитель по окончании срока оказания Услуг обязан направить в адрес АО «Почта России» логины и пароли для доступа в специально созданный для АО «Почта России» личный кабинет с возможностью просмотра архива результатов проведения оценки профессиональных рисков на рабочих местах в течение не менее 6 лет после оказания услуги.

Вместе с тем данное требование установлено к исполнителю по договора и не является критерием допуска участника.

Данные требования являются дополнительными и подлежат оценке в рамках оценки неценового критерия №4 «Качество технического предложения и квалификация участника».

Для получения максимального балла по данному подкритерию оценки, Участник в составе заявки предоставляет Заказчику допуск к программному обеспечению с соответствующим функционалом путем направления ссылки и Инструкции по ее использованию.

Таким образом, доводы Заявителя в части установления вышеуказанных требований не находят своего подтверждения и не могут быть направлены на ограничение круга участников.

Согласно пункту 8.4 Технического задания исполнитель обязан иметь в качестве структурного подразделения собственную испытательную лабораторию, аккредитованную на соответствие требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 1725-2009 с приложением всех страниц области аккредитации испытательной лаборатории на измерения и оценку факторов производственной среды и трудового процесса, указанных в пп. 1-11, 15-23 ч. 3 ст. 13 ФЗ № 426-ФЗ (подтверждается копией аттестата и области аккредитации, выданного Федеральной службой по аккредитации, действительного на момент подачи заявки);

На основании пункта 8.5 Технического задания область аккредитации собственной испытательной лаборатории Исполнителя должна включать проведение измерений следующих химических факторов в воздухе рабочей зоны:

 

Наименование производственного фактора (вещества)

1

Углеводороды алифатические предельные С1-10 /в пересчете на С/

2

Масла минеральные нефтяные

3

Углерод оксид** (угарный газ; углерода окись)

4

Азота оксиды /в пересчёте на NO2/ (азота окислы)

5

Проп-2-ен-1-аль (акрилальдегид; акролеин)

6

Марганец в сварочных аэрозолях при его содержании: до 20%

7

Озон

8

диЖелезо триоксид (железо(III) оксид)

9

Фенол

10

Формальдегид

11

Аммиак

12

Стирол

13

Ацетон

14

Эпихлоргидрин

15

Бензин

16

Керосин

17

Метилбензол (толуол)

18

Дигидросульфид (водород сульфид; сероводород)

19

Этанол (этиловый спирт)

20

Диметилбензол (смесь 2-, 3-, 4-изомеров) (ксилол смесь изомеров)

21

Бензол

22

Пропан-2-ол (изопропиловый спирт)

23

Бутилацетат (уксусной кислоты бутиловый эфир)

24

2-(2-Бутокси) этоксиэтанол (бутилкарбитол; бутиловый эфир диэтиленгликоля)

 

25

2-Метилпропан-1-ол (изобутиловый спирт)

26

Этилацетат (уксусной кислоты этиловый эфир)

27

Уайт-спирит /в пересчете на С/

28

Нефрас С150/200 /в пересчете на С/

29

Метилацетат (уксусной кислоты метиловый эфир)

30

Пропан-1-ол (пропиловый спирт)

31

Пропилацетат (уксусной кислоты пропиловый эфир)

32

Гидроксибензол+ (фенол)

33

Хлорэтен (винилхлорид; винил хлористый; хлорвинил; хлорэтилен; этиленхлорид)

34

Свинец и его неорганические соединения /по свинцу/

35

Гидрохлорид (водород хлорид; хлоргидрат)

36

Ацетальдегид

37

Серная кислота

38

Хлор

39

Трихлорметан+ (Хлороформ)

40

Сера диоксид (ангидрид сернистый)

41

Фтористый водород

42

Азотная кислота

43

Фосфин (фосфористый водород)

44

Метан

45

Гексан

46

Бутан

47

Этилбензол

48

Азота диоксид

49

Гидрофторид /в пересчете на фтор/ (фтористый водород)

50

Бутан-1-ол (бутиловый спирт)

 

Как указывает в своей жалобе Заявитель, требования о собственной испытательной лаборатории является излишним, ввиду отсутствия у Заказчика видов экономической деятельности характерных технологических процессов, применения материалы и сырья выполнение которых сопряжено с применением веществ таких как 2-(2-Бутокси) этоксиэтанол (бутилкарбитол; бутиловый эфир диэтиленгликоля). Также Заявитель указывает, что в согласно требованиям ФЗ № 426-ФЗ также учитывает производственное оборудование, материалы и сырье, используемое работниками и являющихся источниками вредных и опасных факторов. При этом специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.01.2021 № 33н, согласно которому химический фактор идентифицируется как вредный и (или) опасный только на рабочих местах при добыче обогащении, химическом синтезе, использовании в технологическом процессе и/или химическом анализе химических веществ и смесей, а также при производстве веществ биологической природы. В соответствии с пунктом 2.4 Санитарных правил 2.2.3670-20 производственный контроль за условиями труда осуществляется посредством проведения лабораторных исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды. При этом, согласно пункту 2.1 СП хозяйствующие субъекты в качестве источника информации о наличии вредных веществ на рабочих местах, уровни которых требуют контроля на предмет соответствия гигиеническим нормативам применяют результаты специальной оценки условий труда, результаты лабораторных исследований, полученный в рамках государственного контроля, производственного лабораторного контроля, документацию изготовителя, оборудование и т. д. Функционал полностью реализующий данное требование имеется только у единственного поставщика ООО «ЭсАрДжи-ЭКО»

Вместе с тем Заказчик пояснил, что согласно пункту 2.1. СП 2.2.3670-20 хозяйствующие субъекты в качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, уровни которых требуют контроля на предмет соответствия гигиеническим нормативам, применяют результаты специальной оценки условий труда, результаты лабораторных исследований, полученные в рамках федерального государственного контроля, производственного лабораторного контроля, документацию изготовителя (производителя), эксплуатационную, технологическую и иную документацию на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

В соответствии с п.2 Приложения № 2 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н химический фактор идентифицируется как вредный и (или) опасный фактор только на рабочих местах при добыче, обогащении, химическом синтезе, использовании в технологическом процессе и/или химическом анализе химических веществ и смесей, выделении химических веществ в ходе технологического процесса, а также при производстве веществ биологической природы.

Необходимость измерений и, соответственно, обязательное наличие в области аккредитации испытательной лаборатории Исполнителя веществ, описанных в п. 8.5. Технического задания, обусловлено их использованием в технологическом процессе, а также выделением в ходе технологических процессов, осуществляемых в АО «Почта России», в частности 2-(2-Бутокси) этоксиэтанол (бутилкарбитол; бутиловый эфир диэтиленгликоля) входит в состав моющего средства для мытья пола (п. 3.2 паспорта безопасности химической продукции профессионального моющего средства для мытья пола ТМ «Cleanbox»). Соответственно, концентрация данного вещества в воздухе подлежит контролю на рабочих местах уборщиков производственных и служебных помещений АО «Почта России». Данный фактор был измерен и оценен в рамках прошедшей специальной оценки условий труда на рабочих местах АО «Почта России».

Таким образом, данные требования установлены в соответствии с потребностью Заказчика и непосредственно связаны с надлежащим исполнением условий договора.

При этом, Заявителем не представлено действительных доказательств того, что требования Технического задания сводятся к единственному поставщику ООО «ЭсАрДжи-ЭКО», что также свидетельствует о наличии 4 коммерческий предложений от участников.

Также Заявитель указывает, что в Закупочной документации отсутствует требование о возможности привлечения третьих лиц для исполнения договора при проведении измерений вредных производственных факторов.

Комиссия отмечает, что Техническое задание, проект договора не содержат каких-либо запретов и/или ограничений на использование результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, полученных третьими лицами.

Таким образом, Заявитель не лишен возможности в привлечении специалистов для надлежащего исполнения условий по договору.

Комиссия принимает во внимание тот факт, что оспариваемые Заявителем требования Технического задания установлены исключительно к исполнителю по договору.

Комиссия также считает необходимым отметить, что оспариваемые Заявителем требования Закупочной документации не препятствовали в возможности принятия участия в Закупке.

Согласно Протоколу открытия доступа к заявкам от 24.01.2022 № 32111008772 на участие в закупке подано 5 заявок, включая заявку Заявителя, что также указывает на отсутствие конкуренции при установлении данного требования и возможности участвовать в закупке.

В свою очередь Комиссия отмечает, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Одной из целей Закона о закупках является удовлетворение потребностей заказчиков в удовлетворении нужд в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

Согласно требованиям части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Из приведенных норм права в их взаимосвязи следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. При этом Закон о закупках не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми и необходимыми для выполнения соответствующих функций, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что указание Заказчиком в закупочной документации оспариваемых Заявителем требований обусловлены его потребностями.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что установленные Заказчиком в Техническом задании требования не могут рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

Действительных доказательств нарушения прав Заявителя оспариваемым требованием, Заявителем Комиссии не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» (ИНН: 5029124262; ОГРН: 1095029001792) на действия АО «Почта России» (ИНН: 7724490000; ОГРН: 1197746000000) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмами Московского УФАС России от 26.01.2022 № ЕИ/3838/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны