Решение №16205/24 б/а от 22 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-4594/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
17.04.2024                                                                                                                            г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«…..»,

членов Комиссии:

«…..»,

«…..»,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей «…..» в лице «…..», действующего на основании доверенности от 08.04.2024 № б/н, «…..» в лице «…..», действующего на основании доверенности от 09.02.2024 № 57, «…..», действующей на основании доверенности от 10.01.2023 № 27,

рассмотрев жалобу «…..» (далее также — Заявитель) на действия «…..» (далее также — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку мебели для оснащения административного здания города Москвы (реестровый № 32413403226, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, перенаправленная письмом Санкт-Петербургского УФАС России от 04.04.2024 № 78/8703/24.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы заявка Заявителя неправомерно отклонена от дальнейшего участия в процедуре, поскольку его заявка полностью соответствовала требованиям документации.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

При этом в силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

ГАУ «МосжилНИИпроект» осуществляет свою закупочную деятельность на основании типового Положения о закупке товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц в редакции, утвержденной приказом Департамента городского имущества города Москвы, Департамента города Москвы по конкурентной политике, Главного контрольного управления города Москвы от 17 сентября 2018 г. №248/70-23-139/8/77 (в редакции приказа от 04.03.2024 № 67/70-01-30/24/22) (далее – Положение о закупке).

Как следует из материалов дела, Заказчик 19.03.2024 на сайте электронной торговой площадки АО «ЕЭТП» (адрес в сети «Интернет» - https://www.roseltorg.ru/), а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении Закупки.

Дата начала срока подачи заявок: 19.03.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика): 27.03.2024 10:00.

Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 17 716 911,21 рублей.

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок на участие в процедуре от 29.03.2024 № 32413403226 заявка Заявителя (№ 2468732780) признана несоответствующей требованиям, установленным аукционной документацией на основании следующего:

«Несоответствие размера, формы, условий или порядка предоставления обеспечения заявки: Участник процедуры закупки, не допускается Комиссией к участию в закупке по основанию, предусмотренному п. 13.4.4. Положения о закупках товаров, работ, услуг ГАУ «МосжилНИИпроект» (далее - Положение), в связи с несоответствием заявки на участие требованиям документации о закупке.

Согласно п. 8.2 Документации конкурса в электронной форме вторая часть заявки участника должна содержать (в соответствии с требованиями п. 8 ч. 19.1. ст. 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ):

«Информация и документы об обеспечении заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если соответствующее требование предусмотрено извещением об осуществлении такой закупки, документацией о конкурентной закупке:

а) реквизиты специального банковского счета участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если обеспечение заявки на участие в такой закупке предоставляется участником такой закупки путем внесения денежных средств;

б) независимая гарантия или ее копия, если в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства участником такой закупки предоставляется независимая гарантия.»

Участником выбран способ обеспечения заявки путем внесения денежных средств на специальный банковский счет. В составе заявки участника информация о реквизитах специального банковского счета не представлена.».

Заявитель в жалобе ссылается на то, что им был выбран вариант обеспечения заявки на участие в Закупке в виде резервирования денежных средств на специальном банковском счете и в заявке были указаны все необходимые реквизиты спецсчета, которые также были доступны Заказчику в личном кабинете Оператора ЭТП.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что в соответствии с пунктом 8 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках, в подпункте а) пункта 8.2.5. документации о конкурентной закупке Заказчиком установлена обязанность представления информация и документов об обеспечении заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если соответствующее требование предусмотрено извещением об осуществлении такой закупки, документацией о конкурентной закупке, а именно реквизитов специального банковского счета участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если обеспечение заявки на участие в такой закупке предоставляется участником такой закупки путем внесения денежных средств.

При этом, как указал Заказчик, в составе заявки Заявителя, содержались исключительно сведения о расчетном счете Заявителя, а именно: Расчетный счет «…..» БИК «…..» СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ БАНК ПАО СБЕРБАНК К/с «…..», а не специальном банковском счете, предназначенном для блокировки денежных средств в обеспечение заявки.

Вместе с тем Комиссия считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с пунктом 8 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления информации и документов об обеспечении заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если соответствующее требование предусмотрено извещением об осуществлении такой закупки, документацией о конкурентной закупке:

а) реквизиты специального банковского счета участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если обеспечение заявки на участие в такой закупке предоставляется участником такой закупки путем внесения денежных средств;

б) независимая гарантия или ее копия, если в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства участником такой закупки предоставляется независимая гарантия.

Как следует из части 19.6 статьи 3.4 Закона о закупках заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей. Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1 указанной статьи. Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках.

При этом предусмотренные данной частью информация и документы должны содержаться в заявке на участие в аукционе в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с частью 19.1 указанной статьи.

Аналогичные требования к содержанию заявки на участие в Закупке и условия допуска установлены Заказчиком в разделе 13 «Требования к участникам процедур закупки, условия допуска» Положения о закупке.

На основании указанных норм Заказчиком в пункте 8.2.5 Закупочной документации установлено в том числе, что вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать информацию и документы об обеспечении заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если соответствующее требование предусмотрено извещением об осуществлении такой закупки, документацией о конкурентной закупке:

а) реквизиты специального банковского счета участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если обеспечение заявки на участие в такой закупке предоставляется участником такой закупки путем внесения денежных средств;

б) независимая гарантия или ее копия, если в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства участником такой закупки предоставляется независимая гарантия.

Требование о предоставлении обеспечения заявки на участие в аукционе в электронной форме установлено Заказчиком в разделе 11 Извещения о проведении Конкурса.

В соответствии с пунктом 11.1.1 Извещения о проведении Конкурса сумма обеспечения заявки на участие в конкурсе предусмотрена в следующем размере:

- 2 % от начальной (максимальной) цены договора, что составляет: 354 338,22 руб., НДС не облагается.

Пунктом 11.1.2 Извещения о проведении Конкурса установлен порядок и срок предоставления обеспечения заявки на участие в конкурсе в электронной форме (лоте), который предусматривает в том числе то, что обеспечение заявки может быть представлено в виде внесения денежных средств или независимой гарантии. Способ обеспечения заявки выбирается участником закупки самостоятельно.

В случае представления обеспечения в виде внесения денежных средств, денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки на участие в закупке, вносятся участником закупки на специальный счет, открытый им в банке, включенном в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 13 июля 2018 г. № 1451-р (далее - специальный банковский счет).

Несоответствие независимой гарантии, предоставленной участником закупки предусмотренным документацией требованиям, является основанием для отказа в принятии ее заказчиком.

Таким образом, вышеизложенные положения Закупочной документации прямо указывают на то, что обеспечение заявки предусмотрено документацией, а равно, участник Закупки в зависимости от выбора обеспечения заявки обязан в составе своей заявки представить реквизиты специального банковского счета либо независимую гарантию.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 12.1 конкурсной документации участник процедуры закупки, подавший заявку, не допускается к участию в закупке в случае несоответствия заявки на участие требованиям документации о закупке, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора, превышающей установленную начальную (максимальную) цену договора, либо срок выполнения работ (оказания услуг, поставки товара) превышает срок, установленный документацией о закупке.

Комиссией установлено, что Заявителем в качестве обеспечения заявки были внесены денежные средства на электронной площадке.

При этом в нарушение пункта 8.2.5 Извещения о проведении Конкурса в составе второй части заявки не были представлены реквизиты специального банковского счета.

На заседание Комиссии 10.04.2024 Заказчик представил скриншот, из которого следует, что в его личном кабинете на сайте Оператора ЭТП информация о специальном банковском счете в отношении заявки Заявителя отсутствовала и в соответствующем разделе стоял прочерк.

В ходе заседания 10.04.2024 Комиссией Управления на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в целях полного и всестороннего рассмотрения доводов жалобы был объявлен перерыв до 17.04.2024, с целью направления запроса информации в адрес Оператора ЭТП. Комиссией Управления у АО «ЕЭТП» была запрошена информация о наличии у Заказчика при рассмотрении заявок доступа к информации о реквизитах специального счета, который был указан Заявителем в личном кабинете в разделе «Просмотр информации по заявке № 2468732780» и причины отсутствия в личном кабинете Заказчика сведений о специальном счете Заявителя.

Согласно представленной к заседанию Комиссии позиции представителя Оператора ЭТП, в соответствии с пунктом 6.6.6 Руководства пользователя, на этапах «Рассмотрение вторых частей заявок», «Подведение итогов» в таблице с заявками, кроме сведений о дате регистрации заявки, Заявителях, также отображается информация об обеспечении – специальный счет или независимая гарантия.

Вместе с тем, согласно пункту 4.1.15 Регламента Оператор электронной площадки обязан в течение 1 (одного) часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке по Процедуре МСП, направить в банк информацию об Участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки, в разрезе каждого лота. Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации осуществляет блокирование, при наличии на Специальном банковском счете Участника закупки, незаблокированных денежных средств в размере обеспечения указанной заявки и информирует Оператора. Блокирование денежных средств не осуществляется в случае отсутствия на Специальном банковском счете Участника такой закупки денежных средств в размере для обеспечения указанной заявки либо в случае приостановления операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации, о чем Оператор информируется банком в течение одного часа. В случае если блокирование денежных средств не может быть осуществлено по основаниям, предусмотренным настоящей частью, Оператор обязан вернуть указанную заявку подавшему ее Участнику закупки в течение одного часа с момента получения соответствующей информации от банка.

Таким образом, Комиссия отмечает, что из позиции Оператора ЭТП следует, что информация об обеспечении заявок должна быть доступна в личном кабинете Заказчика на сайте Оператора ЭТП. Однако, из материалов дела следует, что такие сведения фактически не отображаются у Заказчика относительно заявки Заявителя.

В свою очередь, следует отметить, что представленная Заявителем на заседание Комиссии аудиозапись с Оператором ЭТП не подтверждает, что сведения о специальном банковском счете Заявителя фактически отображались в личном кабинете Заказчика на сайте Оператора ЭТП.

Иных доказательств того, что информация о реквизитах специального счета отображается Заказчику на электронной площадке, Заявителем не представлено.

Вместе с тем пунктом 8 части 19.1 статьи 3.4. Закона о закупках прямо предусмотрено предоставление информации и документов об обеспечении заявки (в данном случае реквизитов специального банковского счета участника), учитывая, что требование об обеспечении заявки прямо предусмотрено документацией.

Следовательно, Заявителю было необходимо указать в заявке специальный банковский счет участника в соответствии с законодательством о закупках и требованиями, установленными в документации, чего сделано Заявителем не было.

Кроме того, учитывая, что у Заявителя имеется на электронной площадке специальный счет, обоснований невозможности представить реквизиты специального счета в составе заявки, Заявителем также не представлено.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о том, что в данном случае заявка Заявителя не соответствовала требованиям Закупочной документации, а равно у Заказчика имелись основания для отклонения заявки Заявителя.

В свою очередь, Заявитель на момент подачи заявки положения Закупочной документации не оспаривал, с запросом разъяснений в адрес Заказчика не обращался, тем самым согласился с установленными требованиями.

На основании изложенного, Комиссия считает решение Закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями Закупочной документации и требований Закона о закупках.

Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

Вместе с тем, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу «…..» (ИНН: «…..»; ОГРНИП: «…..») на действия «…..» (ИНН: «…..»; ОГРН: «…..») при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмами Московского УФАС России от 05.04.2024 № НП/13751/24 и от 10.04.2024 № НП/14538/24.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны