Решение №21766/23 б\а от 31 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-6541/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

29.05.2023 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии,

<...>

при участии посредством видеконференцсвязи представителей ООО «Альфа», ФГУП ГЦСС,

рассмотрев жалобу ООО «Альфа» (далее – Заявитель) на действия ФГУП ГЦСС (далее — Организатор торгов) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды на объекты недвижимого имущества, закрепленные на праве хозяйственного ведения за ФГУП ГЦСС (извещение № 22000183760000000002, лот № 4, далее - Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора при проведении Торгов, в том числе перенаправленная письмом Санкт-Петербургского УФАС России от 12.05.2023 № 78/11139/23.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Аукцион проводится в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», приказа Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 г. № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее – Правила), а также иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с заключением договоров аренды.

Таким образом, проведение спорного аукциона является обязательным в силу действующего законодательства, в связи с чем рассмотрение поданной жалобы проводилось в рамках ст. 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоба на обязательные в силу закона Торги.

Комиссией установлено, что Организатором торгов 21.04.2023 на официальном сайте АО «Сбербанк-АСТ» и на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://torgi.gov.ru/new/public размещено Извещение о проведении Торгов № 22000183760000000002, лот № 4.

Согласно доводам жалобы, Заявителем оспаривается неознакомление с имуществом, неуказание порядка ознакомления с имуществом в документации о Торгах, а также отсутствие ответа на запрос разъяснений документации.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Относительно доводов жалобы об отсутствии в документации порядка ознакомления с имуществом и неознакомлении с реализуемым имуществом Комиссия отмечает следующее.

Согласно подпункту 15 пункта 114 Правил документация об аукционе помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении аукциона, должна содержать дату, время, график проведения осмотра имущества, права на которое передаются по договору. Осмотр обеспечивает организатор аукциона или специализированная организация без взимания платы. Проведение такого осмотра осуществляется не реже, чем через каждые пять рабочих дней с даты размещения извещения о проведении аукциона на официальном сайте торгов, но не позднее чем за два рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

В соответствии с пунктом 22 Информационной карты дата, время, график проведения осмотра имущества указаны в РАЗДЕЛЕ IV.

В силу раздела IV осмотр недвижимого имущества, права на которое передаются по договору аренды, проводится:

срок: по рабочим дням во вторник и четверг с 10:30 до 13:00 и с 14:00 до 16:00 (время московское) начиная с даты размещения извещения о проведении аукциона на официальном сайте торгов, но не позднее, чем за два рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Для проведения осмотра имущества, направляется заявка по электронной почте на проведение осмотра с указанием фамилии, имени, отчества лица, которое будет производить осмотр имущества, и желаемой датой, и временем проведения такого осмотра (адрес электронной почты: <...>

На заседании Комиссии Организатор торгов пояснил, что объект аренды находится на территории аэропорта «Пулково». Для прохода на данную территорию необходимо оформление пропуска.

Правилами охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденными постановлением Правительства РФ № 42 от 01 февраля 2011 определен порядок охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры в целях обеспечения авиационной безопасности. Согласно Правил под охраной аэропортов и объектов их инфраструктуры понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих защиту аэропортов и объектов их инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Задачей в области охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры является предотвращение несанкционированного прохода (проезда) лиц и транспортных средств, проноса оружия, взрывчатых веществ и других опасных устройств, предметов, веществ на территорию аэропортов.

Организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры. В аэропорту Пулково такой организацией выступает Общество с ограниченной ответственность «Воздушные ворота Северной столицы» (далее – ООО «ВВСС»).

Кроме того, в соответствии с п. 4 Правил охрана границ территории (далее - периметр) международных аэропортов, к которым относится аэропорт Пулково подлежит обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, - подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта.

Исходя из вышеназванного порядка, а также императивных требований ФЗ от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и ФЗ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации», ООО «ВВСС» разработаны и размещены на официальном сайте Методические рекомендации по оформлению обращений на выдачу пропусков для прохода персонала, проезда автотранспорта и перемещения материальных объектов на территорию аэропорта «Пулково» (далее – методические рекомендации).

В соответствии с Методическими рекомендациями разработана Инструкция по пропускному и внутриобъектовому режиму на территории объекта транспортной инфраструктуры аэропорт Пулково.

Вышеназванной инструкцией установлен порядок оформления разовых пропусков на территорию аэропорта, в частности:

«4.1 Пропускной режим – это совокупность правил и процедур допуска лиц и транспортных средств в зону транспортной безопасности аэропорта, в зоны с дополнительными режимными ограничениями аэропорта или на объекты Субъекта.

4.7 Пропуска – документы установленного образца, выдаваемые лицам, которые осуществляют свою деятельность в зоне транспортной безопасности аэропорта или которым в силу иных причин необходим санкционированный доступ в зону транспортной безопасности аэропорта или в любые зоны ограниченного доступа аэропорта, в целях упрощения доступа и опознания таких лиц.

Главой 15 Инструкции подробно регламентирован порядок получения пропусков.

Дополнительно на сайте ООО «ВВСС» размещены Методические рекомендации по оформлению обращений на выдачу пропусков (с типовыми формами заявлений), а также режим работы подразделений для подачи заявлений в установленной форме для получения пропуска. В тексте Методических рекомендаций указано: «Пропуска любых установленных видов выдаются только при личном обращении лица, допускаемого в зону транспортной безопасности аэропорта».

Пропуск выдается на возмездной основе в размере 1 200 рублей, оплата производится от юридического лица, подающего заявку.

Исходя из вышеизложенного, у Организатора торгов отсутствует возможность оформления пропусков на территорию аэропорта без самостоятельных действий от заинтересованного лица.

Кроме того, Организатор торгов пояснил, что предпринял все необходимые и дота точные действия по ознакомлению Заявителя жалобы с выставленными на торгах помещениями:

- документации ЛОТ размещен подробный план помещений;

- указан телефон контактного лица, готового ответить на все возникающие вопросы, в том числе о количестве сотрудников в здании спецсвязи, для организации кторых проводится закупка, о наличии оборудования для организации кухни и т.д.;

- 22 мая 2023 проведен сотрудником филиала ФГУП ГЦСС – РУСС по Северо-Западному региону проведена онлайн демонстрация помещений под организацию столовой, а также доведена вся информация, интересовавшая Заявителя.

В свою очередь, Комиссия отмечает, что в соответствии с подпунктом 15 пункта 114 Правил обязанность ознакомления с реализуемым имуществом и организация такого ознакомления лежит на Организаторе торгов.

В настоящем случае в аукционной документации отсутствуют сведения о необходимости оформления пропуска, порядок его оформления. Кроме того, факт непредоставления Заявителю допуска к реализуемому имуществу в связи с несогласованием пропуска с ООО «ВВСС» не отрицается Организатором торгов.

Довод Организатора торгов о возмездном характере выдачи пропуска также рассматривается Комиссией критически, поскольку согласно подпункту 15 пункта 114 Правил осмотр обеспечивает организатор аукциона или специализированная организация без взимания платы.

Относительно довода жалобы об отсутствии ответа на запрос разъяснений Организатор торгов пояснил, что указанный запрос им получен не был, в связи с чем не были даны разъяснения положений документации.

В свою очередь, Комиссия установила, что запрос разъяснений был подан Заявителем 04.05.2023 посредством функционала ЭТП. Данный запрос в том числе отражается на официальном сайте Оператора ЭТП. При этом, Организатором торгов в установленный срок не были даны разъяснения положений документации.

Согласно пункту 1.3 документации любое заинтересованное лицо вправе направить в письменной форме, в том числе в форме электронного документа Организатору аукциона запрос о разъяснении положений документации об аукционе.

Запросы в форме электронного документа, должны быть оформлены с учетом особенностей электронного документооборота в порядке, предусмотренном Федеральным законом Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Организатор аукциона в течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса направляет письменно или в форме электронного документа разъяснения положений документации об аукционе при условии, что такой запрос поступил не позднее, чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Запросы, поступившие позднее, чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, не рассматриваются.

Разъяснения положений документации об аукционе, с указанием предмета запроса, но без указания заинтересованного лица, от которого поступил запрос, размещаются Организатором аукциона на официальном сайте в течение одного дня со дня направления разъяснений положений документации об аукционе по запросу заявителя.

В соответствии с пунктом 15 Информационной карты любое заинтересованное лицо вправе направить запрос о даче разъяснений положений документации. Запрос разъяснений направляется посредством программных и технических средств ЭТП, при условии аккредитации участника закупки на ЭТП. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса организатор аукциона обязан направить разъяснения положений документации, если указанный запрос поступил к нему не позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

В течение одного дня с даты направления разъяснения положений документации по запросу заинтересованного лица такое разъяснение должно быть размещено организатором аукциона или специализированной организацией на официальном сайте торгов с указанием предмета запроса, но без указания заинтересованного лица, от которого поступил запрос.

Даты начала и окончания предоставления разъяснений: с «22» апреля 2023 года до «12» мая 2023 года.

Таким образом, Организатор торгов был обязан дать разъяснения положений документации в течение двух рабочий дней с даты поступления указанного запроса, что не было выполнено.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы, и наличия в действиях Организатора торгов нарушения подпункта 15 пункта 114 Правил, пункта 15 Информационной карты.

В соответствии с подпунктом «а» пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Комиссия отмечает, что жалоба подана в отношении действий Организатора торгов и положений документации в отношении Торгов № 22000183760000000002, лот № 4.

На заседании Комиссии было установлено, что Организатором торгов в отношении оспариваемого имущества были объявлены новые торги №22000183760000000003, лот №4. При этом, доводы, изложенные в жалобе, касаются действий Организатора торгов, совершенных в рамках Торгов № 22000183760000000002, лот № 4, которые в настоящий момент признаны несостоявшимися.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что нарушение носит неустранимый характер, в связи с чем Комиссия не выдает Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов обоснованной.

2. Установить в действиях Организатора торгов нарушения подпункта 15 пункта 114 Правил, пункта 15 Информационной карты.

3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Организатору торгов не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны